Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "Новый Свет" ФИО3 на решение Судакского городского суда Республики Крым от 10 января 2019 г. N 12-4/2019,
установил:
постановлением начальника Территориального отдела по г. Феодосии, г. Судаку и Кировскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю ФИО2 от 24 апреля 2018 г. N 67 общество с ограниченной ответственностью "Новый Свет" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.
Данное постановление обжаловано ООО "Новый Свет" в судебном порядке.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 10 января 2019 г. N 12-4/2019 жалоба ООО "Новый Свет" оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 24 апреля 2018 г. N 67 изменено, размер административного штрафа снижен до 35000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, генеральный директор ООО "Новый Свет" ФИО3 подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит указанные решение суда от 10 января 2019 г. и постановление органа от 24 апреля 2018 г. отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, вынес незаконное и необоснованное решение с нарушением норм материального и процессуального права, что является основанием для его отмены.
Заявитель указывает на то, что административным органом нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности, а также событие по данному делу об административном правонарушении отсутствует, обстоятельства совершения вмененного юридическому лицу правонарушения не подтверждены материалами дела.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ООО "Новый Свет" Меметова С.Д, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ) в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Частью 5 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ установлено, что для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого установлены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 214н.
Основанием для привлечения ООО "Новый Свет" к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что 13.04.2018 г. и 19.04.2018 г. на основании распоряжения на проведение внеплановой выездной проверки от 12.04.2018 г. N 20-00073, проведена проверка ООО "Новый Свет", расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". В ходе проведения указанной проверки, должностные лица органа надзора за соблюдением законодательства о защите прав потребителей выявили нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений нормативно-правовых актов): Федерального Закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Поручения Главы Республики Крым N1/01-32/1297 от 23.03.2017 г, СП 3.1.3310-15 "Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми "лещами", СП 3.1.7.3148-13 "Профилактика Крымской геморрагической лихорадки", СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевых вирусных энцефалитов", Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", "Правил предоставления гостиничных услуг в РФ" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 г. N 1085, ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" от 23.02.2013 N 15-ФЗ, в том числе нарушение п.5 ст.12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", а, в частности, на входе в административный корпус отсутствовал знак о запрете курения.
По результатам проверки 19.04.2018 г. должностным лицом территориального отдела по г. Феодосии, г. Судаку и Кировскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю ФИО5 в отношении ООО "Новый Свет" составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч.1 ст. 6.25 КоАП РФ.
Постановлением от 24.04.2018 г. N 67 ООО "Новый Свет" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.25 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы, судья Судакского городского суда Республики Крым согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях ООО "Новый Свет" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ.
Однако с таким решением судьи городского суда не соглашается суд апелляционной инстанции.
В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
По смыслу положений, содержащихся в ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии привлекаемого к ответственности физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, которым разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 25.15 КоАП РФ.
Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, и у должностного лица должны быть достоверные данные о его надлежащем извещении. При этом закон не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении от 19.04.2018 г. составлен в присутствии представителя ООО "Новый Свет" ФИО7 действовавшего на основании общей доверенности 82 АА 0637089 (л.д. 46-47).
КоАП РФ действительно допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 Кодекса право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Однако, из текста доверенности, выданной ООО "Новый Свет" ФИО8 не усматривается, что общество уполномочивало последнего предоставлять интересы ООО "Новый Свет" при составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 88-89).
Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 13.02.2018 г. из Территориального отдела по г. Феодосии, г. Судаку и Кировскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю истребованы материалы дела об административном правонарушении, послужившие основанием для привлечения ООО "Новый Свет" к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ.
Данное определение не исполнено.
Как установлено судом апелляционной инстанции ООО "Новый Свет" не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении.
Так, в материалах дела отсутствует извещение ООО "Новый Свет" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, каким-либо из перечисленных способов, предусмотренным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В ходе подачи жалобы, ООО "Новый Свет" последовательно указывало на то, что общество не было извещено о дате, времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении, а при его составлении присутствовал представитель, не имеющий на то надлежащих полномочий.
Протокол же является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения и подтверждающие его доказательства. Обязанность административного органа извещать юридические и физические лица о предстоящем составлении в отношении них протокола об административном правонарушении и, соответственно, право этих лиц участвовать в его составлении, обусловлены значением этой стадии процедуры привлечения к административной ответственности, на которой, как правило, разрешается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении с учетом представляемых объяснений, доказательств, возражений и заявляемых ходатайств. Поэтому ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, может повлечь за собой лишение такого лица прав, обеспечивающих соблюдение гарантий их защиты - право присутствовать при составлении протокола, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а, следовательно, и необоснованное возбуждение в отношении него производства по делу об административном правонарушении.
На необходимость проверки указанного довода жалобы в своем решении от 31.10.2018 г. N 21-917/2018 указывал и судья Верховного Суда Республики Крым.
Однако, обстоятельства относительно уведомления (не уведомления) ООО "Новый Свет" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, и полномочий ФИО9 при новом рассмотрении дела, судом первой инстанции не устанавливались.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и влечет нарушение права этого лица на защиту.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность в настоящий момент утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Согласно части 3 статьи 26.2 названного Кодекса не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и повлияли на законность обжалуемых актов, которыми ООО "Новый Свет" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При указанных обстоятельствах судебное решение и постановление должностного лица не могут быть признаны законными, поэтому они подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Новый Свет" подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу генерального директора ООО "Новый Свет" ФИО3 на решение Судакского городского суда Республики Крым от 10 января 2019 г. N 12-4/2019 - удовлетворить.
Решение Судакского городского суда Республики Крым от 10 января 2019 г. N 12-4/2019 и постановление начальника Территориального отдела по г. Феодосии, г. Судаку и Кировскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю ФИО2 от 24 апреля 2018 г. N 67 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Новый Свет" - отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу решения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.