Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Соловьева Сергея Алексеевича на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04 февраля 2019 г. N 12-26/2019,
установил:
постановлением заместителя руководителя УФАС по Республике Крым и городу Севастополю ФИО4 от 09 ноября 2018 г. N 1039АД-18 заместитель руководителя контрактной службы - начальник департамента логистики, материально-технического обеспечения и договорной работы ГУП РК "КРЫМЭНЕРГО" Соловьев Сергей Алексеевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Данное постановление обжаловано Соловьевым С.А. в судебном порядке.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04 февраля 2019 г. N 12-26/2019 жалоба Соловьева С.А. оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 09 ноября 2018 г. N 1039АД-18 - без изменения.
Не согласившись с принятым решением, Соловьев С.А. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит указанное решение суда от 04 февраля 2019 г. отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не учтены все обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного деяния.
Изучив материалы дела, заслушав защитника Соловьева С.А. - Гончарук О.Ю, поддержавшую доводы жалобы, представителя УФАС по Республике Крым и городу Севастополю Янмина В.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Основанием для привлечения Соловьева С.А. к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что он, являясь должностным лицом - заместителем руководителя контрактной службы - начальником департамента логистики, материально-технического обеспечения и договорной работы, при утверждении документации по закупке нарушил требования п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 8 ст. 32, ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправильного установления значимости показателей нестоимостного критерия оценки участников закупки, описания объектов закупки.
25 октября 2018 г. заместителем руководителя Крымского УФАС России ФИО9 в отношении должностного лица - Соловьева С.А. составлен протокол об административном правонарушении N 1039АД-18, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя УФАС по Республике Крым и городу Севастополю ФИО4 от 09 ноября 2018 г. N 1039АД-18 заместитель руководителя контрактной службы - начальник департамента логистики, материально-технического обеспечения и договорной работы ГУП РК "КРЫМЭНЕРГО" Соловьев Сергей Алексеевич привлечен к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы, судья Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях Соловьева С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Однако такие выводы судьи районного суда являются преждевременными.
Так, в силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Надлежащее извещение подразумевает, что оно должно быть направлено лицу, привлеченному к административной ответственности с таким расчетом, чтобы указанное лицо имело достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки.
КоАП РФ не содержит ограничений относительно использования различных средств связи для извещения лиц, участвующих в деле, однако, исходя из требований ст. 25.1 КоАП РФ, во всех случаях извещение должно быть произведено способом, позволяющим судье, должностному лицу контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Следовательно, хотя присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и не является обязательным, у должностного лица до рассмотрения дела должны быть достоверные данные о его надлежащем извещении.
Как усматривается, постановление заместителя руководителя УФАС по Республике Крым и городу Севастополю ФИО4 от 09 ноября 2018 г. N 1039АД-18 вынесено в отсутствие Соловьева С.А.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения об извещении Соловьева С.А. о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении него на 09 ноября 2018 г.
В соответствии с частью 1 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
Как усматривается из материалов дела, о рассмотрении дела об административном правонарушении на 09 октября 2018 г. в 10 час. 45 мин. была извещена защитник Соловьева С.А. - ФИО5 Постановление же заместителем руководителя УФАС по Республике Крым и городу Севастополю ФИО4 в отношении Соловьева С.А. вынесено 09 ноября 2018 г. Кроме того, следует отметить, что извещение защитника в отсутствие извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не является основанием для вывода об извещении самого лица.
Вместе с тем, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является основным и самостоятельным участником производства по делу об административном правонарушении, и в его отсутствие дело может быть рассмотрено только при наличии в материалах дела достоверных сведений о том, что именно это лицо, а не его защитник, или представитель, было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела. Поэтому извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении защитника или представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, не освобождает должностное лицо от обязанности известить о месте и времени рассмотрения дела само лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В истребованном из УФАС по РК и городу Севастополю административном деле, сведения об извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, также не содержатся.
Обстоятельства относительно уведомления (не уведомления) заместителя руководителя контрактной службы - начальника департамента логистики, материально-технического обеспечения и договорной работы ГУП РК "КРЫМЭНЕРГО" Соловьева С.А. о времени и месте рассмотрения должностным лицом дела об административном правонарушении, судом первой инстанции не установлены.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что уведомление о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении от 11.09.2018 г. N 06/2307, должностным лицом в нарушении требований ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ, направлено заместителю руководителя контрактной службы - начальнику департамента логистики, материально-технического обеспечения и договорной работы ГУП РК "КРЫМЭНЕРГО" Соловьеву С.А. по месту его работы ( "адрес"), а не по месту жительства. Судом первой инстанции данные обстоятельства также оставлены без должной правовой оценки.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с указанным, решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04 февраля 2019 г. N 12-26/2019 подлежит отмене.
В связи с отменой решения судьи по процессуальным основаниям, суд не входит в обсуждение доводов жалобы.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения, принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу Соловьева Сергея Алексеевича на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04 февраля 2019 г. N 12-26/2019 - удовлетворить частично.
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04 февраля 2019 г. N 12-26/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении заместителя руководителя контрактной службы - начальника департамента логистики, материально-технического обеспечения и договорной работы ГУП РК "КРЫМЭНЕРГО" Соловьева Сергея Алексеевича - отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.