Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Дзыба З.И.
судей Асланукова А.Х, Болатчиевой А.А.
при секретаре Урусове Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Маршанкулова Э.М. на решение Черкесского городского суда КЧР от 1 февраля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Главы Карачаево-Черкесской Республики Темрезова Р.Б. к депутату Думы муниципального образования города Черкесска Маршанкулову Э.М. о досрочном прекращении полномочий депутата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Дзыба З.И, объяснения представителя Маршанкулова Э.М. Давыдова А.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя Главы Карачаево-Черкесской Республики Темрезова Р.Б. - Тлишева А.А. и представителя Думы муниципального образования города Черкесска Фисич М.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Глава Карачаево-Черкесской Республики Темрезов Р.Б. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал, что в соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 07.07.2017 г..N 169 "О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, претендующими на замещение отдельных муниципальных должностей и отдельных должностей муниципальной службы, а также лицами, замещающими отдельные муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы", а также в соответствии с распоряжением Главы Карачаево-Черкесской Республики от 27.06.2018 г..N 161-р "О проведении проверки достоверности и полноты сведений, представленных депутатами Думы муниципального образования города Черкесска" отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Контрольного управления Главы Карачаево-Черкесской Республики проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Думы муниципального образования города Черкесска Маршанкуловым Э.М. за 2017 год. Проверкой установлено, что в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной Маршанкуловым Э.М, указаны недостоверные и неполные сведения о его счетах и счетах его супруги К.Н.А. Соответственно, депутатом Думы муниципального образования города Черкесска Маршанкуловым Э.М. представлены неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, чем нарушены требования законодательства о противодействии коррупции. Со ссылкой на ч.7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 25.12.2008 г..N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Устав муниципального образования города Черкесска.
Административный истец просил суд досрочно прекратить полномочия депутата Думы муниципального образования города Черкесска Маршанкулова Э.М. с даты принятия решения суда, решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца Главы Карачаево-Черкесской Республики Темрезова Р.Б. - Тлишев А.А. поддержал доводы и требования, изложенные в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Административный ответчик - депутат Думы муниципального образования города Черкесска Маршанкулов Э.М. в судебное заседание не явился, в заявлении от 31.01.2019 г. просил в связи с его болезнью отложить судебное заседание до 14 февраля 2019 г, приложил светокопию листка нетрудоспособности, выданного ООО МЦ Петровские ворота г. Москвы.
Суд первой инстанции признал неявку ответчика неуважительной, т.к. ранее судебное заседание, назначенное на 18 января 2019 года, уже было отложено по ходатайству ответчика в связи с его желанием лично участвовать в судебном заседании, невозможностью явиться в связи с нахождением на амбулаторном лечении. Согласно письму администрации ГБУЗ "Городская поликлиника N 64 Департамента здравоохранения г. Москвы" от 30 января 2019 года Маршанкулов Э.М. обращался за медицинской помощью, 18 января 2019 года ему выдан листок нетрудоспособности с диагнозом: острая инфекция верхних дыхательных путей; 22.01.2019 г. он осмотрен врачом, признан трудоспособным, листок нетрудоспособности закрыт, к труду 23 января 2019 года (л.д. 128). По мнению суда, с указанного времени (23 января 2019 года) с учетом того, что ответчиком все документы, приложенные к исковому заявлению, получены по электронной почте 22 января 2019 года, до судебного заседания, назначенного на 01 февраля 2019 года, у ответчика было достаточно времени для представления доказательств, опровергающих доводы истца, представления возражений, а также для направления представителя для представления его интересов с учетом отдаленности места пребывания ответчика. Однако мер, направленных на участие в судебном разбирательстве и предоставление доказательств по делу, ответчиком предпринято не было.
Представитель заинтересованного лица Думы муниципального образования города Черкесска Фисич М.Л. в судебном заседании оставила вопрос об удовлетворении административного иска на усмотрение суда.
Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося депутата Думы муниципального образования города Черкесска Маршанкулова Э.М.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 1 февраля 2019 года административный иск Главы Карачаево-Черкесской Республики Темрезова Р.Б. к депутату Думы муниципального образования города Черкесска Маршанкулову Э.М. о досрочном прекращении полномочий депутата удовлетворен. Суд постановилпрекратить досрочно с 1 февраля 2019 года полномочия депутата Думы муниципального образования города Черкесска Маршанкулова Э.М. на основании части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и обратил решение суда к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе Маршанкулов Э.М. ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, так как выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает на процессуальные нарушения, допущенные судом при рассмотрении дела, поскольку дело рассмотрено судом в отсутствие ответчика, представившего ходатайство об отложении разбирательства дела по болезни с приложением копии подтверждающего документа - больничного листа, в следствие чего Маршанкулов Э.М. был лишен возможности заявлять ходатайства об истребовании доказательств, представлять ходатайства по существу возникшего спора. Суд неправильно применил материальный закон, т.к. не применил правило, предусмотренное ч.4.5 ст. 12.1 ФЗ "О противодействии коррупции", о возможности дифференцировать тяжесть меры ответственности депутата за наличие недостоверных (не соответствующих действительности) сведений в декларации в зависимости от степени и формы его вины, тяжести совершенного проступка.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец и заинтересованного лицо просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела и новые доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения представителя административного ответчика, возражения представителя административного истца и представителя заинтересованного лица, проверив решение, судебная коллегия полагает следующее.
Установлено, что Маршанкулов Э.М. является депутатом Думы муниципального образования города Черкесска пятого созыва (2017-2022 г.г.), избран 10 сентября 2017 года.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 названного закона в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ, лица, замещающие муниципальную должность, включая депутата, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В соответствии с частью 7.2, частью 7.3 статьи 40 названного закона, введенных Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ и действующих с 15.04.2017 г, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 7.2). При выявлении фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в суд (часть 7.3).
Согласно приведенным законоположениям, полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных частью 7.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом о противодействии коррупции, Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В силу предписаний Федерального закона о противодействии коррупции лица, замещающие, в том числе, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами, подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1 Федерального закона о противодействии коррупции).
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом N 131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона N 131-ФЗ).
Следовательно, внесенные 3 апреля 2017 года в статью 40 Федерального закона N 131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе с органами местного самоуправления (подпункт "д.1" пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), ставить перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов.
Согласно Закона Карачаево-Черкесской Республики от 04.05.2017 N 15-РЗ
"О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими отдельные муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы, и проверки их полноты и достоверности", депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления должны ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять Главе КЧР сведения о доходах и расходах.
В соответствии с "Положением о предоставлении депутатами Думы муниципального образования города Черкесска сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", утвержденным Решением Думы муниципального образования города Черкесска от 25.02.2016 N 14, депутат представляет ежегодно сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (п. 3.1.); сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (п. 3.2.); сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки (п. 3.3.).
В соответствии с пунктом 15.1 (введен Решением Думы МО г. Черкесска от 27.04.2017 N 44), пунктом 16 статьи 35 Устава муниципального образования города Черкесска (принят Решением Думы муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 25.02.2016 N 13), проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом муниципального образования города Черкесска проводится по решению Главы Карачаево- Черкесской Республики в порядке, установленном законом Карачаево- Черкесской Республики. Полномочия депутата городской Думы прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Установлено, что на основании Распоряжения Главы КЧР от 27.06.2018 г. N161-р Контрольно-ревизионное управление Главы КЧР провело проверку достоверности полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных на себя и членов семьи за 2017 г. депутатами Думы муниципального образования города Черкесска (л.д.18).
Распоряжением Главы КЧР от 27.06.2018 г. N161-р срок проверки продлен до 27.09.2018 г. (л.д.21).
Согласно заключению Контрольно-ревизионного управления Главы КЧР по результатам проверки в отношении депутата Думы муниципального образования города Черкесска Маршанкулова Э.М, в справке за 2017 год, представленной Маршанкуловым Э.М. на себя, в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях" неверно указаны даты открытия 2 счетов в ПАО "СберБанк":
-номер счета N.., дата открытия в справке указана 28 ноября 2011 года, в выписке банка дата указана 28 декабря 2011 года;
-номер счета N.., дата открытия в справке указана 22 января 2011 года, в выписке банка - 22 сентября 2011 года (письмо ПАО "Сбербанк РФ" от 10 июля 2018 года N 49249832).
Кроме того, в справке за 2017 год, представленной Маршанкуловым Э.М. на супругу К.Н.А, в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях" не указаны 3 её счета в ПАО "Банк ВТБ":
- N.., дата открытия 16 мая 2015 года, остаток по счету на конец периода 133,54 руб.;
- N.., дата открытия 21 ноября 2008 года, остаток по счету на конец периода 133,54 руб.;
- N.., дата открытия 02 ноября 2015 года, остаток по счету на конец периода 0,00 руб. (письмо ПАО "Банк ВТБ" от 03 августа 2018 года N 39565/422271.
