Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Фахрутдинова И.И, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 февраля 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Кабировой Гульнары Риязовны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость: 1) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (многотопливная автозаправочная станция с магазином) площадью 3910 квадратных метров, имеющего кадастровый номер... :126, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица Техническая, дом 18; 2) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под автозаправочную станцию на три колонки с магазином сопутствующих товаров) площадью 3300 квадратных метров, имеющего кадастровый номер... :22, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, "адрес", указав их равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 7210000 рублей и 6110 000 рублей соответственно.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2016 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 декабря 2017 года.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в пользу Кабировой Гульнары Риязовны в счет возмещения судебных расходов 20 600 рублей.
В остальной части административного искового заявления отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кабирова Г.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности земельного участка общей площадью 3910 кв.м с кадастровым номером... :126, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица Техническая, дом 18, и земельного участка общей площадью 3300 кв.м с кадастровым номером... :22, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, "адрес"
Земельный участок с кадастровым номером... :126 относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (многотопливная автозаправочная станция с магазином).
Земельный участок с кадастровым номером 16:52:100305:22 относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: под автозаправочную станцию на три колонки с магазином сопутствующих товаров.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N2846-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани) по состоянию на 1 января 2015 года, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами... :126 и... :22 в размере 16014890,80 руб. и 13560228 руб. соответственно.
Указывая, что такая кадастровая стоимость нарушает ее права как плательщика земельного налога, Кабирова Г.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила установить кадастровую стоимость земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости в размере 7800450 руб. и 6801300 руб. соответственно и распределить понесенные по делу судебные расходы.
В ходе судебного разбирательства она уточнила заявленные требования и просила установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы и возместить понесенные по делу судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 600 руб, на составление отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка по договору от 6 декабря 2017 года N8020/17 в размере 25000 руб. и по договору от 17 сентября 2018 года N57-18/НФ в размере 85 000 руб, на оплату экспертизы отчета в размере 25000 руб, на оплату услуг представителя в размере 25000 руб.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска. Указывается, что заключение судебного эксперта от 27 декабря 2018 года NЗ-059/18, которое судом положено в основу обжалуемого решения, не соответствует требованиям закона о государственной экспертной деятельности и закона об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Кабирова Г.Р. представила в суд апелляционной инстанции свои возражения на апелляционную жалобу, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Административный истец Кабирова Г.Р. в суд не явилась, ее представитель Ибрагимова В.Р. на основании части 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) к участию в деле не допущена ввиду отсутствия доказательств наличия у нее высшего юридического образования.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и исполнительный комитет муниципального образования г.Набережные Челны своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 4 статьи 247 КАС РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании абзаца 2 части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из материалов дела видно, что в подтверждение своих доводов о несогласии с указанной кадастровой стоимостью земельных участков первоначально административным истцом был представлен общества с ограниченной ответственностью "Инженерный центр" от 6 декабря 2017 года N8020/17 об оценке рыночной стоимости земельных участков и далее отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 21 сентября 2018 года N57-18/НФ, подготовленный индивидуальным предпринимателем Фадеевой Н.Е.
Согласно данному отчету от 21 сентября 2018 года N57-18/НФ рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... :126 и... :22 по состоянию на 1 января 2015 года составила 7800450 руб. и 6801300 руб. соответственно.
По ходатайству административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по делу проведена судебная экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельного участка, соответствия представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельного участка, в отношении которого утверждена оспариваемая кадастровая стоимость. Проведение экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "МФКЦ "Барс-Консалтинг" Насибуллину Н.М.
Заключением судебного эксперта Насибуллина Н.М. от 16 января 2019 года NЗ-059/18 по результатам проведенной по делу судебной экспертизы сделан вывод о том, что представленный административным истцом отчет от 21 сентября 2018 года N57-18/НФ об оценке рыночной стоимости земельных участков не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки и величина рыночной стоимости земельных участков определена в нем неверно.
При этом, отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определилрыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... :126 и... :22 по состоянию на 1 января 2015 года в размере 7210000 руб. и 6110 000 руб. соответственно.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из допустимости и достаточности имеющихся в материалах дела доказательств рыночной стоимости спорного земельного участка, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в соответствии с заключением судебного эксперта от 27 декабря 2018 года.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Как следует из материалов дела, судебный эксперт Насибуллин Н.М. в установленном законом порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Он имеет высшее образование, подтвержденное дипломом Института экономики, управления и права (г.Казань), квалификацию "Экономист" по специальности "Финансы и кредит" со специализацией "Финансовый менеджмент"; диплом НОУ ВПО "Московская финансово-промышленная академия (МФПА)" о профессиональной переподготовке по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" от 9 октября 2008 года; свидетельство о повышении квалификации по программе "Оценочная деятельность", выданное Институтом экономики, управления и права (г.Казань) по программе "Оценочная деятельность" в 2012 году, и профессиональный стаж с 2008 года; обладает квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности от 19 января 2018 года по направлению "Оценка недвижимости", выданным федеральным бюджетным учреждением "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров", и квалификационным аттестатом о сдаче единого квалификационного экзамена в соответствии с требованиями к уровню знаний, предъявляемыми федеральными стандартами оценки к эксперту саморегулируемой организации оценщиков на основании протокола от 26 февраля 2015 года N1, проведенного ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права (г.Казань). Эксперт Насибуллин Н.Х. обладает познаниями в области стоимостных исследований и опытом их проведения и является действительным членом Российского общества оценщиков, в связи с чем квалификация судебного эксперта и уровень его компетентности как специалиста сомнений у суда не вызывают.
Выводы суда первой инстанции относительно оценки имеющихся в материалах дела доказательств являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований не согласиться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку правильность и обоснованность заключения судебного эксперта имеющимися в материалах дела доказательствами, кроме доводов административного ответчика, не опровергается.
Таким образом, обжалуемое решение в части определения кадастровой стоимости земельных участков является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Статья 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
В связи с этим подлежит отклонению как несостоятельный довод апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебного эксперта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции по данному делу и вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств не опровергают, фактически сводятся к повторению доводов административного ответчика, приводившихся им в обоснование своей позиции о несогласии с заключением судебного эксперта, которые в установленном законом порядке были оценены судом первой инстанции, и отмену обжалуемого судебного акта также повлечь не могут.
Имеющие значение для дела обстоятельства в указанной части решения суда определены судом правильно, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
В остальной части решения суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется, апелляционная жалоба доводов к отмене решения суда в данной его части не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 февраля 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.