Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Нуриева Райнура Рафисовича на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 7 ноября 2018 года, которым постановлено:
прекратить действие права Нуриева Райнура Рафисовича,... рождения, на управление транспортными средствами в связи с медицинскими противопоказаниями, которые препятствуют безопасному управлению транспортными средствами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Нижнекамского городского прокурора Республики Татарстан Халиковой Л.Г, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Нижнекамский городской прокурор Республики Татарстан в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Нуриеву Р.Р. о прекращении действия его права на управление транспортными средствами. Заявленные требования мотивированы следующим.
Административный ответчик, имея право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии.., имеет медицинские психиатрические противопоказания к управлению транспортными средствами, состоит на диспансерном наблюдении у врача-нарколога с диагнозом: "данные изъяты" соответственно, не годен к управлению транспортными средствами.
Прокурор просил прекратить действие права Нуриева Р.Р. на управление транспортными средствами в связи с ухудшением его здоровья, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
Суд заявленные требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе Нуриева Р.Р. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Он считает, что суд неправильно применил нормы материального права и пришел к бездоказательным выводам о правомерности административного иска, и настаивает на отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нижнекамский городской прокурор Республики Татарстан представил в суд апелляционной инстанции возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены. Нуриев Р.Р. в суд не явился.
Филиал государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" Нижнекамский наркологический диспансер (далее - Нижнекамский наркологический диспансер) представил заявление и отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижнекамскому району Республики Татарстан представили заявления с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения") основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в частности, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Из материалов дела видно, что в соответствии с водительским удостоверением серии... административный ответчик Нуриев Р.Р. имеет право на управление транспортными средствами категории "В".
Заключением врачебной комиссии Нижнекамского наркологического диспансера от 25 апреля 2018 года N310-К-18 административный ответчик признан негодным к управлению транспортными средствами.
Из справки Нижнекамского наркологического от 4 мая 2018 года N696 следует, что с 19 февраля 2018 года он взят на диспансерное наблюдение с диагнозом " "данные изъяты"
Разрешая данное, суд первой инстанции исходил из того, что право Нуриева Р.Р. на управление транспортными средствами создает угрозу жизни и здоровью граждан и их имуществу, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда по данному делу правильными.
Согласно пункту 1 статьи 23.1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, которым определены медицинские психиатрические противопоказания для водителей транспортных средств, включающие хронические и затяжные психические расстройства с тяжелым стойким или часто обостряющимися болезненными проявлениями (выражение формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально), а также алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N1604 утверждены перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством", в частности, Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (далее - Перечень от 29 декабря 2014 года N1604).
Указанным Перечнем от 29 декабря 2014 года N1604 психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, с кодом заболевания по международной статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) (далее - МКБ-10) F10 - F16, F18, F19, отнесены к психическим расстройствам и расстройствам поведения, связанным с употреблением психоактивных веществ, до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Разделом 2 Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" (далее - Приказ), предусмотрено, что за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливается, в частности, срок диспансерного учета больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
В соответствии с приложением к указанному Приказу срок стойкой ремиссии устанавливается для больных наркоманией и токсикоманией - 5 лет (статья 2 пункт "б").
Так, диагноз... выставленный административному ответчику, в соответствии с Перечнем от 29 декабря 2014 года N1604 по коду заболевания по МКБ-10 отнесен к психическим расстройствам и расстройствам поведения, связанным с употреблением психоактивных веществ, до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
По представленной Нижнекамским наркологическим диспансером информации, по состоянию на 5 марта 2019 года Нуриев Р.Р. с диспансерного наблюдения не снят.
Доказательства наличия у административного ответчика стойкой ремиссии как основания для прекращения диспансерного наблюдения в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, Нуриев Р.Р. имеет медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, а потому обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ) гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 46 от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ).
На основании части 7 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, диспансерное наблюдение в отношении административного ответчика осуществляется в установленном законом порядке, а потому является несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что административный ответчик состоит на профилактическом, а не диспансерном учете, поскольку он основан на неправильном толковании ее заявителем норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену решения суда также повлечь не могут.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 7 ноября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Нуриева Р.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.