Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Межрайонной ИФНС России N8 по Республике Крым Сальникова А.И. на постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 апреля 2019 года N 5-178/2019,
установил:
постановлением Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 апреля 2019 года по делу N 5-178/2018 производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ф.О.Н." по части 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, начальник Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Крым Сальников А.И. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 апреля 2019 года, дело вернуть на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Жалоба мотивирована тем, что при вынесении постановления судом допущено нарушение норм процессуального и материального права. По мнению апеллянта, производство по делу об административном правонарушении было возбуждено при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, после непосредственного обнаружения их должностными лицами налогового органа, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Иные доказательства по делу были установлены в ходе проведения административного расследования, при этом необходимости в издании распоряжения о проведении проверки и дальнейшем согласовании с органами прокуратуры не требуется.
Проверив доводы жалобы, заслушав представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Крым Черныш А.А, поддержавшую доводы жалобы, представителя ООО "Ф.О.Н." Музыченко А.Н, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, на основании поручения от 26 октября 2018 года N и, в соответствии с пунктом 23 Административного регламента, утверждённого Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ Nн сотрудниками Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Крым: старшим государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля ФИО5 и главным государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля Семикиным О.А. 26 октября 2018 года в 11 часов 22 минуты проведена проверка ООО "Ф.О.Н." "данные изъяты" по адресу места осуществления деятельности пункта приема ставок букмекерской конторы: "адрес", по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием электронных средств платежа.
В ходе проверки установлено, что ООО "Ф.О.Н." "данные изъяты" имеет лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах N4 от 26 июня 2009 года, выданную ФНС России.
ООО "Ф.О.Н." по адресу места осуществления деятельности пункта приема ставок букмекерской конторы: "адрес" имеет зарегистрированную в МИ ФНС России по ЦОД контрольно-кассовую технику Атол 11Ф, заводской N, регистрационный N (сумма выручки на момент проведения проверки, согласно суточному отчета без гашения за 26 октября 2018 года N3 составила 24900,00 руб.). Доказательством осуществления деятельности ООО "Ф.О.Н." по адресу: "адрес" также является выданный 26 октября 2018 года в 11:22 чек N контрольно-кассовой техники Атол 11Ф, заводской N, подтверждающий прием наличных денежных средств.
В ходе проведения осмотра, принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, установлено, что ООО "Ф.О.Н." осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторе по адресу: "адрес" на основании договора б/н от 1 мая 2018 года с нарушением условий, предусмотренных лицензионными требованиями, а именно: по указанному адресу (на одном земельном участке) в настоящий момент также расположен центр МРТ диагностики, в котором ведет деятельность обособленное подразделение общества с ограниченной ответственностью "Скан" (далее ООО "Скан") "данные изъяты", поставлено на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выданному Комитетом по здравоохранению "адрес" приложения N к лицензии "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ осуществление медицинской деятельности производится ООО "Скан" "данные изъяты" по адресу: "адрес".
ООО "Скан" представлен договор аренды части комплекса площадью "данные изъяты" от 1 октября 2018 N заключенный с ООО "Ялта-Авто" "данные изъяты". Согласно выписк из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 1 ноября 2018 года земельный участок по адресу: "адрес", площадью 6202 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты" предоставлен в аренду ООО "Ялта-Авто" на срок с 27 марта 2018 года по 22 мая 2057 года.
Также, согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ и пояснений заместителя директора ООО "Скан" Жукова А.С. о работе обособленного подразделения ООО "Скан" по адресу: "адрес", согласно суточному отчету без гашения N от ДД.ММ.ГГГГ контрольнокассовой техники, установленной в медицинском центре ООО "Скан" выручка за 26 октября 2018 года, на момент проведения осмотра, составила "данные изъяты" руб.
Согласно общедоступным сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Скан" "данные изъяты" является деятельность больничных организаций. Также согласно информации, размещенной на интернет-сайте - www.mrtyalta.ru МРТ Центр диагностики осуществляет свою деятельность по адресу: "адрес", территория СТО. Центр современной диагностики предлагает широкий спектр исследований на томографе экспертного класса структурных нарушений мозга, внутренних органов, мягкий тканей, суставов.
Должностное лицо налогового органа, при составлении протокола об административном правонарушении, указало о том, что ООО "Ф.О.Н." осуществляя деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах в пункте приема ставок по адресу: "адрес" грубо нарушает условия, предусмотренные нормами подпункта "г" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года N (далее - Положение N).