Заключением Контрольного управления Главы Карачаево-Черкесской Республики от 14 ноября 2018 года принято решение считать установленным факт представления Маршанкуловым Э.М. недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера (л.д.52).
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что представление депутатом Думы муниципального образования города Черкесска Маршанкуловым Э.М. неполных и недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, а также доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги К.Н.А. является основанием для прекращения его полномочий, т.к. данными действиями им нарушены положения ч.7.1 ст.40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О противодействии коррупции", п.7.1 ст.39 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 октября 2004 года ЗО-РЗ "О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике", ст.6 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 04 мая 2017 года N 15-РЗ "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими отдельные муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы, и проверки их полноты и достоверности", п.15 и п.15.2 ст.35 Устава муниципального образования города Черкесска. Суд в решении указал, что в данном случае административным ответчиком было допущено нарушение требований федерального законодательства о борьбе с коррупцией, в связи с чем для достижения целей, указанных в ст. 3 КАС РФ, исковые требования Главы КЧР являются законными и обоснованными.
Исследовав материалы дела и новые доказательства, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии умысла Маршанкулова Э.М. в предоставлении недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, и доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера в виду следующего.
Представителем Маршанкулова Э.М. судебной коллегии представлена справка филиала ПАО Сбербанк, составленная по запросу Маршанкулова Э.М. 23 марта 2018 года контролером Ш.Д.Х, о состоянии его вклада за период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. по счету N... Данная справка содержит информацию о дате открытия счета - 28.11.2011 года, то есть ту же дату, которую Маршанкулов Э.М. указал в справке за 2017 год, представленной им на себя, в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях".
Также представителем Маршанкулова Э.М. представлена справка филиала ПАО Сбербанк, составленная 23 марта 2018 года контролером Ш.Д.Х. по запросу Маршанкулова Э.М, о состоянии его вклада за период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. по счету N... Справка содержит информацию о дате открытия счета - 22.01 (цифра 9 вручную исправлена на цифру 1). 2011 года.
Таким образом, указывая в справке за 2017 год, представленной им на себя, в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях", даты открытия в ПАО Сбербанка счетов N... и N.., Маршанкулов Э.М. указал сведения, содержащиеся в справках ПАО Сбербанка от 23 марта 2018 года. Неверная информация была указана им неумышленно, источником информации послужили справки, выданные ему работником филиала ПАО Сбербанк.
В связи с указанным, судебная коллегия полагает, что неточность в представленных сведениях возникла по причинам, не зависящим от Маршанкулов Э.М.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению: вывод суда о том, что в справке за 2017 год, представленной Маршанкуловым Э.М. на себя, в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях" он указал недостоверные сведения о своих 2 счетах в ПАО Сбербанк N... и N.., что является нарушением требований федерального законодательства о противодействии коррупции, следует исключить из мотивировочной части решения.
Проверяя факт предоставления Маршанкуловым Э.М. недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера на супругу К.Н.А. в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях", судебной коллегией установлено следующее.
Из письма Банка ВТБ (ПАО) от 03.08.2018 г. исх. N 39565/422271, подписанного экспертом отдела по работе с запросами иных федеральных органов исполнительной власти и клиентов УОКД ДОПС Н.К.И, обладающей полномочиями на предоставление данной информации, следует, что у К.Н.А. на 31.12.2017 имеются следующие не закрытые счета\банковские карты (приложение N3 к письму Банка):
N.., дата открытия 14.05.2015\не закрыт.
N... (банковская карта N... ), дата открытия 12.10.2016\не закрыт.
N.., дата открытия 12.10.2016\не закрыт.
N.., дата открытия 12.10.2016\не закрыт.
N.., дата открытия 16.05.2015\не закрыта, тип счета - банковская карта, остаток средств на 31.12.2017 - 133-54, валюта счета\карты - руб.
N.., дата открытия 21.11.2008\не закрыта, тип счета - банковская карта, остаток средств на 31.12.2017 - 133-54, валюта счета\карты- руб.
