Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе ФИО12 на решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 5 марта 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного иска ФИО13 о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Светлоозерского сельского поселения Заинского муниципального района Республики Татарстан и его руководителя ФИО14 выразившегося в несвоевременном оформлении документов для включения земельного участка ФИО15 в границы с.Светлое Озеро Заинского муниципального района Республики Татарстан, о признании земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес" входящим в территорию с.Светлое Озеро Заинского муниципального района Республики Татарстан.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав в ее поддержку представителя административного истца ФИО16 по доверенности ФИО17 судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО18 (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан, признании земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" кадастровый номер.., принадлежащим к категории разрешающей индивидуальное жилищное строительство и входящим в территорию с.Светлое Озеро.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что она проживает в с.Светлое Озеро Заинского района Республики Татарстан, у неё имеется регистрация по месту жительства, зарегистрировано право собственности на принадлежащий жилой дом с кадастровым номером... и земельный участок площадью 626 кв.м. с кадастровым номером.., расположенные по адресу: "адрес" Земля, на которой расположен жилой дом, относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Данный жилой дом построен более 20 лет назад, на земельном участке, который выделялся работникам железной дороги. Административный истец неоднократно обращалась по вопросу включения земельного участка в территорию с.Светлое Озеро в Исполнительный комитет Светлоозерского сельского поселения и Исполнительный комитет Заинского муниципального района, а также к Президенту Республики Татарстан. ФИО19 считает, что административный ответчик не проводит мероприятия по узакониванию проживания собственников домов и участков на данной земле, не включает данные земельные участки в черту сельского поселения, тем самым нарушая конституционные права граждан. В паспорте ФИО20 в отметке о регистрации места жительства отсутствует указание улицы и номера дома, что создает большие трудности в реализации ее гражданских прав, например при трудоустройстве, при получении официальных документов в различных инстанциях, при получении кредитов, медицинской помощи и во всех других сферах. В связи с этим, административный истец обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Определением суда к участию в административном деле в качестве административных соответчиков привлечены Исполнительный комитет Светлоозерского сельского поселения Заинского муниципального района РТ и его руководитель ФИО21
В заседании суда первой инстанции ФИО22 и ее представитель по доверенности ФИО23 уточнили требования административного иска и просили признать незаконным бездействие Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в несвоевременном оформлении документов для включения земельного участка Петрюк Е.С. в границы с.Светлое Озеро, а также признать земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" площадью 2111 кв.м. с кадастровым номером... входящим в территорию с.Светлое Озеро.
Представитель административного ответчика - Исполнительного комитета Заинского муниципального района ФИО24 руководитель Исполнительного комитета Светлоозерского сельского поселения Заинского муниципального района Республики Татарстан ФИО25 действуя также от имени административного ответчика Исполнительного комитета Светлоозерского сельского поселения Заинского муниципального района Республики Татарстан с административным исковым заявлением не согласились, просили отказать в его удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено без их участия.
Суд, рассмотрев дело по существу, принял решение в вышеприведенной формулировке.
С таким решением суда не согласилась ФИО26 в апелляционной жалобе представителем которого ставится вопрос о его отмене, как постановленного с нарушением норм процессуального права, и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает, что суд первой инстанции не принял о внимание, что пропуск срока на обращение в суд был связан досудебным урегулированием административного спора, выразившегося в неоднократных обращениях административного истца к должностным лицам и органам государственной власти и местного самоуправления.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов административного дела следует, что ФИО27 с 13 ноября 2013 года является собственником земельного участка, площадью 2111 кв.м. с кадастровым номером... расположенного по адресу: "адрес". Данный земельный участок относится к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", на котором расположен принадлежащий Петрюк Е.С. на праве собственности жилой дом, которому присвоен адрес: "адрес"
24 мая 2018 года ФИО28 обратилась в Исполнительный комитет Светлозерского сельского поселения Заинского муниципального района с заявлением о способствовании оформить документы для изменения категории ее земельного участка с категории "земли сельхозназначения" на земли населенных пунктов" и включения его в границы с.Светлое Озеро.
На данное заявление руководителем Исполнительного комитета Светлоозерского сельского поседения ФИО29 дан ответ, согласно которому при разработке внесения изменений в генеральный план Светлоозерского сельского поселения в 2015 году из-за имеющихся наложений границ земельных участков, новые границы Светлоозерского сельского поселения не были внесены в кадастр. В 2017 году проведены работы по межеванию участков и исключению данных наложений. Исполкомом ведутся работы по организации торгов на разработку проекта внесения изменений в генеральный план Светлоозерского сельского поселения.
Данный ответ на обращение получен ФИО30 21 июня 2018 года.
27 июля 2018 года ФИО32 с тем же вопросом обратилась с письменным заявлением в администрацию Заинского муниципального района, на которое 5 сентября 2018 года получила письменный ответ Главы Заинского муниципального района Республики Татарстан от 24 августа 2018 года о том, что при внесении изменений в генеральный план Светлоозерского сельского поселения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации указанный ФИО31 вопрос будет учтен.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении административного иска суде первой инстанции указал, что административным истцом, вопреки требованиям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлены доказательства несоответствия оспариваемых действий (бездействия) административных ответчиков каким-либо нормативно-правовым актам, повлекших нарушение прав и законных интересов ФИО33 Кроме этого, суд первой инстанции установилпропуск административным истцом срока на обращение в суд в отсутствие уважительных причин.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и находит их обоснованными по следующим причинам.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Как следует из руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 1, 2 постановления от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.
