Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Шакуровой Н.К, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе Ушакова Сергея Владимировича на решение Авиастроительного районного суда города Казани от 6 марта 2019 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении административного иска Ушакова Сергея Владимировича к муниципальному казенному учреждению "Администрация Авиастроительного и Ново- Савиновского районов Исполнительного комитета города Казани муниципального образования города Казани", Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании незаконным распоряжения Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 1148р от 26 октября 2018 года; обязании Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан восстановить Ушакова С.В. в списке получателей субсидии под тем же порядковым номером, присвоенным до нарушения права на получение субсидии; обязании Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан выплатить субсидию.
Выслушав административного истца Ушакова С.В. и его представителя - адвоката Валееву Г.Р, поддержавших апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным, представителей административных ответчиков муниципального казенного учреждения "Администрация Авиастроительного и Ново- Савиновского районов Исполнительного комитета города Казани муниципального образования города Казани", Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Сахапову Р.Р, Верхову И.А, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ушаков С.В. обратился в суд с вышеназванным иском к муниципальному казенному учреждению "Администрация Авиастроительного и Ново- Савиновского районов Исполнительного комитета города Казани муниципального образования города Казани" (далее по тексту - МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново- Савиновского районов города Казани"), Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с вышеназванным административным иском. Требование мотивировал тем, что является ветераном боевых действий в Республике Афганистан, совместно со своей семьей был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий сроком до 1 марта 2005 года. Между тем, поскольку им с использованием кредитных средств в 2012 году была приобретена однокомнатная квартира, распоряжением МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново- Савиновского районов города Казани" от 26 октября 2018 года N 1148р он был исключен из списка получателя субсидий на жилье за счет субвенций федерального бюджета как ветеран боевых действий. Полагал такое решение незаконным и необоснованным, нарушающим его права, поскольку субсидии на жилье он не получил, тем самым не реализовал свое право, гарантированное ему федеральным законодательством.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В апелляционной жалобе Ушаков С.В, повторяя доводы административного иска, просит об отмене решения суда. Указывает, что ограничение его права на получение субсидии по причине приобретения им жилья в собственность, ставит его в неравное положение с гражданами, которые имеют право на получение субсидии, но еще не приобрели жилое помещение в собственность за счет средств полученной субсидии. Обращает внимание на то, что он ежегодно информировался Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о нахождении в списке получателей субсидий.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных данным Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (далее - Закон о ветеранах) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Ушаков С.В. является ветераном боевых действий и имеет право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах".
Постановлением главы администрации Авиастроительного района города Казани от 1 ноября 2000 года N 648 Ушаков С.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий совместно с семьей из трех человек.
В момент постановки на учет и до 2012 года Ушаков С.В. вместе со своей семьей проживал в общежитии по адресу: "адрес".
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.2 Закона о ветеранах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 данного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16, 21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 указанной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В силу пункта 11 названной статьи определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N 275 в Республике Татарстан утверждено Положение о предоставлении субсидий на приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан (далее - Положение о предоставлении субсидий на приобретения жилья), в соответствии с которым формой улучшения жилищных условий вышеуказанной категории граждан, вставших на учет по обеспечению жильем до 01 января 2005 года, определено предоставление субсидий на приобретение жилья.
Согласно вышеназванному Постановлению, Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан сформирован сводный список получателей субсидий на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья.
Согласно пункту 8 Положения о предоставлении субсидий на приобретения жилья Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан осуществляют актуализацию списков в части нуждаемости в улучшении жилищных условий и совместно с территориальными органами социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в части принадлежности к льготной территории. Актуализированные списки, заверенные подписью и печатью уполномоченного органа исполнительного комитета муниципального образования Республики Татарстан, представляются в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Пунктом 1 Решения Казанской городской Думы от 1 ноября 2006 года N10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как установлено судом и не оспаривалось административным истцом, Ушаков С.В. на основании договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от 19 декабря 2012 года является собственником жилого помещения общей площадью 56,60 кв. м по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 16-АМ 369117 от 24 декабря 2012 года.
В указанном жилом помещении зарегистрирована семья административного истца в составе четырех человек. При этом после приобретения семьей Ушакова С.В. данной квартиры совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного человека семьи истца составил 14,15 кв.м, что выше учетной нормы, установленной в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи вышеуказанным решением Казанской городской Думы.
В связи с указанными обстоятельствами Ушаков С.В. исключен из сводного списка получателей субсидий, сформированного Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Установив данные обстоятельства дела, на основании приведенных норм законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в результате самостоятельного улучшения своих жилищных условий истец утратил основание, дающее ему право на получение соответствующей жилищной субсидии и на этом основании в удовлетворении иска отказал.
Судебная коллегия находит выводы суда обоснованными, соответствующими материалам дела и нормам законодательства.
Суждение Ушакова С.В. о том, что приобретение квартиры с использованием кредитных средств банка не является основанием для отказа в предоставлении субсидии за счет субвенций, основано на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем не влечет отмену обжалуемого судебного решения. Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья устанавливает порядок предоставления субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом данным Положением не предусмотрен такой способ оказания мер социальной поддержки на приобретение жилого помещения как выделение субсидий на погашение займов и кредитов за уже приобретенную в собственность квартиру.
Доводы Ушакова С.В. о его ежегодном уведомлении Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о нахождении в списке получателей субсидий, выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку сведений о том, что Ушаков С.В, приобретя жилое помещение в собственность, поставил об этом в известность административного ответчика, в материалах дела не содержится. Напротив в своих ежегодных заявлениях, адресованных Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, он просил сообщить порядковый номер в реестре по предоставлению субсидий на приобретения жилья и дату ее получения, указывая при этом, что свое право на улучшение жилищных условий и получение субсидий на приобретения жилья он не реализовал.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение вынесено при правильном применении норм материального и процессуального права, в соответствии с требованиями статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и правовых оснований для его отмены или изменения не имеется.
Доводов, способных повлиять на оценку правильности решения суда, апелляционная жалоба не содержит, фактически сводится к повторению позиции, заявленной апеллянтом при рассмотрении административного дела, которым судом первой инстанции дана правильная правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Авиастроительного районного суда города Казани от 6 марта 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ушакова Сергея Владимировича без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.