Согласно приложению N6 к письму Банка, у К.Н.А. на 31.12.2017 также имеется банковская карта N.., дата открытия 02.11.2015\не закрыта, тип счета - банковская карта, остаток средств на 31.12.2017 - 0-00, валюта счета\карты - руб.
Помимо приложения N3 и приложения N6 по счетам К.Н.А. Банком также представлены:
- выписка по контракту клиента ВТБ (ПАО) на К.Н.А, номер контракта N.., номер СКС N.., баланс на конец периода 133,54;
-выписка по счету банковской карты N.., N счета банковской карты N.., владелец карты К.Н.А... Баланс на конец периода не указан.
Так как, по утверждению представителя ответчика, у К.Н.А. имеются только 4 счета ( N.., N.., N.., N... ), указанные Маршанкуловым Э.М. в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях", а указанные в информации ВТБ (ПАО) от 03.08.2018 г. банковские карты счетами согласно "Положения о Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения", утв. Банком России 27.02.2017 г. N 579-П, не являются, судебная коллегия, руководствуясь пунктом 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", предоставляющим суду апелляционной инстанции право истребовать доказательства, истребовала у Банка ВТБ (ПАО) дополнительную информацию по банковским счетам К.Н.А.
Согласно письму Банка ВТБ (ПАО) от 14 мая 2019 г. N.., письму Банка ВТБ (ПАО) от 20 мая 2019 г. N.., у К.Н.А. на 31.12.2017 г. имеются следующие не закрытые счета\банковские карты:
N.., дата открытия 14.05.2015\не закрыт, текущий счет.
N... (банковская карта N... ), дата открытия 12.10.2016\не закрыт, текущий счет.
N.., дата открытия 12.10.2016\не закрыт, текущий счет.
N.., дата открытия 12.10.2016\не закрыт, текущий счет.
N... (банковская карта N... ), дата открытия 16.05.2015\не закрыта, тип счета - банковская карта, остаток средств на 31.12.2017 - 133-54, валюта счета\карты - руб.
N... (банковская карта N... ), дата открытия 21.11.2008\не закрыта, тип счета - банковская карта, остаток средств на 31.12.2017 - 133-54, валюта счета\карты- руб.
По информации Банка ВТБ (ПАО), изложенной в вышеуказанных письмах, в период с 01.01.2015 по 31.12.2017 г. на имя К.Н.А. иные счета не открывались, банковские карты не выпускались, договоры депозита (вклада) не заключались.
Проанализировав дополнительно полученные от Банка ВТБ (ПАО) сведения, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что депутат Думы муниципального образования города Черкесска Маршанкулов Э.М. представил неполные сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги К.Н.А, так как в справке за 2017 год, представленной на супругу К.Н.А, им не указаны имеющиеся у неё на 31.12.2017 года два счета - N... (банковская карта N... ) и N... (банковская карта N... ) Банка ВТБ (ПАО).
"Методическими рекомендациями Минтруда РФ по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки, изданными во исполнение пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 года N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", даны разъяснения по вопросам предоставления указанных сведений по основанию замещения гражданином должности на отчетную дату (письма Минтруда России от 26.12.2016 N 18-2/10/В-9843, от 28.12.2017 N 18-2/10/В-10452).
В п. 101 Рекомендаций Минтруда РФ разъяснено, что в разд. 4 справки отражается информация обо всех счетах, открытых в банках и иных кредитных организациях по состоянию на отчетную дату, вне зависимости от цели их открытия и использования, в том числе счета, на которых находятся денежные средства, принадлежащие служащему (работнику), его супруге; счета с нулевым остатком на 31 декабря отчетного года; счета, открытые для погашения кредита; счета пластиковых карт, например, различные виды социальных карт (социальная карта москвича, социальная карта студента, социальная карта учащегося), пластиковых карт для зачисления пенсии, кредитные карты; счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации; счета, открываемые для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг. В соответствии с п. 105, подлежит указанию информация о счетах пластиковых карт даже в случаях окончания срока действия этих карт (их блокировки), если счет данной карты не был закрыт банком или иной кредитной организацией по письменному заявлению держателя карты. Согласно п. 110, при наличии кредитной карты соответствующие данные (наименование и адрес банка или иной кредитной организации, вид и валюта счета, дата открытия счета) указываются в разделе 4 и отражаются в справке лица, на которого оформлен кредитный договор. Аналогичным образом отражаются сведения о карте с овердрафтом (п.112).
