Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
01 апреля 2019 года
жалобу директора Армянского филиала общества с ограниченной ответственностью "ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" ФИО1 на решение судьи Армянского городского суда Республики Крым от 28 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора Армянского филиала общества с ограниченной ответственностью "ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" (далее - ООО "ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" либо Общество) ФИО1,
установил:
постановлением врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Немченко В.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ N директор Армянского филиала ООО "ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" Акулов А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе директора Армянского филиала ООО "ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" Акулова А.Б. на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Армянского городского суда Республики Крым 28 января 2019 года постановлено решение, которым постановление врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Немченко В.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ N по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ, в отношении директора Армянского филиала ООО "ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" Акулова А.Б, оставлено без изменения, а жалоба Акулова А.Б. - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи городского суда и постановлением должностного лица, директор Армянского филиала ООО "ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" Акулов А.Б. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил постановление должностного лица контрольного органа и решение судьи городского суда как незаконные отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указанно, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Основанием для привлечения Акулова А.Б. к административной ответственности по ст.9.2 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что он, являясь должностным лицом - директором Армянского филиала ООО "ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ", при осуществлении своих полномочий нарушил требование ст.7, 9, 17, 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", пп.3.4.3.1, 3.4.1.10, 2.24 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утверждённых Министерством сельского хозяйства от 26.05.1998 (далее - Правила ЭМС), Правил безопасности гидротехнический сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 28.01.2002.
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений должностными лицами Крымского управления Ростехнадзора были выявлены нарушения обязательных норм и правил в области безопасности гидротехнических сооружений, которые были допущены должностным лицом - директором Армянского филиала ООО "ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" Акуловым А.Б. по адресу: "адрес", а именно:
в нарушении пп.2.24 Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ N (далее Правила N), отсутствует приказ о назначении технического руководителя, отвечающего за безопасную эксплуатацию комплекса гидротехнических сооружений (далее - ГТС) кислонакопителя;
в нарушение пп. 3.4.1.10 Правил N 6 отсутствует проект мониторинга безопасности ГТС;
в нарушение ст.9, 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 117 - ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон 117-ФЗ), отсутствует декларация безопасности ГТС;
в нарушение ст.7, 9 Федерального закона 117-ФЗ, сведения о ГТС не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений;
в нарушение ст.19 Федерального закона 117-ФЗ, пп.3.4.3.1 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утверждённых Министерством сельского хозяйства от 26.05.1998 (далее - Правила ЭМС) отсутствует разрешение на эксплуатацию комплекса ГТС;
в нарушение ст.9 Федерального закона 117-ФЗ отсутствует план ликвидации аварии на ГТС;
в нарушение ст.9 Федерального закона 117-ФЗ отсутствуют годовые отчеты о состоянии сооружений ГТС;
в нарушение ст.17 Федерального закона 117-ФЗ отсутствует финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии на ГТС;
в нарушение ст.9 Федерального закона 117-ФЗ отсутствует критерии безопасности ГТС;
в нарушение ст.9 Федерального закона 117-ФЗ, отсутствует полис обязательного страхования ГТС.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Межрегионального отдела государственного энергетического надзора и надзора в области безопасности гидротехнических сооружений Крымского управления Ростехнадзора Агатовой Е.В. в отношении директора Армянского филиала ООО "ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" Акулова А.Б. составлен протокол об административном правонарушении N по признакам ст.9.2 КоАП РФ. Данный протокол составлен в присутствии защитника ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-28; 57).
Постановлением врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Немченко В.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ N директор Армянского филиала ООО "ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" Акулов А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 руб. (л.д.31-35).
Диспозицией ст.9.2 КоАП РФ предусмотрена административная за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере функционирования гидротехнических сооружений (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели; каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов).
Правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, осуществляется на основании положений Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ). Федеральный закон N 117-ФЗ также устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно уведомления о назначении времени и месте составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости явки в Крымское управление Ростехнадзора, а также составления протокола об административном правонарушении должностному лицу - заместителю руководителя контрактной службы - директору Армянского филиала ООО "ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" Акулову А.Б. необходимо явиться ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 00 мин. (л.д.21-22).
Копия указанного уведомления была направлена директору Армянского филиала ООО "ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" Акулову А.Б. по адресу: "адрес" (л.д.23)
Однако, должностное лицо - директор Армянского филиала ООО "ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" Акулов А.Б. зарегистрирован по адресу: "адрес".
Доказательств о направлении уведомления от ДД.ММ.ГГГГ по адресу проживания Акулова А.Б. материалы дела не содержат.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что уведомление о назначении времени и месте составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ получено уполномоченным Акуловым А.Б. лицом. Более, того, в материалах дела нет сведений о конкретном лице, которое ДД.ММ.ГГГГ получило указанное уведомление (л.д.23).
В день рассмотрения протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и материалов N в Крымское управление Ростехнадзора явился защитник ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-28; 31-35; 57).
Однако, доказательств о направлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ либо уведомления о назначении места и времени рассмотрения дела по адресу проживания Акулова А.Б. материалы дела не содержат. Кроме того, следует отметить, что извещение защитника в отсутствие извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не является основанием для вывода об извещении самого лица.
Вместе с тем, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является основным и самостоятельным участником производства по делу об административном правонарушении, и в его отсутствие дело может быть рассмотрено только при наличии в материалах дела достоверных сведений о том, что именно это лицо, а не его защитник, или представитель, было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела. Поэтому извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении защитника или представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, не освобождает должностное лицо от обязанности известить о месте и времени рассмотрения дела само лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае имеются основания для сомнений в соблюдении должностными лицами Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что директор Армянского филиала ООО "ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" Акулов А.Б. был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела с вынесением постановления от ДД.ММ.ГГГГ N об административном правонарушении. Судья городского суда данные обстоятельства не проверял.
При таких обстоятельствах решение судьи Армянского городского суда Республики Крым от 28 января 2019 года подлежит отмене, а дело направлению в тот же суд на новое рассмотрение.
Иные доводы жалобы рассмотрению не подлежат и должны получить оценку при новом рассмотрении дела судьей первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу директора Армянского филиала общества с ограниченной ответственностью "ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" ФИО1 удовлетворить частично.
Решение судьи Армянского городского суда Республики Крым от 28 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Армянского филиала общества с ограниченной ответственностью "ТИТАНОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" ФИО1, отменить,
административное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд со стадии рассмотрения дела.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.