Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Территориального отдела по г. Феодосии, г. Судаку и Кировскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю ФИО2 на решение Судакского городского суда Республики Крым от 10 января 2019 г. N 12-3/2019,
установил:
постановлением начальника Территориального отдела по г. Феодосии, г. Судаку и Кировскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю ФИО2 от 24 апреля 2018 г. N 68 общество с ограниченной ответственностью "Новый Свет" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Данное постановление обжаловано ООО "Новый Свет" в судебном порядке.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 10 января 2019 г. N 12-3/2019 жалоба ООО "Новый Свет" удовлетворена, постановление должностного лица от 24 апреля 2018 г. N 68 отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, начальник Территориального отдела по г. Феодосии, г. Судаку и Кировскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю ФИО2 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит указанное решение суда от 10 января 2019 г. отменить, дело вернуть на новое рассмотрение.
Жалоба мотивирована тем, что при вынесении решения судом допущено нарушение норм процессуального и материального права, не учтены ряд доказательств, свидетельствующих о виновности юридического лица в совершении административного правонарушении, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ООО "Новый Свет" Меметова С.Д, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Основанием для привлечения ООО "Новый Свет" к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что 13.04.2018 г. и 19.04.2018 г. на основании распоряжения от 12.04.2018 г. N 20-00073, проведена проверка ООО "Новый Свет", расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". В ходе указанной проверки, должностные лица органа надзора за соблюдением законодательства о защите прав потребителей выявили нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений нормативно-правовых актов): Федерального Закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", поручения Главы Республики Крым N1/01-32/1297 от 23.03.2017 г, СП 3.1.3310-15 "Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами", СП 3.1.7.3148-13 "Профилактика Крымской геморрагической лихорадки", СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевых вирусных энцефалитов", Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", "Правил предоставления гостиничных услуг в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 г. N 1085, Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" от 23.02.2013 N 15-ФЗ, в том числе нарушение ст.29 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Поручения Главы Республики Крым N1/01- 32/1297 от 23.03.2017г, п. 7.4.1.7. СП 3.1.3310-15 "Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами", п.8.4 СП 3.1.7.3148-13 "Профилактика Крымской геморрагической лихорадки", п.10.1, 10.4, 104.1, 10.4.2 СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевых вирусных энцефалитов", а, в частности, не заключен договор на проведение акарицидной обработки от клещей территории гостиницы.
По результатам проверки 19.04.2018 г. должностным лицом территориального отдела по г. Феодосии, г. Судаку и Кировскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю ФИО4 в отношении ООО "Новый Свет" составлен протокол об административном правонарушении по признакам ст. 6.3 КоАП РФ.
Постановлением от 24.04.2018 г. N 68 ООО "Новый Свет" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы, судья Судакского городского суда Республики Крым пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО "Новый Свет" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Однако такие выводы судьи городского суда являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Согласно п. 7.4.1.1 СП 3.1.3310-15 "Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами" противоклещевые мероприятия включают санитарно-экологическое преобразование окружающей среды; дератизационные мероприятия; обработки акарицидными средствами природных и антропургических очагов. Мероприятия по уничтожению клещей проводятся в соответствии с общими требованиями к проведению дезинсекционных мероприятий.
В соответствии с п. 7.4.1.2 СП 3.1.3310-15 акарицидами обрабатываются наиболее посещаемые населением участки территории: места массового отдыха, территории загородных предприятий общественного питания, кладбища, садовые участки, детские образовательные организации, базы отдыха; места хозяйственной деятельности (места прокладки средств коммуникации, газо- и нефтепроводов, электрических сетей).
В силу п. 7.4.1.10 СП 3.1.3310-15 руководители организаций, расположенных в зоне природных очагов (или зонах риска) инфекций, передающихся иксодовыми клещами, перед их открытием должны обеспечить проведение барьерных акарицидных обработок (за 5 - 7 дней до заезда), создавая ширину барьера не менее 50 м по периметру ограждения. При наличии эпидемиологических показаний (регистрация случаев присасывания клещей, заболевания клещевыми инфекциями на территории организации, наличие клещей на территории организации в ходе проведения зоолого-энтомологических обследований между сменами) обработки необходимо повторить с последующей оценкой эффективности проведенных работ.
