Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Калимуллина Р.Я. и Фахрутдиновой Р.А,
при участии прокурора Кириллова Э.В,
при секретаре судебного заседания Мусиной А.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Остроумовой М.Г. на решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 3 апреля 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Исполнительного комитета г.Мензелинска Мензелинского муниципального района Республики Татарстан к Остроумовой М.Г. о расторжении договора социального найма, выселении удовлетворить частично.
Расторгнуть типовой договор N02 от 25 января 2019 года социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Остроумовой М.Г. в поддержку апелляционной жалобы, возражения представителей Исполнительного комитета г.Мензелинск Мензелинского муниципального района Республики Татарстан - Габдуллиной А.Н. и Бадриевой Р.Р. относительно апелляционной жалобы, заключение прокурора Кириллова Э.В, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполнительный комитет г..Мензелинска Мензелинского муниципального района Республики Татарстан обратился в суд с иском к Остроумовой М.Г. о расторжении договора социального найма, выселении. В обоснование иска указано, что 25 января 2010 года между истцом и Остроумовой М.Г. был заключен служебный типовой договор социального найма N02 от 25 января 2010 года жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" сроком на пять лет. Остроумова М.Г. в качестве нуждающейся в установленном законом порядке не признавалась, малоимущей она не является. Также в нарушение п.3 ст.49 ЖК РФ, жилое помещение ей было предоставлено на основании ходатайства главного врача Мензелинской ЦРБ. Процедура предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленная жилищным законодательством, нарушена. Кроме того, договор найма с Остроумовой М.Г. был заключен на пять лет, а в соответствии с жилищным законодательством договор социального найма жилого помещения заключается бессрочно. Остроумова М.Г. имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: "адрес"А, площадью 143,6 кв.м. Право собственности зарегистрировано 28 июня 2016 года. Данный факт был выявлен только 14 декабря 2017 года на основании выписки из ЕГРН... Остроумова М.Г. по адресу: "адрес"А, площадью 143,6 кв.м. фактически проживает совместно с членами семьи. Следовательно, ФИО11 имеет жилое помещение на территории города Мензелинска и в муниципальном жилом помещении не нуждается. Договор социального найма N02 от 25 января 2010 года жилого помещения, расположенный по адресу: "адрес" сроком на пять лет, следовательно, срок договора истек, что влечет прекращение обязательств сторон. 7 ноября 2018 года Остроумовой М.Г. было направлено уведомление об освобождении жилого помещения до 1 января 2019 года, квартира остается в пользовании ответчика.
Истец просил расторгнуть договор социального найма N02 от 25 января 2010 года жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", выселить и обязать Остроумову И.Г. вернуть квартиру, расположенную по адресу: "адрес" муниципальному образованию " "адрес"" в лице Исполнительного комитета "адрес" муниципального района РТ.
В судебном заседании представители Исполнительного комитета г.Мензелинска Мензелинского муниципального района Республики Татарстан - Бадриева Р.Р, Габдуллина А.Н. исковые требования поддержали.
Остроумова М.Г. иск не признала.
Суд постановилрешение о частичном удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Остроумовой М.Г. ставится вопрос об отмене решения суда по данному гражданскому делу, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств дела, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом указывается, что ответчику было предоставлено жилое помещение на основании постановления администрации N02 от 25 января 2010 года "О выдаче типовых договоров социального найма на жилое помещение жителям города". Для обеспечения гарантий, что ответчик будет работать, было решено внести в название договора определение "служебный" и поставить ограничительный срок права владения и пользования на условиях служебного помещения - 5 лет. По истечению этого срока была договоренность, что квартира будет использована на условиях социального найма бессрочно, что и произошло по факту, а именно, квартиру к служебной истец не относил, и по истечению срока действия договора никакие действия по выселению ответчика не предпринимались. Служебный типовой договор социального найма жилого помещения обеими сторонами был исполнен в полном объеме и прекратил свое действие. Ответчик до настоящего времени работает акушером гинекологом в ГАУЗ "Мензелинская центральная районная больница", то есть исполняет взятые на себя обязательства. Кроме того, истец пропустил срок исковой давности по заявленным требованиям, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст.288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В силу ч.3 ст.425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Согласно п.1 ст.60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно п.1 ч.1 и ч.3 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со ст.93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что согласно служебному типовому договору N 2 социального найма жилого помещения N02 от 25 января 2010 года, заключенному между Исполнительным комитетом г.Мензелинска и Остроумовой М.Г, и согласно п.1.1 служебного типового договора служебное жилое помещение предоставляется нанимателю и членам его семьи в пользование сроком на 5 лет, без права на приватизацию. Настоящий договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон в любое время, в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства, а также по требованию наймодателя в судебном порядке в предусмотренных договором случаях.
