Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием представителя Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" Киселевой Д.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
04 марта 2019 года
жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" на постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 12 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" (далее - ФГУП "Крымская железная дорога" либо Учреждение),
установил:
постановлением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 12 декабря 2018 года ФГУП "Крымская железная дорога" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи городского суда, ФГУП "Крымская железная дорога" подало в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просило вышеназванное постановление отменить как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и что судья городского суда неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя ФГУП "Крымская железная дорога" Киселеву Д.В, поддержавшую жалобу, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами рассматриваемых правонарушений являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.11.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Ст.4 Закона N 196-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Как следует из ст. 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
На основании ч. 2 ст. 12 Закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 13 Закона N 196-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояние автомобильного дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (подп. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу п. п. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закон N 257-ФЗ содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности.
П. 1 ст. 17 Закон N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст (ред. от 28.08.2018) с 01 сентября 2018 года введен в действие ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (далее ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно п. 6.6.1 ГОСТа Р 50597-2017 Сигнальные столбики должны соответствовать требованиям ГОСТа 32843, дорожные тумбы - ГОСТа 32759 и быть установлены по ГОСТу Р 52289, ГОСТу Р 52766 и ГОСТу 33151.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 апреля 2015 года N 225-ст с 01 июля 2015 года введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации межгосударственный стандарт ГОСТ 32843-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Столбики сигнальные дорожные. Технические требования.
Согласно п. 5.1 ГОСТ 32843-2014 требования к конструкции: 5.1.1 Столбики изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Отклонения линейных размеров столбиков по ширине не должны превышать ?3 мм, по длине - ?20 мм. Размеры и примеры форм поперечного сечения столбиков для установки на обочине приведены на рисунке А.1 (приложение А). Допускается применение столбиков иных форм при соблюдении требований настоящего стандарта. Размеры и формы поперечного сечения столбиков для установки на проезжей части приведены на рисунке А.2 (приложение А). Допускается поперечное сечение столбиков в форме дуги; 5.1.2 Конструкция столбика С1 должна быть монолитной, а столбики массой более 6 кг должны иметь ослабленое сечение на уровне поверхности обочины; 5.1.3 Конструкция столбика С2 должна состоять из корпуса и удерживающего устройства, обеспечивающего устойчивость корпуса столбика в вертикальном положении.Корпус столбика С2 должен сниматься с удерживающего устройства, которое должно обеспечивать возможность снятия корпуса, и сохранять свои свойства для повторного использования. В качестве удерживающего устройства допускается использовать специальный разделитель (делиниатор); 5.1.4 Конструкциия столбика С3 должна обеспечивать его возвращение в вертикальное положение; 5.1.5 Столбики С2П и С3П крепят на дорожное покрытие с помощью клеящих материалов или крепежных элементов, которые должны обеспечивать их прочное соединение с покрытием; 5.1.6 Столбики не должны иметь острых частей, расположенных выше уровня поверхности обочины или проезжей части.
На корпусе столбика, предназначенного для установки на обочине, рекомендуется предусматривать специальное устройство, препятствующее преднамеренному извлечению столбика из земляного полотна; 5.1.7 Корпус столбика, предназначенного для установки на обочине, следует изготовлять из материалов белого цвета, на проезжей части, разделительных полосах и островках безопасности - красного (оранжевого) или окрашивать его в соответствующий цвет; 5.1.8 Столбики должны иметь световозвращатели или световозвращающие элементы по ГОСТ 32866, а столбики для установки на обочине - и вертикальную разметку, предназначенную для обозначения сигнальных столбиков; 5.1.9 Световозвращатели на столбиках для установки на обочине располагают с обеих сторон по их оси, в центре разметки, предназначенной для обозначения сигнальных столбиков, рисунок А.3, приложение А): один типа КД1; два типа КД2 - вертикально один над другим на расстоянии 80 мм друг от друга. Световозвращающие элементы на столбиках для установки на проезжей части располагают горизонтально по всей окружности в виде полос числом не менее двух из световозвращающего материала белого цвета III-го класса, соответствующего требованиям ГОСТ 32866, шириной не менее 70 мм, на расстоянии 65-100 мм друг от друга и от верха столбика. Допускается применять световозвращающие материалы других классов; 5.1.10 Материал корпуса столбика и клеевой слой световозвращающего элемента пленочного типа должны обеспечивать прочность сцепления (адгезию пленки к корпусу столбика) при испытании по ГОСТ у32844.
