Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Фахрутдинова И.И, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Восток" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19февраля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Восток" об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца- Ганиева С.Б. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Восток" (далее - ООО НТЦ "Восток") обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Комиссия) от 9 ноября 2018 года N286 об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование требований указало, что является собственником:
земельного участка с кадастровым номером (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: легкая промышленность) площадью 9 216 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика "адрес", имеющего кадастровый номер... ;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилого строения (здание участка лакокрасочных покрытий) площадью 1312 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер... ;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная деятельность) площадью 2602 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика "адрес", имеющего кадастровый номер...
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами..,... определена по состоянию на 1 января 2015 года, земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 8 сентября 2015 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N2846-р и составляет соответственно 14738503 рубля 68 копеек, 2079562 рубля 44 копейки, 4223228 рублей 14 копеек.
Полагая такую стоимость явно завышенной и не соответствующей фактической рыночной стоимости, ООО НТЦ "Восток" обратилось к независимому оценщику Макарову В.А, осуществляющему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, которым 12 сентября 2018года составлен отчет, согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами..,... по состоянию на 1 января 2015 года составила 3955000 рублей и 659000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 8 сентября 2015года составила 1362000 рублей.
23 октября 2018 года ООО НТЦ "Восток" обратилось в Комиссию с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, однако решением от 9 ноября 2018 года N286 заявление было отклонено по мотиву несоответствия представленного отчета требованиям законодательства и методологии оценочной деятельности.
ООО НТЦ "Восток" полагало решение Комиссии от 9 ноября 2018 года N286 незаконным, поскольку отчет от 12 сентября 2018 года N2018-10 соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, что подтверждено положительным экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе ООО НТЦ "Восток" просит об отмене решения, приводя доводы в опровержение выводов и мнения Комиссии о несоответствии отчета требованиям закона со ссылкой на положения Федеральных стандартов оценки и на основе подробного анализа каждой позиции оспариваемого решения приходит к выводу о том, что у Комиссии не имелось оснований для отклонения заявления ООО НТЦ "Восток" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчета.
Повторяет доводы административного иска о том, что соответствие этого отчета предъявляемым законом требованиям подтверждено положительным экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть четвертая статьи 24.18 Федерального закона).
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (часть девятая статьи 24.18 Федерального закона).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть одиннадцатая статьи 24.18 Федерального закона).
Перечень документов, представляемых в Комиссию в целях пересмотра кадастровой стоимости по данному основанию, установлен частью шестнадцатой статьи 24.18 Федерального закона и включает в себя: выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок создании и работы комиссии) утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N263.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 января 2012 года NП/20 создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в составе четырех человек.
Приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 10 декабря 2013 года NП/525 утверждены Положение о порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Республике Татарстан (далее - Положение о комиссии) и Порядок ведения делопроизводства комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Республике Татарстан (далее - Порядок ведения делопроизводства).
Процедура рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости и фиксации его результатов определена статьей 24.18 Федерального закона и регламентирована вышеназванными подзаконными актами.
Согласно данной процедуре заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления (часть девятнадцатая статьи 24.18 Федерального закона).
В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости (часть двадцатая статьи 24.18 Федерального закона, пункт 16 Порядка создания и работы комиссии, пункт 2.9 Порядка ведения делопроизводства).
Секретарь комиссии извещает заявителя о дате рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости в срок не более семи рабочих дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости, но не позднее чем за пять рабочих дней до заседания комиссии (пункта 16 Порядка создания и работы комиссии, пункт 2.8 Порядка ведения делопроизводства).
Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии (часть двадцать первая статьи 24.18 Федерального закона).
Секретарь комиссии в срок не позднее пяти рабочих дней до даты заседания комиссии извещает исполнителя работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, оценщиков, составивших отчет об определении кадастровой стоимости, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и по предложению членов комиссии иных лиц о дате, месте и времени рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости с приглашением на заседание (пункт 16 Порядка создания и работы комиссии).
О дате, времени и месте заседаний комиссии, определяемых председателем комиссии, члены комиссии извещаются секретарем комиссии не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения заседания путем направления соответствующих писем факсимильными средствами связи и (или) электронными средствами связи (пункты 2.5, 2.6 Порядка ведения делопроизводства).
Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов (часть двадцать пятая статьи 24.18 Федерального закона, пункт 10 Порядка создания и работы комиссии, пункт 6 Положения о комиссии).
