Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Белогорского района по пожарному надзору - главного специалиста ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым Мазинова Е.Е. на решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым Борисенко Е.В. от 06.12.2018 г. по делу N12-143/2018, которым постановление государственного инспектора Белогорского района по пожарному надзору - главного специалиста ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым Мазинова Е.Е. от 20.06.2018 г. N15/2018/49 в отношении Богатыревой Л.С. по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, решение ГУ МЧС России по Республике Крым от 08.11.2018 г. изменено, переквалифицированы действия ФИО1 с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Белогорского района по пожарному надзору - главного специалиста ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым Мазинова Е.Е. от 20.06.2018 г. N15/2018/49, оставленным без изменения решением врио заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по пожарному надзору - начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым Ратушным А.Б. от 08.11.2018 г, Богатырева Л.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
На указанные постановление и решение должностных лиц заместителем прокурора Республики Крым Булгаковым С.В. был принесен протест.
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 06.12.2018 г. по делу N12-143/2018 постановление государственного инспектора Белогорского района по пожарному надзору - главного специалиста ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым Мазинова Е.Е. от 20.06.2018 г. N15/2018/49 в отношении Богатыревой Л.С. по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, решение ГУ МЧС России по Республике Крым от 08.11.2018 г. изменено, переквалифицированы действия ФИО1 с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанным решением, государственный инспектор Белогорского района по пожарному надзору - главный специалист ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым Мазинов Е.Е. подал жалобу, в которой просит отменить решение Белогорского районного суда Республики Крым от 06.12.2018 г. по делу N12-143/2018.
Жалоба обоснована тем, что конструкция ч. 1 и ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ различается по наличию квалифицирующего признака - совершение тех же действий (то есть нарушения требований пожарной безопасности), совершенных в условиях особого противопожарного режима. Таким образом, в случае обнаружения правонарушения, предусмотренного диспозицией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в период, когда на территории муниципального образования в установленном порядке введен особый противопожарный режим, нарушение подлежит квалификации по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
В судебном заседании, которое состоялось 01.04.2019 г, главный специалист ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым Мазинов Е.Е. и представитель Главного управления МЧС России по Республике Крым - Лариков Ю.В. доводы жалобы поддержали.
Прокурор отдела управления прокуратуры Республики Крым Осипенко В.А. в судебном заседании 01.04.2019 г. против доводов жалобы возражал.
Богатырева Л.С. в судебном заседании 01.04.2019 г. просила принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:
1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;
3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;
4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;
5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;
6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;
7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
В соответствии с п. 31 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 12.12.2007 г. N645, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Согласно п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. N390, лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Пунктами 21, 70, 108, 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации установлено, что руководитель организации обеспечивает: устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год;
объект защиты огнетушителями по нормам согласно пунктам 468 и 474 настоящих Правил и приложениям N 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя;
обработку деревянных конструкций сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе и буфетах огнезащитными составами, о чем должен быть составлен соответствующий акт с указанием даты пропитки и срока ее действия;
наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.
В соответствии с п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации запрещается:
а) эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
б) пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
в) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
г) пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
д) применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы и использовать несертифицированные аппараты защиты электрических цепей;
е) оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
ж) размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;
з) при проведении аварийных и других строительно-монтажных и реставрационных работ, а также при включении электроподогрева автотранспорта использовать временную электропроводку, включая удлинители, сетевые фильтры, не предназначенные по своим характеристикам для питания применяемых электроприборов.
