Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю ФИО3 на решение Армянского городского суда Республики Крым от 23 января 2019 года N 12-1/2019,
установил:
постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю ФИО3 от 21 ноября 2018 года N 74 директор Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции" Акулов Андрей Борисович привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Данное постановление Акуловым А.Б. обжаловано в судебном порядке.
Решением Армянского городского суда Республики Крым от 23 января 2019 года N 12-1/2019 жалоба Акулова А.Б. удовлетворена, указанное постановление должностного лица от 21 ноября 2018 года N 74 отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным решением, заместитель руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю ФИО3 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить решение Армянского городского суда Республики Крым от 23 января 2019 года N 12-1/2019, дело вернуть на новое рассмотрение в тот же суд.
Жалоба мотивирована тем, что вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела, оценка доказательств не была основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу статьи 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения хозяйствующими субъектами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, в том числе правил, которыми предусмотрено установление вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, санитарно-защитной зоны.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю от 04 сентября 2018 г. N 02-00043 в отношении ООО "Титановые Инвестиции" по фактическому адресу его нахождения: Республика Крым, г. Армянск, ул. Северная промзона проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 13.09.2018 г. N 02-13-18.
Согласно указанному акту, в ходе проверки были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: не организовано упорядоченное временное хранение металлических частей вышедшего из строя оборудования и других отходов. Нарушаются нормы выдачи и сроки эксплуатации спецодежды и средств индивидуальной защиты. Ослаблен контроль за использованием регламентированных средств индивидуальной защиты на рабочих местах с вредными производственными факторами, рабочие предприятия не в полном объёме используют средства индивидуальной защиты. На рабочих местах аппаратчика фильтрации ЦПДТ N2, аппаратчика-упаковщика ЦПДТ N2, аппаратчика гидролиза ЦПДТ N2, аппаратчика прокаливания ЦПДТ N2, аппаратчика-дозирования ЦПДТ N2, электромонтера ЦПДТ N1, электрогазосварщика РМЦ уровень освещения ниже ПДУ. На рабочих местах лаборанта химического анализа цеховой лаборатории, аппаратчика- упаковщика ЦПДТ N2, аппаратчика фильтрации ЦПДТ N2 уровень шума превышает ПДУ. На рабочем месте аппаратчика-упаковщика ЦПДТ N2, аппаратчика прокаливания ЦПДТ N2, аппаратчика фильтрации ЦПДТ N2, электромонтера ЦПДТ N1, электрогазосварщика РМЦ, не соблюдаются параметры микроклимата по температуре, влажности и скорости движения воздуха. На рабочем месте электрогазосварщика в воздухе рабочей зоны установлено превышение ПДК по содержанию азота оксида.
Не предоставлен сертификат соответствия (декларация о соответствии) или технический паспорт на СОЖ используемые на ремонтно - механическом участке, что является нарушением ст. 25 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, п. 3.2 таблицы П.9.1 (Требования к освещению рабочих мест на промышленных предприятиях) и таблицы П. 9.2 (Требования к освещению рабочих мест в помещениях общественных зданий, а также сопутствующих им производственных помещениях) Приложения 9 СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам"; СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений"; п. 2.8, п.2.11, п. 2.12, п. 3.1 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации тех. процессов по производственному оборудованию и рабочему инструменту"; Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 26.05.2003г. N 100; п. 2.3, раздел 2 "Санитарные правила при работе со смазочно-охлаждающими жидкостями и технологическими смазками"; п. 12, п.13 Приложения к приказу Минздравсоцразвития от 01.06.2009 г..N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты".
По данному факту, 13 сентября 2018 г. главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю ФИО4 в отношении директора Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции" Акулова А.Б. составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ.
21 ноября 2018 г. директор Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции" Акулов А.Б. постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю ФИО3 от 21 ноября 2018 года N 74 привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Отменяя указанное постановление должностного лица от 21 ноября 2018 г. и прекращая производство по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в обжалованном постановлении не указано какими конкретными действиями (бездействием) Акулов А.Б. допустил нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм. Кроме того, судья Армянского городского суда указал на то, что за выявленные в акте проверки нарушения, уже привлечен один из руководителей предприятия ответственный за соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Однако такие выводы судьи городского суда являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как усматривается, постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю ФИО3 от 21 ноября 2018 года N 74 должностное лицо - директор Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции" Акулов А.Б. привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Действительно, в силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Согласно п. 1 Раздела 1 "Общие положения" должностной инструкции директора Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции", утвержденной генеральным директором ООО "Титановые Инвестиции" 11.08.2014 г. N 2, директор филиала относится к категории руководителей.
В соответствии с п. 5 Раздела 2 "Должностные обязанности директора филиала" он принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.
Согласно п. 8 должностной инструкции директор филиала решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия в пределах, предоставленных ему законодательством прав, поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам - заместителя директора, руководителям производственных единиц и филиалов предприятий, а также функциональных и производственных подразделений.
Судом первой инстанции оставлен без изучения вопрос принимались ли Акуловым А.Б. в силу выполнения им организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций меры по созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, осуществлялся ли должный контроль за действиями (бездействием) подчиненных лиц, исполняющих свои должностные обязанности в интересах и от имени предприятия, в том числе по соблюдению требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации именно на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в частности работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, организовать контроль за состоянием условий труда на рабочих местах.
Как усматривается, суд первой инстанции вышеуказанным обстоятельствам не дал должной правовой оценки, что свидетельствует о невыполнении в полном объеме требований ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ в части всестороннего и полного выяснения обстоятельств дела и установления виновности лица в совершении административного правонарушения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с указанным, решение Армянского городского суда Республики Крым от 23 января 2019 года N 12-1/2019 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
Срок привлечения к административной ответственности по данному делу в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ в настоящее время не истек.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения, принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю ФИО3 на решение Армянского городского суда Республики Крым от 23 января 2019 года N 12-1/2019 - удовлетворить.
Решение Армянского городского суда Республики Крым от 23 января 2019 года N 12-1/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении директора Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции" Акулова Андрея Борисовича - отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.