Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Шакуровой Н.К, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ШакуровойН.К. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 февраля 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Набиуллина Руслана Рашитовича и постановлено определить кадастровую стоимость:
- нежилого здания (магазины "Хозтовары", "Овощной"), общей площадью 279,8 квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: Республика "адрес", на территории колхозного рынка, в размере 3 972 053 рублей по состоянию на 1 января 2014года;
- нежилого здания (магазин "Сельхозпродукты"), общей площадью 186,7квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", на территории колхозного рынка, в размере 2 922 214 рублей по состоянию на 1 января 2014 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной данным решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1января 2015 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29сентября 2018 года.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Набиуллин Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование требований указал, что является собственником объектов недвижимости:
- нежилого здания (магазины "Хозтовары", "Овощной"), общей площадью 279,8 квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: Республика "адрес", на территории колхозного рынка, поставленного на государственный кадастровый учет 4июля 2011 года;
- нежилого здания (магазин "Сельхозпродукты"), общей площадью 186,7 квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: Республика "адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 2 июля 2011года.
Кадастровая стоимость названных объектов недвижимости определена по состоянию на 1 января 2014 года, применяется для целей налогообложения с 1 января 2015 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет соответственно 7 833 303 рубля 18 копеек, 5 269 853 рубля 94копейки.
Полагая эту стоимость явно завышенной, Набиуллин Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточненных требований, просил определить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером... в размере 3972053 рублей; нежилого здания с кадастровым номером... в размере 2922214 рублей, равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, согласно заключению судебной экспертизы.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит решение суда отменить, полагая, что самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований являлось то обстоятельство, что представленный административным истцом отчет по определению рыночной стоимости объектов недвижимости составлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности. При этом экспертное заключение, которое суд положил в основу решения, по мнению административного ответчика, также составлено с нарушениями требований законов об экспертной и оценочной деятельности, которые являются существенными и влияющими на итоговую величину определяемой стоимости объектов недвижимости.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Совета поселка городского типа Уруссу Ютазинского муниципального района Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 20 "О налоге на имущество физических лиц" установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, обязательный к уплате на территории муниципального образования "поселок городского типа Уруссу" Ютазинского муниципального района Республики Татарстан, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Данное решение вступило в законную силу с 1 января 2015 года. В настоящее время данное решение действует в редакции, принятой решением Совета муниципального образования "поселок городского типа Уруссу" Ютазинского муниципального района от 31 мая 2018 года N 13, установившим аналогичный порядок определения налоговой базы по указанному налогу.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что административным истцом суду представлен отчет N 102/1-18 от 29 июня 2018 года об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки Эдвайс", согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами..,... по состоянию на 1 января 2014 года составила соответственно 3 360 900 рублей, 2 242 600 рублей.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с указанным отчетом не согласился, представил замечания, в которых указал на допущенные, по его мнению, нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также методологии оценочной деятельности.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан 9 ноября 2018года по ходатайству представителя административного ответчика для установления соответствия отчета N 102/1-18 от 29 июня 2018 года об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, составленного обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки Эдвайс" по инициативе Набиуллина Р.Р, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту автономной некоммерческой организации "Финансово-экономическая судебная экспертиза" Захматову Д.Ю.
Согласно заключению эксперта N ВС-03122018-4 от 10 января 2019года представленный административным истцом отчет N 102/1-18 от 29июня 2018 года об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом эксперт пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости объектов недвижимости определена в указанном отчете неправильно.
Отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определилрыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером.., которая по состоянию на 1 января 2014 года, согласно заключению, составила 3 972 053 рубля; рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером.., которая по состоянию на 1 января 2014 года, согласно заключению, составила 2 922 214 рублей.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Судебная коллегия, изучив заключение эксперта N ВС-03122018-4 от 10 января 2019 года, приходит к выводу о его соответствии требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении экспертом требований об экспертной и оценочной деятельности несостоятельны, поскольку итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, выводы экспертом были сделаны в рамках его профессиональных знаний, при том, что представителем административного ответчика не представлено сведений о наличии у него соответствующих специальных познаний.
Новых данных, опровергающих выводы суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 февраля 2019года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.