Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" Папчука А.А. на постановление Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 февраля 2019 года N 5-17/2019,
установил:
постановлением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 февраля 2019 года N 5-17/2019 общество с ограниченной ответственностью "КРЫМ-ПРОДУКТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" Папчук А.А. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит постановление суда от 18 февраля 2019 г. отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба мотивирована тем, что общество не осуществляет деятельность по производству, транспортировке, заготовке и переработке продуктов и сырья животного происхождения, в результате которой образуются биологические отходы в том понимании, которое закреплено в Ветеринарных правилах.
Также заявитель в жалобе указывает на то, что ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" не обладает статусом организации, в отношении которой Ветеринарно-санитарные правила являются обязательными к исполнению.
Кроме того, представитель ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" в жалобе просит о назначении наказания в размере менее минимального размера административного штрафа.
Проверив доводы жалобы, заслушав представителя ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" Папчука А.А, поддержавшего доводы жалобы, представителей Государственного комитета ветеринарии Республики Крым Сейдаметову А.С. и Тушину О.П, возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Согласно статье 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статье 11 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и соблюдать санитарные правила как составную часть, осуществляемой ими деятельности.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе (санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой и другой), проводимой органами государственного надзора в соответствии со своей компетенцией, в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" в целях обеспечения ветеринарной безопасности предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства.
Требования к сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов установлены в Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 N 13-7-2/469, зарегистрированы в Минюсте РФ 05.01.1996 N 1005 (далее - Правила N 13-7-2/469).
Пунктом 1.1 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что ветеринарно-санитарные правила утилизации и уничтожения биологических отходов являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов животного происхождения.
В силу пункта 1.2 Ветеринарно-санитарных правил биологическими отходами являются: трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
На основании пункта 1.5 Ветеринарно-санитарных правил биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
Пунктом 2.6 Правил предусмотрено, что после погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование.
Из материалов дела следует, что в соответствии с п. "а" ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на основании распоряжения Государственного комитета ветеринарии Республики Крым от 05.10.2018 г. N 01-15/2-5676 "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя", согласованного с Прокуратурой Республики Крым 08.10.2018 г. N 7/5-1673-2018/Нд6187-2018 в период с 10.10.2018 г. по 15.10.2018 г. в отношении ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт N 03-030 от 15.10.2018 г.
Согласно указанному акту, 10.10.2018 г. в 12 час. 10 мин. при проведении осмотра холодильной камеры N 1 ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" установлено хранение колбасы вареной "Любительская" по-Черкизовски, в количестве - 1,640 кг с истекшим сроком годности (дата выработки 04.09.2018 г, срок реализации до 04.10.2018 г.).
В холодильной камере N 2 установлено хранение: полуфабриката мясного из свинины крупнокусковой бескостной категории А, лопатки свиной охлажденной, производства ООО "Тамбовский бекон" в количестве 15,3 кг без ветеринарных сопроводительных документов (дата выработки 22.09.2018 г, срок реализации 21 сутки), полуфабриката мясного из свинины крупнокусковой бескостной категории А, вырезки свиной охлажденной производства ООО "Тамбовский бекон" в количестве 15,2 кг с истекшим сроком годности, без ветеринарных сопроводительных документов (дата выработки 16.09.2018 г, 19.09.2018 г, срок реализации 21 сутки), полуфабриката из мяса птицы (голень, четверть, крыло, нижняя часть спинки, бедро, шея, печень) без маркировки, общим весом 24,36 кг.
10.10.2018 г. в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 г. N 1263, заведующим отделом регионального государственного ветеринарного надзора и согласования центрального управления государственного ветеринарного надзора и контроля ФИО6 выдано заключение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов б/н, а также вынесено постановление о запрещении использования продукции по назначению, о ее утилизации или уничтожении.
В соответствии с п. 1.2 раздела 1 Правил, вышеуказанная продукция после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы является биологическим отходом, в связи с чем, на данные отходы распространяются требования, предусмотренные Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
С целью недопущения использования в обороте вышеуказанных биологических отходов, в адрес ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" вручено требование Государственного комитета ветеринарии Республики Крым от 10.10.2018 г. N 03-36/2-5805 об изъятии из оборота и помещении на ответственное изолированное хранение вышеуказанных биологических отходов, соблюдением Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов".
11.10.2018 г. в 13 час. 10 мин. в присутствии представителя ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" ФИО3 осуществлен осмотр низкотемпературной холодильной камеры N 3 и установлено хранение фарша говяжьего ТМ "Мираторг" в количестве 0,4 кг, с истекшим сроком годности (дата выработки 28.08.2018 г, срок реализации до 09.09.2018 г.), фарша из свинины ТМ "Дружба народов" в количестве 0,5 кг с истекшим сроком годности (дата выработки 21.03.2017 г, срок реализации до 21.09.2017 г.).
