Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
06 мая 2019 года
жалобу администрации города Керчи Республики Крым на постановление судьи Керченского городского суда Республики Крым от 19 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении администрации города Керчи Республики Крым,
установил:
постановлением судьи Керченского городского суда Республики Крым от 19 октября 2018 года администрация города Керчи Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с постановлением судьи городского суда, администрация города Керчи Республики Крым подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просила вышеназванное постановление отменить как незаконное. В обоснование жалобы указано на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и что судья городского суда неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации города Керчи Республики Крым с целью проверки выполнения предписания Госкомитета от ДД.ММ.ГГГГ N, которое было выдано по результатам проверки, проведенной в период с 09 по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9, 11-13).
Проверкой установлено следующее.
Нормативные правовые акты, устанавливающие порядок сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования города Керчь; государственной охраны объектов культурного наследия местного (муниципального значения; определению порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности городского округа; установления льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, не представлены.
В администрации города Керчи приняты не все предусмотренные законодательством нормативные акты в сфере охраны культурного наследия, что не позволяет эффективно исполнять полномочия в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия. Не определены структурные подразделения администрации города Керчи, наделенные функциями по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования.
В структуре управления культуры и управления жилищно-коммунального хозяйства не предусмотрена должность муниципального служащего, за которыми закреплено непосредственное исполнение функций в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия.
Управлением ЖКХ не соблюдаются требования ст.45 Федерального закона N73-ФЗ по сохранению объектом культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Отсутствует нормативно-правовой акт по организации работ по сохранению, содержанию объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, наблюдается нарушение обязательных требований при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия со стороны пользователей объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст.3 Федерального закона управлением не ведется учет объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности.
Отсутствует список с наименованиями и адресами нахождения объектов культурного наследия всех категорий, находящихся в муниципальной собственности и копии правоустанавливающих документов. Работа по выявлению объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, не проводится. За проверяемый период объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, выявлено не было. Не осуществляются мероприятия по обеспечению доступности инвалидов на объекты культурного наследия.
ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом отдела государственного надзора в сфере охраны культурного наследия ФИО4 было вынесено предписание N об устранении нарушений, обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия, которым администрации города Керчи Республики Крым предписано устранить допущенные нарушения законодательства в сфере охраны культурного наследия в отношении объектом, находящихся в собственности муниципального образования (л.д.8-9).
Однако требования предписания в установленный срок выполнены не были.
ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым по факту неисполнения предписания составлен акт N. Копию данного акта главой администрации города Керчи Республики Крым ФИО5 получена, что подтверждается подписью последнего (л.д.4-6).
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом отдела государственного надзора в сфере охраны культурного наследия ФИО4 в отношении администрации города Керчи Республики Крым составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст.19.5 КоАП РФ. Данный протокол заместитель главы администрации города Керчи Республики Крым получил ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его подпись (л.д.1-3).
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации города Керчи выдано предписание N, об устранении выявленных нарушений, обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия с определением сроков исполнения, предписывалось: разработать и утвердить: 1 - положение о порядке сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования города Керчь Республики Крым, охране объектов культурного наследия (памятников культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования город Керчь Республики Крым, по определению порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности городского округа; по установлению льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности. Срок - до ДД.ММ.ГГГГ. 2- Предусмотреть в должностных инструкциях сотрудников Управлений культуры и ЖКХ обязанности по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия. Срок - до ДД.ММ.ГГГГ. 3- Соблюдать требования Федерального закона от 25.06.2002 N73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" о мерах по сохранению объектов культурного наследия. Срок - постоянно. 4 - Принять решение о закреплении на праве оперативного управления "данные изъяты" объектов культурного наследия, по которым не определены балансодержатели. 5-Провести информационную работу с пользователями объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Керчь, о недопущении нарушения обязательных требований по сохранению объектов культурного наследия.
