Судья Верховного Суда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Григорьевой Валентины Ивановны на решение Судакского городского суда Республики Крым от 06 февраля 2019 года по делу N 12-1/2019,
УСТАНОВИЛ
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель - заведующего отделом государственного земельного надзора управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Воржева Д.В. от 08 августа 2018 года N279 ( далее Постановление N 279 от 08 августа 2018 года) Григорьева Валентина Ивановна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ), выразившегося в использовании земельного участка частной собственности с кадастровым номером N, расположенного по адресу : "адрес", под размещение объекта капитального строительства в количестве 4-х этажей, что не соответствует виду разрешенного использования земельного участка - " индивидуальное жилищное строительство" и является нарушением ст.ст. 7,42 Земельного кодекса Российской Федерации, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 06 февраля 2018года по делу N 12-1/2019 (судья Иванов М.Г.), Постановление N 279 от 08 августа 2018 года оставлено без изменений, жалоба Григорьевой Валентины Ивановны оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, Григорьева Валентина Ивановна подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просит отменить указанное решение суда06 февраля 2018года по делу N 12-1/2019, производство по делу прекратить.
В судебном заседании 13 марта 2019 года Григорьева Валентина Ивановна не явилась, о дне проведения судебного заседания была извещена надлежащим образом.
На электронный адрес Верховного Суда Республики Крым 13 марта 2019 года поступило сообщение от Эллы Григорьевой о том, что Григорьева Валентина Ивановна по состоянию здоровья не может явиться в суд 13 марта 2019 года по делу N21-234/19, заявлено ходатайство об отложении судебного заседания.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Элла Григорьева согласно положениям статей 25.3, 25.5 КоАП РФ является защитником или законным представителем Григорьевой Валентины Ивановны.
В силу изложенного, а также принимая во внимание отсутствия доказательств невозможности присутствия Григорьевой Валентины Ивановны в судебном заседании по объективным причинам, становится очевидным отсутствие оснований для удовлетворения указанного ходатайства и отложения рассмотрения жалобы.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2,2.1 и 3 данной статьи.
Исходя из положений части1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно частям 1 - 3 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами
КоАП РФ установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Исходя из положений статьи 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии привлекаемого к ответственности физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, которым разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Системный анализ указанных выше положений статьи 25.1 и статьи 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьёй 25.1 КоАП РФ, и у должностного лица должны быть достоверные данные о его надлежащем извещении. При этом закон не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Исходя из положений статьи 25.15 КоАПРФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 29 июня 2018 года государственным инспектором Республики Крым по использованию и охране земель Степановой Е.В. в отношении Григорьевой Валентины Ивановны в её отсутствие составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Из текста извещения о проведении проверки и возможном составлении протокола об административном правонарушении от 25 июня 2018 г. усматривается, что Григорьева Валентина Ивановна приглашалась 29 июня 2018 г. с 11 час. 00 мин. по 14.час.00 мин. для проведения мероприятий по государственному земельному надзору и возможном составлении протокола (-ов) об административном правонарушении в 12 час. 00 мин, этого же дня, в случае выявления по результатам проверки составов административных правонарушений, предусмотренных статьёй7.1, статьёй 8.8, частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ. Также в данном извещении указано на то, что если проверка будет окончена в иной день, в течение установленного Распоряжением N770-01/22 от 25 июня 2018 года срока с 29 июня 2018 года по 26 июля 2018 года проведения проверки, и по результатам оформления проверки будут установлены факты нарушений требований земельного законодательства, ответственность за совершение которых предусмотрена статьёй 7.1, статьёй 8.8 КоАП РФ, то соответствующие протокол или протоколы об административном правонарушении будут составляться 26 июля 2018 года в 15 час.30 мин. в отделе земельного надзора управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по адресу : "адрес".
В материалах дела имеется телефонограмма от 27 июня 2018года N 142-02/01 с указанием о её получении Григорьевой Валентиной Ивановной 27 июня 2018 года в 08:49-08:54 по телефону N, текст которой идентичен извещению о проведении проверки и возможном составлении протокола об административном правонарушении от 25 июня 2018 г.
При изучении указанных документов становится очевидным, что они не отвечает признакам надлежащего извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, поскольку содержащаяся в нем информация носит предположительный, вероятностный характер, в нем не указано в какой конкретно день и время будет составляться протокол об административном правонарушении, что свидетельствует о нарушении права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Направление 27 июня 2018 года телефонограммы по телефону + N не свидетельствует о соблюдении контролирующим органом положений КоАП РФ о надлежащем извещении Григорьевой Валентины Ивановны о месте и времени рассмотрения дела, поскольку в материалах дела отсутствуют как доказательства того, что последняя заявляла в установленном порядке ходатайство о её уведомлении по указанному номеру телефона, так и сведения о том, что этот номер телефона зарегистрирован за Григорьевой Валентиной Ивановной.
Протокол является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения и подтверждающие его доказательства. Обязанность административного органа извещать юридические и физические лица о предстоящем составлении в отношении них протокола об административном правонарушении и, соответственно, право этих лиц участвовать в его составлении, обусловлены значением этой стадии процедуры привлечения к административной ответственности, на которой, как правило, разрешается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении с учетом представляемых объяснений, доказательств, возражений и заявляемых ходатайств. Поэтому ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, может повлечь за собой лишение такого лица прав, обеспечивающих соблюдение гарантий их защиты - право присутствовать при составлении протокола, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а, следовательно, и необоснованное возбуждение в отношении него производства по делу об административном правонарушении.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, что свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и влечет нарушение права этого лица на защиту.
В ходе производства по делу N 12-1/2019 судьёй Судакского городского суда Республики Крым указанным выше обстоятельствам надлежащая правовая оценка не дана.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАПРФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАПРФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность в настоящий момент утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными и повлияли на законность Постановление N 279 от 08 августа 2018 года, которым Григорьева Валентина Ивановна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах судебное решение и постановление должностного лица не могут быть признаны законными, поэтому они подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью1 статьи 8.8 КоАПРФ, в отношении Григорьевой Валентины Ивановны подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАПРФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу Григорьевой Валентины Ивановны удовлетворить.
Решение Судакского городского суда Республики Крым от 06 февраля 2019 года по делу N 12-1/2019 и постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель - заведующего отделом государственного земельного надзора управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Воржева Д.В. от 08 августа 2018 года N279 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Григорьевой Валентины Ивановны отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу решения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.