11.10.2018 г. в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 г. N 1263, заведующим отделом регионального государственного ветеринарного надзора и согласования центрального управления государственного ветеринарного надзора и контроля ФИО6 выдано заключение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов б/н, а также вынесено постановление о запрещении использования продукции по назначению, о ее утилизации или уничтожении.
11.10.2018 г. в адрес ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" вручено требование Государственного комитета ветеринарии Республики Крым от 11.10.2018 г. N 03-36/2-5825 об изъятии из оборота и помещении на ответственное изолированное хранение вышеуказанных биологических отходов, соблюдением Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов".
Также установлено хранение в отдельной низкотемпературной холодильной ларе ранее изъятых из оборота биологических отходов (заключение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов от 10.10.2018 г. б/н).
Однако, в нарушение п. 2.6 Правил ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" после погрузки биологических отходов в отдельную низкотемпературную холодильную ларь документы, подтверждающие проведение обязательной дезинфекции места, где они лежали (холодильные камеры N 1 и N 2), а также использованный при этом инвентарь и оборудование не предоставлены.
15.10.2018 г. в 10 час. 15 мин. в присутствии представителя ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" ФИО3 осуществлен осмотр места хранения биологических отходов (заключения ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов от 10.10.2018 г. б/н и от 11.10.2018 г. б/н). По результатам осмотра установлено, что вышеуказанные биологические отходы отсутствуют и переданы на уничтожение ООО "ЭКОСЕРВИСГРУПП", в подтверждение чего предоставлены: акт обезвреживания отходов от 12.10.2018 г. N 1556, акт от 12.10.2018 г. N 732, ветеринарное свидетельство от 12.10.2018 г. N 912126305.
Однако, в нарушение п. 2.6 Правил ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" после погрузки биологических отходов в отдельную низкотемпературную холодильную ларь документы, подтверждающие проведение обязательной дезинфекции места, где они лежали (холодильные камеры N 1-3), а также использованный при этом инвентарь и оборудование не предоставлены.
Кроме того, не предоставлены документы, подтверждающие проведение обязательной дезинфекции места, где они лежали (низкотемпературная холодильная ларь), а также использованный при этом инвентарь и оборудование после погрузки их на транспортное средство в ООО "ЭКОСЕРВИСГРУПП".
По данным обстоятельствам, 17 октября 2018 года начальником центрального управления государственного ветеринарного надзора и контроля, главным государственным ветеринарным инспектором ФИО5 в отношении ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" составлен протокол об административном правонарушении N 03-089 по ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17.10.2018 г. N 03-089, распоряжением о проведении проверки от 05.10.2018 г. N 01-15/2-5676, актом проверки от 15.10.2018 г. N 03-030, заключениями ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов от 10.10.2018 г. б/н и от 11.10.2018 г. б/н, постановлениями о запрещении использования продукции по назначению, о ее утилизации или уничтожении от 10.10.2018 г. б/н и от 11.10.2018 г. б/н и др.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, однако доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований ветеринарного законодательства обществом не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" в совершении вмененного административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" не обладает статусом организации, в отношении которой Ветеринарно-санитарные правила являются обязательными к исполнению, основан на неверном толковании норм закона.
В соответствии с п. 1.1 Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, данные Правила являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
Так, проверка в отношении ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" была проведена в связи с выявленным фактом транспортировки обществом опасной и некачественной продукции, что им не оспаривается и за что уже привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ.
Таким образом, Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов распространяются в полной мере на ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ".
Ссылка в жалобе на решения Верховного Суда Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего дела. Каждое дело рассматривается с учетом конкретных обстоятельств и имеющихся доказательств.
Довод жалобы о снижении размера назначенного обществу наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Так, согласно частям 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
По смыслу пункта 5 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. N 4-П применение административного наказания не должно повлечь за собой избыточного использования административного принуждения, примененное наказание должно быть сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица с целью индивидуализации административной ответственности.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Между тем, такие основания при рассмотрении дела апелляционным судом не установлены. Доказательств тяжелого имущественного и финансового положения общества в материалы дела не представлено. Общество не привело достаточных и исчерпывающих доказательств исключительности обстоятельств, приведших к совершению административного правонарушения.
Таким образом, учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд считает, что назначенное наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений и с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. N 4-П не усматривает оснований для назначения в рассматриваемом случае наказания ниже низшего предела предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
В поданной жалобе общество указывает на отсутствие состава административного правонарушения и одновременно с этим заявляет о необходимости снижения размера назначенного административного штрафа, то есть, заявляя такой довод, фактически соглашается с наличием нарушения. Исходя из этого, доводы, изложенные в жалобе, противоречат друг другу.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Судом первой инстанции административное наказание назначено ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" в пределах санкции ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, в минимальном его размере.
Порядок и срок привлечения ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшееся по делу судебное решение сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу представителя ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" Папчука А.А. на постановление Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 февраля 2019 года N 5-17/2019 - оставить без удовлетворения.
Постановление Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 февраля 2019 года N 5-17/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ, в отношении ООО "КРЫМ-ПРОДУКТ" - оставить без изменений.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.