По содержанию административного иска ФИО34 ею оспаривается бездействие органов местного самоуправления, а заявленное ею требование является способом восстановления нарушенного права. В связи с этим, административный иск ФИО35 подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с вытекающими из этого правовыми последствиями.
В силу положений статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Частью 11 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 452-О-О от 19 июня 2007 года, истечение срока, в пределах которого предоставляется судебная защита лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске, исследование иных обстоятельств дела не может повлиять на характер вынесенного судебного решения.
Как следует из материалов административного дела, с заявлением в Исполнительный комитет Светлоозерского сельского поселения Заинского муниципального района ФИО36. обратилась 23 мая 2018 года и 21 июня 2018 года получила от руководителя Исполнительного комитета сельского поселения официальный письменный ответ. 27 июля 2018 года ФИО38 повторно обратилась с тем же вопросом в администрацию Заинского муниципального района, получив не позднее 5 сентября 2018 года письменный ответ на свое обращение за подписью Главы администрации Заинского муниципального района, содержание которого было расценено ею как бездействие, повлекшее нарушение ее прав.
Таким образом, после 5 сентября 2018 года ФИО37 имела возможность в течение трех месяцев обратиться в суд с административным исковым заявлением, однако, она этим правом своевременно не воспользовалась, подав административное исковое заявление только 21 января 2019 года, то есть по истечении срока, предусмотренного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о пропуске ФИО39 срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии уважительных причин для восстановления пропущенного ФИО40. срока на обращение в суд.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о намерении административного истца урегулировать спор в досудебном порядке, судебной коллегией отклоняются, как не имеющие правового значения, поскольку для указанной категории дела досудебный порядок не является обязательным и не может быть расценен в качестве уважительной причины пропуска срока на обращение в суд.
Судебная коллегия также находит обоснованными выводы суда первой инстанции о недоказанности административным истцом несоответствия оспариваемого бездействия административных ответчиков нормативно-правовым актам, влекущим нарушение ее прав.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных установлением или изменением черты населенных пунктов.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Из пунктов 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, устанавливаемом Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов являются утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях). Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Из содержания пунктов 3, 9 статьи 10 Земельного кодекса Республики Татарстан установление или изменение границ населенных пунктов в Республике Татарстан осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 507-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в законную силу с 11 января 2018 года, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны, их части подготовлена карта (план) объекта землеустройства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", или заключен государственный либо муниципальный контракт на подготовку такой карты (плана) объекта землеустройства, подготовка сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется. В этом случае внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон осуществляется на основании таких карт (планов) объектов землеустройства.
Органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 июня 2020 года (за исключением случая, указанного в части 1 настоящей статьи).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 1 января 2021 года.
Так, как правильно указано судом первой инстанции для реализации вопроса, связанного с включением земельного участка ФИО41 в границы с.Светлое Озеро и изменением категории ее земельного участка административными ответчиками осуществлялись определенные действия.
Так, решением Председателя Совета Заинского муниципального района Республики Татарстан от 18 декабря 215 года N61 были утверждены изменения в генеральный план Светлоозерского сельского поселения. Указанными изменениями было предусмотрено включение улицы Железнодорожная, в том числе и земельного участка ФИО42 с кадастровым номером... расположенного по адресу: "адрес", и изменения категории данного земельного участка с категории "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию "земли населенных пунктов".
В 2017 года в связи с имеющимися наложениями границ земельных участков Исполнительным комитетом Светлоозерского сельского поселения были проведены работы по межеванию участков и устранению наложений, в связи с чем с ООО "данные изъяты"" был заключен договор подряда на производство кадастровых работ от 6 ноября 2017 года по формированию земельных участков для расширения н.п.Светлое Озеро.
Решением заместителя председателя Совета Заинского муниципального района от 10 сентября 2018 года с 17 сентября 2018 года от органов местного самоуправления Заинского муниципального района органам местного самоуправления Светлоозерского сельского поселения переданы полномочия по утверждению генерального плана сельского поселения, правил землепользования и застройки, утверждение документации по планировке территории, о чем подписано соответствующее соглашение.
10 января 2019 года руководителем Исполнительного комитета Светлоозерского сельского поседения принято постановление о подготовке проекта генерального плана Светлоозерского сельского поседения, установлен срок разработки проекта.
Согласно письму ООО "данные изъяты" заключенными договорами "дата" предусмотрен срок выполнения работ по подготовке проекта генерального плана - 20 апреля 2019 года. По состоянию на 11 февраля 2019 года выполняются работы по сбору исходных данных, указанных в п.4 технических заданий. Результатом работ является проект генерального плана, который в дальнейшем подлежит согласованию в Кабинете Министров Республики Татарстан, обсуждению на публичных слушаниях и утверждению на сессии Совета Заинского муниципального района.
Таким образом, объективные причины, которыми были обусловлены сроки внесения изменения в генеральный план для изменения категории земельного участка административного истца, хронология и динамика действий административных ответчиков в рамках предоставленных им полномочий, исключают возможность вывода о том, что административными ответчиками было допущено незаконное бездействие.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обжалуемое решение правильным, оснований для отмены решения суда и удовлетворения заявленных требований не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 5 марта 2019 года по данному административному делу - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО43 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.