На заседании комиссии по рассмотрению заявления могут присутствовать заявитель и иные лица (пункт 17 Порядка создания и работы комиссии, пункт 8 Положения о комиссии, пункт 2.19 Порядка ведения делопроизводства).
Заседание комиссии ведет председатель комиссии или в его отсутствие - заместитель председателя комиссии (пункт 11 Порядка создания и работы комиссии, пункт 7 Положения о комиссии, пункт 2.18 Порядка ведения делопроизводства).
Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами "за" или "против". Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения (пункт 12 Порядка создания и работы комиссии, пункт 10 Положения о комиссии, пункт 2.25 Порядка ведения делопроизводства).
На заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, в котором отражаются сведения, предусмотренные пунктом 18 Порядка создания и работы комиссии, пунктами 2.27 и 2.28 Порядка ведения делопроизводства. Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии не позднее трех рабочих дней с даты заседания (пункт 18 Порядка создания и работы комиссии, пункт 2.28 Порядка ведения делопроизводства).
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (часть двадцать четвертая статьи 24.18 Федерального закона).
Согласно пункту 20 Порядка создания и работы комиссии в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО НТЦ "Восток" принадлежат на праве собственности:
земельный участок с кадастровым номером (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: легкая промышленность) площадью 9 216 квадратных метров, расположенный по адресу: Республика "адрес", имеющий кадастровый номер... ;
земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилого строения (здание участка лакокрасочных покрытий) площадью 1312 квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес", имеющий кадастровый номер... ;
земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная деятельность) площадью 2602 квадратных метра, расположенный по адресу: "адрес", имеющий кадастровый номер...
23 октября 2018 года ООО НТЦ "Восток" обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, приложив к заявлению документы, состав которых определен частью 16 статьи 24.18 Федерального закона, в том числе отчет от 12 сентября 2018 года N2018-10 об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами...
На заседании комиссии присутствовало двое из четырех членов комиссии и секретарь комиссии. Заявление и приложенные к нему документы были исследованы комиссией, ход заседания зафиксирован в протоколе, который подписан председателем и секретарем комиссии. Протокол заседания комиссии соответствует требованиям пункта 18, 19 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
По итогам рассмотрения заявления ООО НТЦ "Восток" о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости все участвовавшие в заседании члены Комиссии проголосовали против установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в результате чего Комиссией принято решение N286 от 9 ноября 2018 года об отклонении заявления.
Из текста решения и протокола усматривается, что основанием для отклонения заявления послужило несоответствие отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости требованиям законодательства об оценочной деятельности и методологии оценки.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявление ООО НТЦ "Восток" о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости рассмотрено Комиссией в правомочном составе с соблюдением установленной процедуры подготовки и проведения заседания, по результатам рассмотрения заявления принято мотивированное решение, и, следовательно, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к несогласию с выводами Комиссии о несоответствии представленного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, которые сделаны ей в рамках своей компетенции.
Как следует из буквального толкования пункта 20 Порядка создания и работы комиссии, возможность принятия Комиссией решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости предусмотрена лишь в том случае, если отчет об оценке соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Таким образом, проверка Комиссией достоверности отчета об оценке является необходимым условием рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости независимо от наличия положительного экспертного заключения, а основанием для отклонения заявления может служить несоответствие отчета как требованиям статьи 11 Федерального закона, так и требованиям федеральных стандартов оценки.
Доказательств нарушения порядка создания и работы Комиссии, проведения заседания и голосования по заявлению, а также каких-либо иных нарушений действующего законодательства, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого решения, суду апелляционной инстанции не представлено.
Необходимо учитывать, что результатом оспаривания решения Комиссии об отклонении заявления может являться признание решения Комиссии не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца. При этом в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Из этого следует, что при оспаривании решений Комиссии об отклонении заявления об оспаривании результатов кадастровой оценки объекта недвижимости не разрешается вопрос об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости, что исключает возможность оценки этого вопроса в рамках рассмотрения настоящего административного дела.
При этом суд учитывает, что административный истец не лишен возможности реализовать право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости путем предъявления самостоятельного требования об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости, так как в силу статьи 24.18 Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения Комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, и в этом случае решение Комиссии не будет являться предметом рассмотрения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19 февраля 2019года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Восток" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.