Эти рекомендации подлежат применению и к депутатам представительных органов местного самоуправления, поскольку под служащим (работником) данные методические рекомендации понимают лиц, замещающих муниципальные должности, к которым, как уже указано выше, в силу статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ относятся и депутаты представительного органа муниципального образования.
Представителем Маршанкулова Э.М. судебной коллегии представлена справка ПАО "Банк ВТБ" от 23.03.2018 года об остатках денежных средств по счетам клиента К.Н.А, по состоянию на 31.12.2017 года. Согласно данной справке, К.Н.А. имеет следующие 4 счета: N.., N.., N.., N.., все с остатком денежных средств 0,00.
Исследовав данный документ, судебная коллегия полагает, что он не подтверждает предоставление Маршанкуловым Э.М. достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги К.Н.А, так как суду не предоставлено допустимых и относимых доказательств того, о предоставлении каких именно сведений обращалась К.Н.А. в ПАО "Банк ВТБ" при получении ею справки ПАО "Банк ВТБ" от 23.03.2018 года.
Два счета ПАО "Банк ВТБ" N... (банковская карта N... ) и N... (банковская карта N... ), не указанные Маршанкуловым Э.М. на супругу К.Н.А. в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях", в отличии от 4 счетов, указанных в справке ПАО "Банк ВТБ" от 23.03.2018 года, не имеющих остатка денежных средств, имеют остаток денежных средств на 31.12.2017 соответственно 133-54 руб. и 133-54 руб.
Судебной коллегией установлено, что счет N... (дата открытия "дата", остаток по счету на конец периода 0,00 руб.), по мнению суда первой инстанции не указанный Маршанкуловым Э.М. на супругу К.Н.А, последней не принадлежит, что подтверждается письмом Банка ВТБ (ПАО) от 14 мая 2019 г. N29261/422271, письмом Банка ВТБ (ПАО) от 20 мая 2019 г. N30590/422271, в связи с чем приложение N6 к письму Банка ВТБ (ПАО) от 03.08.2018 г. исх. N 39565/422271 и содержащаяся в ней информация о принадлежности счета N... К.Н.А признается недопустимым доказательством.
При таких обстоятельствах из резолютивной части решения суда первой инстанции подлежит также исключению вывод о том, что в справке за 2017 год, представленной Маршанкуловым Э.М. на супругу К.Н.А, в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях" он указал недостоверные сведения о ее счетах, не указав счет N... (дата открытия 02 ноября 2015 года, остаток по счету на конец периода 0,00 руб.).
Таким образом, судебной коллегией установлено, что Маршанкулов Э.М. при предоставлении им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги К.Н.А. не указал два ее счета в ПАО "Банк ВТБ" N... (банковская карта N... ) и 40 N... (банковская карта N... ). Допущенное ответчиком нарушение носит формальный состав и заключается в самом факте несообщения (сокрытия информации) об открытии и наличии счётов в ПАО "Банк ВТБ".
Из указанного следует, что Маршанкуловым Э.М. представлены неполные сведения, что является основанием для прекращения его полномочий депутата Думы МО г. Черкесска, т.к. данными действиями им нарушены положения ч.7.1 ст.40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О противодействии коррупции", п.7.1 ст.39 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 октября 2004 года ЗО-РЗ "О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике", ст. 6 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 04 мая 2017 года N 15-РЗ "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими отдельные муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы, и проверки их полноты и достоверности", п.15 и п.15.2 ст.35 Устава муниципального образования города Черкесска.
Ходатайство представителя административного ответчика Давыдова А.В. о признании Распоряжения Главы КЧР от 27.06.2018 г. о проведении проверки достоверности и полноты сведений, представленных депутатами Думы муниципального образования г. Черкесска, Распоряжения Главы КЧР от 26.09.2018 г, которым продлен срок проверки, а также Заключения Контрольно-ревизионного управления Главы КЧР по результатам проверки недопустимыми доказательствами и об исключении их из числа доказательств по делу, удовлетворению не подлежит ввиду следующего. Доводы о том, что оба Распоряжения Главы КЧР не подписаны должностным лицом, что не позволяет определить их достоверность, не заверены электронной подписью, признаются необоснованными. Согласно Регламента Администрации Президента Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного Указом Президента Карачаево-Черкесской Республики от 21 сентября 2004 года N204, подписанные подлинные экземпляры указов и распоряжений Президента Карачаево-Черкесской Республики из Управления документационного обеспечения Президента Карачаево-Черкесской Республики никуда не передаются (п.4.34); на документах, требующих особого удостоверения подлинности, ставится печать (п.13.1). Таким образом, представленные суду копии Распоряжений Главы КЧР обоснованно удостоверены печатью Управления документационного обеспечения Администрации Главы и Правительства КЧР. Несоблюдение сроков проведения проверки само по себе не влияет на достоверность её выводов. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "О противодействии коррупции" не содержат указаний на то, что несоблюдение сроков проведения проверки влечет недействительность её результатов.
