Судья Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., рассмотрев жалобу Бикметова Руслана Инисовича на постановление Судакского городского суда Республики Крым от 12 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бикметова Руслана Инисовича,
установил:
постановлением судьи Судакского городского суда Республики Крым от 12 апреля 2019 года Бикметов Р.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Не согласившись с принятым постановлением, Бикметов Р.И. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просит постановление в части выдворения за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации отменить, оставив без изменения наказание в виде штрафа.
В обоснование жалобы указал, что при рассмотрении дела об административном правонарушении суд должным образом не затребовал и не изучил все документы, подтверждающие его пребывание на территории Российской Федерации. Бикметов Р.И, как указывает, не является иностранным гражданином, а по паспортным данным - гражданином "данные изъяты". Не имея данной информации, суд сделал неправильные выводы, основываясь только на объяснительной Бикметова Р.И. и протоколе об административном правонарушении от 11 апреля 2019 года. Согласно Закону Республики Узбекистан "О гражданстве" Бикметов Р.И. утратил статус гражданина "данные изъяты". В связи с утерей документа, удостоверяющего его личность, Бикметов Р.И. обратился в Отдел полиции за помощью, для установления личности. Кроме того, при рассмотрении дела в суде Бикметову Р.И. не был предоставлен защитник. Согласно справке по форме - 1, Бикметов Р.И. по последнему указанному месту проживания на учёте не состоит, переехал проживать в Российскую Федерацию на ПМЖ около 20-ти лет назад, в "данные изъяты" родственников и жилья не имеет, на территории "адрес" проживает его несовершеннолетняя дочь.
Бикметов Р.И. в суд апелляционной инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещался надлежащим образом.
Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с части 1.1 статьи 18.8 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных
образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из содержания обжалуемого постановления, 11 апреля 2019 года в 20 часов 30 минут в "адрес", установлен гражданин Республики "данные изъяты" Бикметов Р.И, который в период времени с начала 2000 года по настоящее время находится на территории РФ с нарушением режима пребывания, выразившимся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в РФ, чем нарушил требования ст. 5 ФЗ от 25.07.2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и требования ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ уклонение от выезда из РФ по истечении законного срока.
Приходя к выводу о виновности Бикметова Р.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, судья городского суда сослался на совокупность исследованных доказательств, а именно: протокол об административном правонарушении от 11 апреля 2019 года N175891/256; объяснения Бикметова Р.И. от 11 апреля 2019 года; копия формы-1 гражданина "данные изъяты" Бикметова Р.И.
С таким выводом судьи Судакского городского суда Республики Крым нельзя согласиться, ввиду его преждевременности.
Так, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. При этом, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указываются как в протоколе (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ), так и в постановлении по делу об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В протоколе об административном правонарушении в отношении Бикметова Р.И. в качестве документа, удостоверяющего личность, принадлежность к гражданству "данные изъяты", указано: Форма N паспорт серии СА N от ДД.ММ.ГГГГ.
Административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не может быть исполнено в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, личность которого не установлена, в связи с чем в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.8 КоАП РФ, совершенном иностранным гражданином или лицом без гражданства, должны быть указаны сведения, позволяющие его идентифицировать, в том числе фамилия, имя, отчество - при наличии (написанные буквами русского алфавита в транскрипции), дата и место рождения, пол, гражданство. При этом к протоколу об административном правонарушении должна быть приложена копия документа, удостоверяющего его личность, оформленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов (например, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства) (ответ на вопрос 7 в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, к вышеуказанному протоколу об административном правонарушении приложена заверенная должностным лицом ОВД копия справки Формы N1 "Заявление о выдаче паспорта" от 12.12.1995 года Республики Узбекистан.
При этом, паспорт гражданина Бикметова Р.И, указанный в справке от ДД.ММ.ГГГГ, ограничен сроком действия до 2010 года (л.д. 3 об.).
При этом, согласно справке ОМВД России по г. Судаку от 12 апреля 2019 года, от Бикметова Р.И. 11 апреля 2019 года принято заявление об утере паспорта гражданина Узбекистана.
Из приложенного к протоколу об административном правонарушении объяснения Бикметова В.И. от 11 апреля 2019 года следует, что в строке "паспорт или иной документ, удостоверяющий личность" отсутствуют сведения о документе, на основании которого установлена личность Бикметова Р.И. при отобрании объяснения.
Обстоятельства наличия в материалах данного дела противоречивых данных о документе, удостоверяющем личность и принадлежность Бикметова В.И. к гражданству Республики Узбекистан на момент составления протокола об административном правонарушении, судом при рассмотрении дела не устранены.
При этом, согласно пунктам 1-4 статьи 10.1 указанного Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.
Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.
Иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии. К таким документам относятся недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя.
О принятии к рассмотрению заявления иностранного гражданина об установлении личности иностранному гражданину выдается справка установленной формы вместе с описью приложенных к заявлению документов.
В целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вправе:
требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности;
проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям;
использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации.
Заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, составляется по форме, утвержденной Приказом МВД России от 28.03.2017 N154 "Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства", и содержит сведения
о фамилии, имени, отчестве (при наличии) иностранного гражданина или лица без гражданства, месте его жительства (месте пребывания, фактического проживания), краткие биографические и иные сведения, фотографию.
Приведенные обстоятельства и представленные заявителем документы ставят под сомнение правильность установления личности лица, привлечённого к административной ответственности, что, как указывалось выше, имеет важное юридическое значение для принятия законного и обоснованного решения.
Таким образом, в нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей Судакского городского суда Республики Крым оценка указанным обстоятельствам в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не дана, в связи с чем, выводы судьи о нарушении Бикметовым Р.И, как гражданином "данные изъяты", правил пребывания в Российской Федерации и применение административного выдворения за пределы Российской Федерации являются преждевременными, поскольку при рассмотрении дела судья не установилвсе обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, чем допустил существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При таких обстоятельствах постановление судьи Судакского городского суда Республики Крым от 12 апреля 2019 год подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Судакский городской суд Республики Крым.
При новом рассмотрении дела судье следует принять во внимание указанные выше обстоятельства, вынести законное и обоснованное постановление по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Судакского городского суда Республики Крым от 12 апреля 2019 года по делу N5-35/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бикметова Руслана Инисовича, - отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Судакский городской суд Республики Крым.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП Российской Федерации.
Судья: Н.В. Кучеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.