Судья Верховного Суда Республики Крым Н.Р. Мостовенко, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Чернова Дмитрия Юрьевича на постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 февраля 2019 года, которым Чернов Дмитрий Юрьевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
27 февраля 2019 г. инспектором взвода N 1 ОР ППСП ОМВД России по г. Евпатории капитаном полиции Бекировым Б.Б. составлен протокол об административном правонарушении N РК 259917, за то, что гражданин Украины Чернов Д.Ю. с 18 марта 2014 г. находится на территории Республики Крым без документов на право проживания (пребывания) в Российской Федерации, миграционной карты (т.е. с 17 июня 2014 г. незаконно находится на территории Российской Федерации), в нарушение статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, т.е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 февраля 2019 года Чернов Д.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Крым, Чернов Д.Ю. просит вышеуказанное постановление отменить и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы заявитель указал, что в настоящее время он занимается оформлением гражданства Российской Федерации. Чернов Д.Ю. родился в г. Магадане и его отец является гражданином Российской Федерации. Податель жалобы собирает необходимые документы для воссоединения с отцом, с которым длительное время жил раздельно. Кроме того, Чернов Д.Ю. устанавливает отцовство ребёнка, который родился в Крыму от близких отношений с местной жительницей гражданкой Российской Федерации. Подателю жалобы назначено двойное административное наказание: наложение административного штрафа и административное выдворение за пределы Российской Федерации, что противоречит положениям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Черновым Д.Ю. совершено незначительное административное правонарушение. По мнению заявителя, его семейное положение исключает назначение административного наказания в виде административного выдворения.
Участники по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом - телефонограммой. О причинах неявки суду не сообщили. Не представили каких-либо доказательств невозможности явки в суд.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие участников дела об административном правонарушении.
Изучив дело об административном правонарушении, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного постановления, суд приходит к следующему.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Следовательно, для признания лица гражданином Российской Федерации в соответствии с приведенным Федеральным конституционным законом, необходимо одновременное наличие следующих условий:
- на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов лицо должно быть гражданином Украины или лицом без гражданства;
- на день принятия гражданин Украины или лицо без гражданства должно постоянно проживать на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя;
- в течение одного месяца после дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов лицо не заявит о своем желании сохранить имеющееся у него иное гражданство либо остаться лицом без гражданства.
4 октября 2016 г. Конституционным судом принято постановление N18-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу явилась ч.1 ст.4 ФКЗ, поскольку она служит нормативным основанием для решения вопроса о признании гражданина Украины, не имеющего на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, гражданином Российской Федерации.
Указанное положение признано соответствующим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает, что:
под постоянным проживанием гражданина Украины в Крыму или в городе Севастополе по состоянию на 18 марта 2014 г. понимается его фактическое постоянное проживание на данной территории на указанную дату;
установление факта постоянного проживания гражданина Украины в Крыму или в Севастополе по состоянию на указанную дату осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи;
вступившее в законную силу решение суда об установлении факта постоянного проживания гражданина Украины на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является достаточным и безусловным основанием для признания его уполномоченным органом в установленном порядке гражданином Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г..N 115-ФЗ, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в
Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Из протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, усматривается, что гражданин Украины Чернов Д.Ю. с 18 марта 2014 г. находится на территории Республики Крым без документов на право проживания (пребывания) в Российской Федерации, миграционной карты (т.е. с 17 июня 2014 г. незаконно находится на территории Российской Федерации), в нарушение статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.
Как усматривается из раппорта инспектора взвода N 1 ОР ППСП ОМВД России по г. Евпатории капитана полиции Бекирова Б.Б. и письменных объяснений Чернова Д.Ю, последний находится на территории Крыма с 19 июля 2013 года, на момент принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, территории не покидал.
Исходя из вышеприведённых правовых норм, суд первой инстанции указанным обстоятельствам правовой оценки не дал, как и представленной ОМВД России по г. Евпатории информации, согласно которой 16 декабря 2015 г. в отношении Чернова Д.Ю. составлялся протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 11 февраля 2016 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Чернова Д.Ю. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Также судьёй городского суда не был выяснен вопрос, предпринимались ли Черновым Д.Ю. попытки приобретения гражданства Российской Федерации в установленном Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" порядке.
Таким образом, вышеприведённым обстоятельствам не была дана оценка судом первой инстанции в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с чем, выводы суда первой инстанции о виновности Чернова Д.Ю. в инкрементируемом административном правонарушении, являются преждевременными.
Вместе с тем, доводы подателя жалобы о том, что в он настоящее время занимается оформлением гражданства Российской Федерации, собирает необходимые документы для воссоединения с отцом - гражданином Российской Федерации, с которым длительное время жил раздельно, а также, что Чернов Д.Ю. устанавливает отцовство ребёнка, который родился в Крыму от близких отношений с местной жительницей гражданкой Российской Федерации, судом отклоняются, поскольку доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, не представлено.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах, постановление нельзя признать правильным, в связи с чем оно подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения и принять законное и обоснованное постановление в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
Постановление Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 февраля 2019 года - отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Судья (подпись) Н.Р.Мостовенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.