Прекращая производство по делу, судья Ялтинского городского суда Республики Крым пришел к выводу о том, что ни в определении N от 26 октября 2018 года, ни в протоколе N от 28 февраля 2019 года не установлено и не зафиксировано, предусмотренного частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ обстоятельства, послужившего поводом для возбуждения дела об административном правонарушении; к указанным определению и протоколу не приложены акты государственного контроля (надзора), материалы государственных органов или сообщения физических лиц, указывающие на наличие события административного правонарушения, что является нарушением требований части 3 статьи 28.1 КоАП РФ.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что вмененное Обществу нарушение было выявлено в результате проверки применения контрольно-кассовой техники, выездная внеплановая проверка соблюдения требований законодательства в области организации и проведения азартных игр по поручению Межрайонной ИФНС России N8 по РК с соблюдением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ) не проводилась, распоряжение о ее проведении не представлено, акт по ее результатам не составлялся, согласование с органами прокуратуры не осуществлялось. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что в деле отсутствуют отвечающие критерию допустимости доказательства вины юридического лица в совершении вменяемого правонарушения, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью изложенных должностным лицом обстоятельств.
Однако, такие выводы судьи городского суда являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований статей 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N244-ФЗ) определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Согласно частям 1, 2 статьи 5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 244-ФЗ букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2011 г. N, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются, в том числе обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) выполнения требований статьи 15 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 2 части 2 статьи 15 Закона N 244-ФЗ установлено, что букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок не могут быть расположены, помимо прочего, в объектах жилищного фонда, объектах незавершенного строительства, во временных постройках, в киосках, под навесами и в других подобных постройках; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения.
Согласно ч. 3 указанной статьи букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок также не могут быть расположены на земельных участках, на которых расположены указанные в части 2 настоящей статьи объекты.
В соответствии с пунктом 7 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом грубым нарушением является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных, в том числе подпунктом "г" пункта 4 настоящего Положения.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, игорный бизнес (организация и проведение азартных игр) является такой деятельностью, которая способна оказывать серьезное негативное влияние на сферу нравственности, права и законные интересы граждан, а в ряде случаев - наносить непоправимый вред жизни и здоровью, особенно детей, и, учитывая такой характер данной деятельности, федеральный законодатель вправе осуществить правовое регулирование, вводящее те или иные ограничения (определения от 1 апреля 2008 года N 392-О-О и от 18 сентября 2014 года N 2098-О). К числу таких ограничений относится запрет размещения букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения (пункт 2 части 2 статьи 15 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Указанный запрет, будучи обусловленным характером деятельности букмекерских контор и тотализаторов, исключает возможность размещения данных контор и тотализаторов, а также их пунктов приема ставок в одном здании с любыми детскими, образовательными, медицинскими и санаторно-курортными организациями независимо от их организационно-правовых форм (определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2017 года N1852-О).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 15.1 Закона 244-ФЗ, основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц органа государственного надзора, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ, положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Как усматривается, основанием для возбуждения производства по делу в отношении ООО "Ф.О.Н." по ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ явилось непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
26.10.2018 года Инспекцией вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N. Также были вынесены определения N от 30.10.2018 года об истребовании документов у ООО "Ф.О.Н." и N 3 от 30.10.2018 года об истребовании документов у ООО "СКАН".
ООО "СКАН", во исполнение определения N 3 от 30.10.2018 года, представлен договор аренды части комплекса площадью 120,0 кв. м от 1 октября 2018 года N, заключенный с ООО "ЯЛТА-АВТО" "данные изъяты"
ООО "Ф.О.Н.", во исполнение определения N 4 от 30.10.2018 года, представлен договор субаренды б/н от "данные изъяты". между ООО "Ф.О.Н." и ООО "МАКСБЭТ", арендуемый ООО "МАКСБЭТ" у ООО "ЯЛТА-АВТО".
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с указанным, постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 апреля 2019 года N 5-178/2019, вынесенное в отношении ООО "Ф.О.Н." по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Учитывая, что в настоящее время предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение судье.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения и принять законное и обоснованное постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу начальника Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Крым Сальникова А.И. на постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 апреля 2019 года N 5-178/2019 - удовлетворить.
Постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 апреля 2019 года N 5-178/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ф.О.Н." - отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"к
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.