Срок - до ДД.ММ.ГГГГ. 6- Произвести учет всех объектов, составить список с наименованиями и адресами нахождения объектов культурного наследия всех категорий, находящихся в муниципальной собственности. Срок - до ДД.ММ.ГГГГ. 7- Демонтировать и принять меры к согласованию в установленное законом порядке установленную памятную доску на мемориальной стене с барельефами Воинского кладбища. Срок - до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ N администрация города Керчи уведомила Госкомитет о выполнении п. 7 предписания по демонтажу незаконно установленной памятной доски на мемориальной стене Воинского кладбища - объекта культурного наследия регионального значения. Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (задание N от ДД.ММ.ГГГГ) факт выполнения п. 7 предписания подтвержден. Этим же письмом администрация города Керчи проинформировала о проведении информационной работы с пользователями объектов культурного наследия о недопущении нарушений обязательных требований по сохранению объектов культурного наследия, а также о выполнении требований Федерального закона от 25 июля 2002 N73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, однако, документальных подтверждений этому представлено не было.
По истечению срока выполнения предписания Госкомитет направил от ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации города Керчи напоминание о необходимости предоставить в кратчайшие сроки информацию о выполнения каждого пункта предписания (л.д.19).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N администрация города Керчи определилапредварительные сроки выполнения пунктов предписания до ДД.ММ.ГГГГ, при этом официального мотивированного обращения в Госкомитет о продлении сроков выполнения предписания до их истечения не поступало.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N администрация города Керчь проинформировала, что подготовленные проекты: "Положение о порядке сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, охране объектов культурного наследия (памятники культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципальном образования городской округ Керчь Республики Крым", "Порядок организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения", "Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов к объектам культурного наследия на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым", "Положение о порядке установления льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым" отправлены на антикоррупционную экспертизу в управление по правовой работе администрации города Керчи N от ДД.ММ.ГГГГ и Прокуратуру города Керчи N, N, N, N от ДД.ММ.ГГГГ Для определения балансовой стоимости объектов с дальнейшей передачей их в оперативное управление структурному подразделению администрации города Керчи Республики Крым создается комиссия специалистов по проведению необходимых мероприятий.
Копии вышеуказанных проектов в Госкомитет представлены не были.
Госкомитет по охране культурного наследия письмом от ДД.ММ.ГГГГ N проинформировал администрацию города Керчи о проведении внеплановой выездной проверки и о необходимости предоставить в адрес Госкомитета в 10-дневный срок надлежаще заверенные копии документов, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ N.
В ходе проверки установлено, что пункты 1-6 предписания от ДД.ММ.ГГГГ N в указанные в предписании сроки не выполнены.
В силу ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу п.3 ст.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ) объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.
В соответствии с положениями ст.11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия наделены правом проведения проверок объектов культурного наследия, земельных участков в зонах охраны таких объектов, выдачи в установленном законодательством Российской Федерации порядке предписаний в том числе, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 2 ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, состав (перечень) видов работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния выявленного объекта культурного наследия.
Ч.1 и ч.2 ст.26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.
В силу ст.26.11 КоАП РФ оцениваю представленные материалы дела: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1-3); акт проверки органа государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 4-6); предписание от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 8-9); приказ Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 11-13); ответ от ДД.ММ.ГГГГ N на предписание от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.15); сообщение от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.16) и другие материалы дела, как надлежащие доказательства.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении установлены, судьей городского суда на основании полного и всестороннего исследования дана им надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы администрации города Керчи и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
С учетом указанных обстоятельств, судья городского суда обоснованно пришел к выводу о виновности администрации города Керчи во вмененном ему правонарушении.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки судьей городского суда, они не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не влекут его отмену.
Поскольку предписание вручено заблаговременно ( ДД.ММ.ГГГГ), в указанный в предписании срок администрация города Керчи Республики Крым могла предпринять все необходимые действия, направленные на исполнение требований законодательства в сфере охраны культурного наследия, а в случае необходимости - обратиться в уполномоченный орган с обоснованием уважительных причин невозможности исполнения требований предписания, однако администрация города Керчи Республики Крым данное предписание не оспорила, а следовательно в её действиях, вопреки доводам жалобы, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.
Наказание назначено в пределах санкции ч.18 ст.19.5 КоАП РФ и с учетом требований главы 4 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу акта в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу постановления не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу администрации города Керчи Республики Крым оставить без удовлетворения,
решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 19 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении администрации города Керчи Республики Крым, - без изменения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.