В соответствии с письмом главного врача МБУЗ "Мензелинская центральная районная больница" следует, что МБУЗ "Мензелинская центральная районная больница" ходатайствовало о выдаче служебного договора социального найма на жилое помещение сроком на пять лет по адресу: "адрес" врачу акушеру-гинекологу Мензелинской ЦРБ Остроумовой М.Г. на состав семьи два человека /л.д. 13/.
Согласно выписке из домовой книги N304 от 18 февраля 2019 по адресу: "адрес", зарегистрированы: Остроумова М.Г, Остроумов Ф.Л.
Согласно письму N705 от 27 ноября 2018 года руководителя Исполнительного комитета г.Мензелинск Мензелинского муниципального района РТ, Остроумовой М.Г. сообщено о необходимости освобождения служебного жилого помещения по адресу: "адрес", в связи с тем, что договор на пользование жилым помещением по вышеуказанному адресу был заключен на срок пять лет, пролонгирован не был.
На дату заключения с Остроумовой М.Г. договора найма служебного жилого помещения 25 января 2010 года квартира, расположенная по адресу: "адрес", в установленном порядке к служебному жилищному фонду отнесена не была.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество Остроумова М.Г. имеет в собственности жилой дом, общей площадью 143,6 кв.м. и земельный участок, общей площадью 1000 кв.м, расположенные по адресу: "адрес"А.
Согласно акту и приобщенных к материалам дела фотографиям следует, что в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес"А к уличной сети холодного водоснабжения не подключен; в доме имеется газовая плита, стиральная машина, душевая кабина в неустановленном виде; внутренняя отделка завершена, в доме имеется отопление, электроснабжение, комиссией установлено, что жилой дом пригоден для проживания.
Решением Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 10 мая 2018 года в удовлетворении искового заявления Остроумовой М.Г. к Исполнительному комитету г.Мензелинска Мензелинского муниципального района Республики Татарстан о признании отказа в приватизации жилого помещения незаконным, признании за Остроумовой М.Г. права на приватизацию жилого помещения, находящегося по адресу: "адрес", отказано. Решение суда оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 июля 2018 года, вступило в законную силу.
Постановлением руководителя Исполнительного комитета г.Мензелинск Мензелинского муниципального района РТ N36 от 15 марта 2018 года к служебным жилым помещениям отнесено жилое помещение по адресу: "адрес". Названное жилое помещение установлено считать служебным.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что квартира предоставлена истцу во временное пользование на период трудовых отношений на основании решения собственника жилого помещения, личного заявления и договора найма служебного помещения от 25 января 2010 года, который в установленном порядке недействительным не признан. Служебный типовой договор N 2 социального найма жилого помещения от 25 января 2010 года жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" сроком на пять лет, договором социального найма не является.
Между тем, принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела Остроумова М.Г. является действующим врачом МБУЗ "Мензелинская центральная районная больница", не обеспечена служебным жилым помещением по месту нахождения работодателя, следовательно, трудовые отношения, в связи с которыми семья ответчика приобрела право пользования служебным жилым помещением, не прекращены. В связи с чем не имеется оснований для удовлетворения исковых требований о выселении ответчика без предоставления другого жилого помещения.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что с учетом возникших между сторонами правоотношений, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые по делу обстоятельства и надлежащим образом руководствовался при рассмотрении дела приведенными выше нормами законодательства, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения. Выводы суда соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, в связи с чем доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение было предоставлено в связи с наличием трудовых отношений и на условиях социального найма, объективными доказательствами не подтверждены, в связи с чем не могут быть приняты судебной коллегией.
Кроме того, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит. Доказательств того, что Остроумова М.Г. и члены ее семьи состояли на жилищном учете, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, признавались малоимущими в целях постановки на жилищный учет, не представлено.
Суд пришел к правильному выводу о том, что квартира на условиях социального найма Остроумовой М.Г. не передавалась и во избежание правовой неопределенности в толковании указанного договора пришел к выводу об удовлетворении требований о расторжении указанного договора как договора социального найма.
Оценка указанному договору как договору найма служебного жилого помещения уже была дана в решении суда от 10 мая 2018 года и апелляционном определении от 12 июля 2018 года.
Согласно п.2 ст.61 ГПК Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд при разрешении спора не применил пропуск исковой давности, поскольку договор заключен в 2010 году, тогда как иск предъявлен по истечении 3-летнего срока, судебная коллегия отклоняет, поскольку отношения сторон являются длящимися, срок исковой давности не пропущен.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 3 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Остроумовой М.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.