Ходатайство представителя административного ответчика Давыдова А.В. об исключении из числа доказательств по делу документов, полученных от ПАО Банк ВТБ и ПАО Сбербанк в ответ на запросы административного истца, подлежит отклонению, т.к. данные доказательства исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право на подписание документа, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств, заверены в установленном законом порядке.
Ходатайство представителя административного ответчика Давыдова А.В. о возвращении административного искового заявления Главы Карачаево-Черкесской Республики Темрезова Р.Б. к депутату Думы муниципального образования города Черкесска Маршанкулову Э.М. о досрочном прекращении полномочий в связи с тем, что оно подписано неуполномоченным лицом, подлежит отклонению, т.к. подписавший исковое заявление Тлишев А.А. согласно доверенности имел право на его подписание и на подачу его в суд.
Ссылка апелляционной жалобы на правило, предусмотренное ч.4.5 ст. 12.1 ФЗ "О противодействии коррупции", позволяющее дифференцировать тяжесть меры ответственности депутата за наличие недостоверных (не соответствующих действительности) сведений в декларации в зависимости от степени и формы его вины, тяжести совершенного проступка, основана на неправильном толковании закона.
Действительно, согласно ч.4.5 ст. 12.1 ФЗ "О противодействии коррупции", при выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Однако данная норма закона не распространяется на депутатов органа местного самоуправления, т.к. они не находятся в субординационных отношениях с Думой муниципального образования, в связи с чем они не подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности. Вышеуказанными нормативными актами за допущенное административным ответчиком нарушение предусмотрен только один (единственный) вид ответственности - досрочное прекращение полномочий депутата выборного органа местного самоуправления и какая-либо альтернатива этому виду ответственности законом не предусмотрена.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд рассмотрел дело в отсутствие Маршанкулова Э.М. при наличии ходатайства об отложении рассмотрения дела в связи с его болезнью, не влечет отмену судебного акта. Отклонение судом первой инстанции заявленного ходатайства свидетельствует о процессуальном нарушении, так как из копии листка нетрудоспособности следует, что Маршанкулов Э.М. находился на амбулаторном лечении у травматолога с 31.01.2019 по 04.02.2019, однако данное нарушение не повлекло неправильного рассмотрения дела.
Судебной коллегией предоставлено административному ответчику и его представителю право на заявление ходатайств, предоставление доказательств по существу спора. Представленные стороной ответчика новые доказательства приняты судом, им дана соответствующая юридическая оценка. В связи с указанным, процессуальные права ответчика Маршанкулова Э.М, предусмотренные ст. 45 КАС РФ, соблюдены.
Рассмотрев все доводы представителя административного ответчика, исследовав новые доказательства по делу, судебная коллегия полагает принятое по делу решение подлежащим изменению, а именно: из мотивировочной части решения следует исключить выводы суда первой инстанции о том, что в справке за 2017 год, представленной Маршанкуловым Э.М. на себя, в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях" он указал недостоверные сведения о своих двух счетах в ПАО Сбербанк N... и N.., а в справке за 2017 год, представленной Маршанкуловым Э.М. на супругу К.Н.А., в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях" он указал неполные сведения о ее счетах, не указав счет N... В остальной части это же решение суда следует оставить без изменения, так как судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Черкесского городского суда КЧР от 14 января 2019 года изменить.
Исключить из мотивировочной части решения суда выводы о том, что в справке за 2017 год, представленной Маршанкуловым Э.М. на себя, в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях" он указал недостоверные сведения о своих двух счетах в ПАО Сбербанк N... и N.., а в справке за 2017 год, представленной Маршанкуловым Э.М. на супругу К.Н.А, в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях" он указал неполные сведения о ее счетах, не указав счет N...
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Маршанкулова Э.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.