Согласно п. 8.4 СП 3.1.7.3148-13 "Профилактика Крымской геморрагической лихорадки" Ответственными за проведение акарицидных мероприятий в рамках реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, руководители садово-огородных кооперативов.
П. 8.7 СП 3.1.7.3148-13 предусмотрено, что руководители организаций и учреждений, имеющих загородные летние оздоровительные учреждения, расположенные в зоне природных очагов (или зонах риска) КГЛ, перед их открытием обязаны обеспечить проведение барьерных акарицидных обработок, создавая ширину барьера не менее 100 м по периметру ограждения. Акарицидные обработки проводят за 5 - 7 дней до заезда детей и перед каждой сменой с обязательной оценкой эффективности проведенных работ.
В силу изложенного, ООО "Новый Свет" должно было перед началом осуществления соответствующей деятельности провести акарицидные обработки территории гостиницы с целью обеспечения безопасных для человека условий быта и отдыха.
Договор на оказание услуг по акарицидной обработке был заключен между ООО "Новый Свет" и ИП ФИО5 только 16.04.2018 г, в период проведения внеплановой проверки.
Вместе с тем, суд первой инстанции вышеуказанным обстоятельствам не дал должной правовой оценки, что свидетельствует о невыполнении в полном объеме требований ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ в части всестороннего и полного выяснения обстоятельств дела и установления виновности лица в совершении административного правонарушения.
При этом, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
По смыслу положений, содержащихся в ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии привлекаемого к ответственности физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, которым разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 25.15 КоАП РФ.
Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, и у должностного лица должны быть достоверные данные о его надлежащем извещении. При этом закон не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении от 19.04.2018 г. составлен в присутствии представителя ООО "Новый Свет" ФИО7 действовавшего на основании общей доверенности 82 АА 0637089 (л.д. 44-46).
КоАП РФ действительно допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 Кодекса право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Однако, из текста доверенности, выданной ООО "Новый Свет" ФИО8 не усматривается, что общество уполномочивало последнего представлять интересы ООО "Новый Свет" при составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 115-116).
Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 13.02.2018 г. из Территориального отдела по г. Феодосии, г. Судаку и Кировскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю истребованы материалы дела об административном правонарушении, послужившие основанием для привлечения ООО "Новый Свет" к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Данное определение исполнено не было.
Так, в материалах дела отсутствует извещение ООО "Новый Свет" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, каким-либо из перечисленных способов, предусмотренным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В ходе подачи жалобы, ООО "Новый Свет" последовательно указывало на то, что общество не было извещено о дате, времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении, а при его составлении присутствовал представитель, не имеющий на то надлежащих полномочий.
Протокол же является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения и подтверждающие его доказательства. Обязанность административного органа извещать юридические и физические лица о предстоящем составлении в отношении них протокола об административном правонарушении и, соответственно, право этих лиц участвовать в его составлении, обусловлены значением этой стадии процедуры привлечения к административной ответственности, на которой, как правило, разрешается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении с учетом представляемых объяснений, доказательств, возражений и заявляемых ходатайств. Поэтому ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, может повлечь за собой лишение такого лица прав, обеспечивающих соблюдение гарантий их защиты - право присутствовать при составлении протокола, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а, следовательно, и необоснованное возбуждение в отношении него производства по делу об административном правонарушении.
На необходимость проверки указанного довода жалобы в своем решении от 31.10.2018 г. N 21-916/2018 указывал и судья Верховного Суда Республики Крым.
Однако, обстоятельства относительно уведомления (не уведомления) ООО "Новый Свет" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, и полномочий ФИО9 при новом рассмотрении дела, судом первой инстанции не устанавливались.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Согласно части 3 статьи 26.2 названного Кодекса не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и повлияли на законность обжалуемого акта.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с указанным, решение Судакского городского суда Республики Крым от 10 января 2019 г. N 12-3/2019 подлежит отмене.
Срок привлечения к административной ответственности по данному делу в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ в настоящее время не истек, а поэтому дело подлежит направлению в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении судье необходимо учесть изложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу начальника Территориального отдела по г. Феодосии, г. Судаку и Кировскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю ФИО2 на решение Судакского городского суда Республики Крым от 10 января 2019 г. N 12-3/2019 - удовлетворить.
Решение Судакского городского суда Республики Крым от 10 января 2019 г. N 12-3/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Новый Свет" - отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.