Как усматривается из материалов дела, 20.06.2018 г. в отношении заведующей Лечебновским СК МКУК ЦКС Богатыревой Л.С. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, за то, что она 03.05.2018 г. в здании (помещениях) Лечебновского сельского клуба по адресу: "адрес"А, допустила нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- здание (помещения) не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, чем нарушены ст.ст. 4, 6, 54 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", таблица А-1 СП 5.13130.2009 Система противопожарной защиты Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические;
- здание (помещения) не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, чем нарушены ст. 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", таблица2 СП 3.13130.2009 Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- руководителем не пройдено обучение по пожарно-техническому минимуму, чем нарушены п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п. 31 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 N645 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций";
- не проведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли, не представлены протоколы проверки состояния огнезащитной обработки, чем нарушены п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.4.5 СП 2.12130.2012 Системы противопожарной защиты Обеспечение огнестойкости объектов защиты;
- отсутствуют знаки пожарной безопасности, чем нарушены п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, ГОСТ Р 12.2.143-2009 ССБТ. "Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля.";
- план эвакуации не соответствует ГОСТ Р 12.2.143-2009 ССБТ "Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля.", п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
- объект защиты не обеспечен огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2, чем нарушен п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
- не все имеющиеся огнетушителя прошли техническое обслуживание, чем нарушен п. 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
- светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника), чем нарушен пп. "в" п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
- не обработаны деревянные конструкции сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительном зале огнезащитными составами, о чем должен быть составлен соответствующий акт с указанием даты пропитки и срока ее действия, чем нарушен п. 108 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Богатыревой Л.С. к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ постановлением государственного инспектора Белогорского района по пожарному надзору - главного специалиста ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым Мазинова Е.Е. от 20.06.2018 г. N15/2018/49.
На указанное постановление должностного лица заместителем прокурора Республики Крым был принесен протест с просьбой переквалифицировать действия Богатыревой Л.С. с ч. 2 на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
При этом решением врио заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по пожарному надзору - начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым Ратушным А.Б. от 08.11.2018 г. обжалуемое постановление должностного лица было оставлено без изменения, поскольку постановлением Правительства Республики Крым от 27.04.2018 г. N209 "О введении в Республике Крым режима повышенной готовности" с 29.04.2018 г. на территории Республики Крым введен особый противопожарный режим.
По результатам рассмотрения протеста заместителя прокурора Республики Крым на постановление и решение должностных лиц, суд первой инстанции изменил данные постановление и решение, переквалифицировав действия Богатыревой Л.С. с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Рассмотрев жалобу государственного инспектора Белогорского района по пожарному надзору - главного специалиста ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым Мазинова Е.Е. на решение суда первой инстанции, считаю, что имеются основания для его отмены.
Так, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.
В силу п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
По смыслу приведенных статей КоАП РФ судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, а также жалобу на постановление по такому делу, должен соблюдать принцип непосредственного исследования доказательств.
Вместе с тем изучение обжалуемого судебного акта не позволяет сделать вывод о том, что при рассмотрении жалобы на постановление государственного инспектора Белогорского района по пожарному надзору - главного специалиста ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым Мазинова Е.Е. от 20.06.2018 г. N15/2018/49 и решение врио заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по пожарному надзору - начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым Ратушна А.Б. от 08.11.2018 г. этот принцип был соблюден.
Суд первой инстанции, в обжалуемом решении только перечислил какие правонарушения, согласно протоколу об административном правонарушении N15/2018/44 от 20.06.2018 г, были допущены Богатыревой Л.С. и дал определение понятию особого противопожарного режима, после чего указал на необходимость квалификации действий Богатыревой Л.С. по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
При этом фактически материалы дела судом первой инстанции исследованы не были; доказательства с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, оценены не были; необходимость переквалификации действий Богатыревой Л.С, с учетом постановления Правительства Республики Крым от 27.04.2018 г. N209 "О введении в Республике Крым режима повышенной готовности", никак не обоснована.
Более того, в соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно требованиям ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
В силу ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается в размере, определенном для граждан, должностных лиц и юридических лиц санкциями статей особенной части настоящего Кодекса.
Как было указано выше, решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 настоящего Кодекса.
При этом в резолютивной части решения суда не указан размер административного штрафа, подлежащий взысканию с Богатыревой Л.С. после переквалификации ее действий с ч. 2 на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, что свидетельствует о нарушении установленного законом порядка применения административного взыскания.
Изложенное свидетельствует о существенном нарушении судом первой инстанции процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, в связи с чем, учитывая положения п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, решение Белогорского районного суда Республики Крым от 06.12.2018 г. по делу N12-143/2018 подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Решение Белогорского районного суда Республики Крым от 06.12.2018 г. по делу N12-143/2018 отменить. Материалы возвратить в Белогорский районный суд Республики Крым на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья (подпись) З.И. Курапова
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"о
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.