Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 5 марта 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Производственная база "Феникс" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленно-производственную фирму) площадью 23 594 квадратных метров с кадастровым номером... :161, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, промышленно-коммунальная зона города Набережные Челны, производственный проезд; земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) площадью 15 034 квадратных метров с кадастровым номером... :182, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, "данные изъяты", 37; земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) площадью 7210 квадратных метров с кадастровым номером... :46, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, производственный проезд, 3, указав их равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 21054800 рублей, 11815700 рублей и 5929200 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2016 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 24 сентября 2018 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью Производственная база "Феникс" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу на праве аренды земельного участка общей площадью 23 594 кв.м с кадастровым номером... :161, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, промышленно-коммунальная зона города Набережные Челны, Производственный проезд; земельного участка общей площадью 15034 кв.м с кадастровым номером... :182, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, "адрес"; земельного участка общей площадью 7210 кв.м с кадастровым номером... :46, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, "адрес"
Земельный участок с кадастровым номером... :161 относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: под промышленно-производственную фирму.
Земельные участки с кадастровым номером... :182 и... :46 относятся к категории земель: земли населенных пунктов и имеют вид разрешенного использования: под производственную базу.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... :161,... :182 и... :46 определена по состоянию на 1 января 2015 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 43949723,50 руб, 30671013,74 руб, 12952909,20 руб. соответственно.
Указывая, что такая кадастровая стоимость нарушает его права как плательщика земельного налога, общество с ограниченной ответственностью Производственная база "Феникс" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором по состоянию на 1 января 2015 года просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером... :161, указав ее равной рыночной стоимости в размере 6701 000 руб, земельного участка с кадастровым номером... 182 - в размере 4270000 руб, земельного участка с кадастровым номером... :46 - в размере 2375000 руб.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска. Указывается, что заключение судебного эксперта от 26 декабря 2018 года N28-С/12.2018, которое судом положено в основу обжалуемого решения, не соответствует требованиям закона о государственной экспертной деятельности и закона об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, исполнительный комитет муниципального образования г.Набережные Челны своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании абзаца 2 части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из материалов дела видно, что в подтверждение своих доводов о несогласии с указанной кадастровой стоимостью земельных участков административный истец представил отчет от 13 сентября 2018 года NМ-130918 об оценке их рыночной стоимости.
В соответствии с указанным отчетом по состоянию на 1 января 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... :161 по состоянию на 1 января 2015 года составляет 6701 000 руб, земельного участка с кадастровым номером... :182 - 4270000 рублей, земельного участка с кадастровым номером... :46 - 2375000 рублей.
Отчет по заказу административного истца подготовлен обществом с ограниченной ответственностью "РусОценка".
По ходатайству административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по делу проведена судебная экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельных участков, соответствия представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которого утверждена оспариваемая кадастровая стоимость. Проведение судебной экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Независимая оценка "Сувар-Сервис"
Заключением судебного эксперта Шакирова И.А. от 26 декабря 2018 года N28-С/12.2018 по результатам проведенной по делу судебной экспертизы сделан вывод о том, что представленный административным истцом отчет от 13 сентября 2018 года NМ-130918 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки и величина рыночной стоимости земельных участков с кадастровым номером... :161,... :182,... :46 определена в нем неверно.
При этом, отвечая на поставленные судом вопросы, судебный эксперт определилрыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... :161,... :182 и... :46 по состоянию на 1 января 2015 года в размере 21054800 руб, 11815700 руб. и 5929200 руб. соответственно.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из допустимости и достаточности имеющихся в материалах дела доказательств рыночной стоимости спорного земельного участка, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в соответствии с заключением судебного эксперта от 26 декабря 2018 года.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Как следует из материалов дела, судебный эксперт Шакиров И.А. в установленном законом порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Он имеет высшее техническое образование, обладает дипломом о профессиональной переподготовке Ярославского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической и нефтехимической промышленности от 5 июля 2004 года по направлению: "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"; дипломом некоммерческого партнерства "Палата судебных экспертов" "Судэкс" от 23 декабря 2015 года о профессиональной переподготовке по программе "Судебная строительно-техническая экспертиза"; имеет сертификат соответствия образовательного уровня квалификационной характеристики оценщика по базовому курсу "Оценка недвижимости" от 6 мая 2002 года, выданный Казанским государственным финансово-экономическим институтом; сертификат соответствия требованиям системы добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов от 23 декабря 2015 года по специальности "Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, с целью определения их стоимости" и сертификат соответствия требованиям системы добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов от 23 декабря 2015 года по специальности "Исследование проектной документации, строительных объектов в целях установления их соответствия требованиям специальных правил, определение технического состояния, причин, условий, обстоятельств и механизма разрушения строительных объектов, частичной или поной утраты ими своих функциональных, эксплуатационных, эстетических и других свойств"; в соответствии со свидетельством от 21 апреля 2014 года является действительным членом некоммерческого партнерства "Палата судебных экспертов", в связи с чем квалификация судебного эксперта и уровень его компетентности как специалиста сомнений у суда не вызывают.
Выводы суда первой инстанции относительно оценки имеющихся в материалах дела доказательств являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований не согласиться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку правильность и обоснованность заключения судебного эксперта имеющимися в материалах дела доказательствами, кроме доводов административного ответчика, не опровергается.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Статья 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
В связи с этим подлежит отклонению как несостоятельный довод апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебного эксперта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции по данному делу и вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств не опровергают, фактически сводятся к повторению доводов административного ответчика, приводившихся им в обоснование своей позиции о несогласии с заключением судебного эксперта, которые в установленном законом порядке были оценены судом первой инстанции, и отмену обжалуемого судебного акта также повлечь не могут.
Имеющие значение для обстоятельства определены судом правильно, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 5 марта 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.