Согласно п. 79 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2015 года N 237, владельцы инфраструктуры или владельцы железнодорожных путей необщего пользования оборудуют железнодорожные переезды техническими средствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержат участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожного переезда, в соответствии с требованиями настоящих Условий и технических регламентов, действующих в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии с п. 80 указанных Условий, работы по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 1457-р создано Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымская железная дорога" путем преобразования Государственного предприятия "Крымская железная дорога".
Согласно Уставу ГУП РК "Крымская железная дорога", утвержденного Приказом Росжелдора от 14.01.2016 N 14, целями деятельности Учреждения являются, среди прочего:
- оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с предоставлением этой инфраструктуры (ее элементов);
- оказание услуг по предоставлению железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих Предприятию;
- выполнение работ по эксплуатации, содержанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования.
Предметом деятельности ФГУП РК "Крымская железная дорога" является, в том числе, деятельность терминалов (железнодорожных станций, перегрузочных товарных станций и т.п.), эксплуатация железнодорожных сооружений (п. 2.2 Устава).
В силу изложенного становится очевидным, что именно на ФГУП РК "Крымская железная дорога" возложена обязанность по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожного переезда, с соблюдением норм действующего законодательства Российской Федерации, в том числе, существующих стандартов.
По результатам изучения материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 40 мин. государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Отдела МВД России по г. Евпатории старшим лейтенантом полиции Ярушкиным Д.Б. было установлено, что ФГУП РК "Крымская железная дорога" на участке автомобильной дороги, ведущей "адрес", которую пересекает железнодорожный путь перегона " "адрес", допущено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании участка дороги в границах железнодорожного переезда, а именно несоответствие сигнальных столбиков требованиям ГОСТА 32843-2014, что является нарушением требований п.6.6.1 ГОСТА Р 50597-2017.
На основании выявленных нарушений государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Отдела МВД России по г. Евпатории Ярушкиным Д.Б. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФГУП РК "Крымская железная дорога" составлен протокол об административном правонарушении серии N.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судья Евпаторийского городского суда Республики Крым, привлекая ФГУП РК "Крымская железная дорога" к административной ответственности, исходил из того, что его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении серии N.
Однако, с указанными выводами судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым согласиться нельзя, исходя из следующего.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В ст. 28.2 КоАП РФ подробно регламентирована процедура составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, протокол является основной формой фиксации доказательств по делу об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч.2 ст.28.2 КоАП РФ).
Имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ серии N, на который ссылался суд первой инстанции в обоснование вывода о виновности ФГУП РК "Крымская железная дорога" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, не содержит данных о том, какие именно допущены нарушения с учетом вышеприведенных требований ГОСТов.
По результатам изучения материалов дела установлено, что сотрудник ГИБДД, составивший ДД.ММ.ГГГГ акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, выявил не соответствие сигнальных столбиков требованиям ГОСТа 32843-2014.
Каких-либо иных доказательств несоблюдения требований ГОСТа в части несоответствия сигнальных столбиков на обследованном участке автомобильной дороги в границах железнодорожного переезда материалы дела не содержат. Не были представлены такие доказательства и в Верховный Суд Республики Крым при рассмотрении жалобы на постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым.
В силу изложенного становится очевидным, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ серии N не свидетельствует о совершении ФГУП РК "Крымская железная дорога" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу изложенного, выводы судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым о виновности ФГУП РК "Крымская железная дорога" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, нельзя признать такими, которые подтверждаются материалами дела, в связи с чем постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 12 декабря 2018 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.2- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" удовлетворить частично.
Постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 12 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога", отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст.30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.