Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Петросяна Ромы Макичевича на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 26 декабря 2018 г. N 12-142/2018,
установил:
постановлением главного специалиста отдела экологического надзора г. Бахчисарая и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО6 от 13 августа 2018 г. N 010556/0622/35-ф глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Петросян Рома Макичевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 31 000 рублей.
Данное постановление обжаловано Петросяном Р.М. в судебном порядке.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 26 декабря 2018 г. N 12-142/2018 жалоба Петросяна Р.М. оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 13 августа 2018 г. N 010556/0622/35-ф - без изменения.
Не согласившись с принятым решением, Петросян Р.М. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит указанное решение суда от 26 декабря 2018 г. отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба мотивирована тем, что Петросяном Р.М. не производится захоронение отходов в запрещенных местах, он деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности не ведет. Судом не принят во внимание представленный акт исследования от 22.10.2018 г, согласно которому на земельном участке превышения аммония в отобранных пробах по сравнению с фоновой (контрольной) пробой не наблюдалось.
Также заявитель указывает на то, что в оспариваемых актах не указано, что же конкретно нарушено Петросяном Р.М, в чем заключается несанкционированное складирование отходов производства и потребления не в специально оборудованном сооружении, предназначенном для их размещения, на рельефе местности (почве).
Апеллянт натаивает на том, что обнаруженный в почве аммоний является биологически полезным, поскольку это удобряемая для растений форма элемента, необходимого для роста любого представителя флоры.
Изучив материалы дела, заслушав Петросяна Р.М. и его защитника Руденко Н.А, поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение и захоронение отходов производства и потребления предусмотрены способами безопасными для здоровья населения и среды обитания, осуществляемыми в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2.1 "Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации" (утв. Минприроды РФ 15.07.1994) природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения); обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов; оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.
Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении Крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Петросян Р.М, проводимой сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в период с 27.06.2018 г. по 06.07.2018 г. на основании приказа Министерства от 25.06.2018 г. N 1158, при ознакомлении с предоставленными главой КФХ Петросяном Р.М. документальными материалами установлено, что КФХ Петросян Р.М. осуществляет хозяйственную деятельность по разведению свиней по адресу: "адрес", на основании договора от 14.10.2016 г. N 4 аренды земельного участка общей площадью 7729 кв.м, заключенного с администрацией "данные изъяты" поселения Бахчисарайского района Республики Крым, сроком действия договора до 2061 года. Вид разрешенного использования земельного участка - сельскохозяйственное использование. Также установлено, что для осуществления хозяйственной деятельности главой КФХ Петросяном Р.М. заключены договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с ФИО8 и ФИО9 сроком действия договоров до 2027 года.
В ходе проверки 27.06.2018 г. в присутствии главы КФХ Петросяна Р.М. был осмотрен земельный участок, расположенный в 300 метрах севернее "адрес" сельского поселения "адрес" Республики Крым.
В ходе обследования данного участка, установлен факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления (навоз свежий - код отхода по ФККО 11251001333 - III класс опасности, навоз перепревший - код отхода по ФККО 11251002294 - IV класс опасности) не в специально оборудованном сооружении, предназначенном для их размещения, на рельефе местности (почве), в границах водоохраной зоны р. Кача, в том числе в границах ее прибрежной защитной полосы (на расстоянии 20 м от береговой линии р. Кача).
Согласно полученных в ходе проверки от главы КФХ Петросяна Р.М. объяснений, отходы производства и потребления, образовавшиеся в процессе хозяйственной деятельности, складировались им на арендованном у ФИО8 вышеуказанном земельном участке (из земель сельскохозяйственного назначения), расположенном в 300 м севернее "адрес" сельского поселения "адрес" Республики Крым, т.е. не в специально оборудованном сооружении, предназначенном для их размещения.
По результатам проведенной проверки, главным специалистом отдела экологического надзора г. Бахчисарая и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым ФИО10 30 июля 2018 г. в отношении Петросяна Р.М. составлен протокол об административном правонарушении N 010556/0622 по ст. 8.2 КоАП РФ.
13 августа 2018 г. Петросян Р.М. за нарушение требований ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 2.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных заместителем Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации Аверченковым А.А. 15.07.1994 г, ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность Петросяна Р.М. в совершении административного правонарушения подтверждены: приказом о проведении внеплановой выездной проверки от 25.06.2018 г. N 1158; договором аренды земельного участка от 22.11.2016 г. б/н; договором аренды земельного участка от 20.02.2017 г. б/н; протоколом взятия проб и образцов от 29.06.2018 г. N 000315, составленным в присутствии Петросяна Р.М, который замечаний при этом не указал; протоколами измерений от 03.07.2018 г, согласно которым относительно фона обнаружено превышение аммония; актом отбора проб почв, грунтов, донных отложений, илов от 29.06.2018 г. N 1181-п; схемой расположения точек отбора проб; актом проверки от 06.07.2018 г. N 14-ф/06.2-13; протоколом об административном правонарушении от 30.07.2018 г. N 010556/0622.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности Петросяна Р.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судьей районного суда, с учетом приведенных законоположений, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которые являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного решения.
Довод жалобы о том, что Петросяном Р.М. не производится захоронение отходов в запрещенных местах, он деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности не ведет, является несостоятельным, поскольку в силу статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в результате деятельности индивидуального предпринимателя КФХ Петросяна Р.М, связанной с разведением свиней, образуются отходы производства и потребления, что свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Требования Федерального закона "Об отходах производства и потребления" подлежат выполнению КФХ Петросян Р.М, так как согласно ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Утверждение в жалобе на то, что обнаруженный в почве аммоний является биологически полезным, поскольку это удобряемая для растений форма элемента, необходимого для роста любого представителя флоры, не может быть принято судом апелляционной инстанции во внимание. Под опасными веществами понимаются все биологические, радиоактивные, а также органические или неорганические химические вещества, соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде. Таким образом, выявленное на земельном участке, арендуемом КФХ Петросян Р.М, превышение содержания аммония в почве оказывает угрозу причинения вреда объектам животного и растительного мира, а также окружающей среде.
Ссылка Петросяна Р.М. на то, что в оспариваемых актах не указано что же конкретно нарушено последним, в чем же заключается несанкционированное складирование отходов производства и потребления не в специально оборудованном сооружении, предназначенном для их размещения, на рельефе местности (почве), является необоснованной, поскольку в протоколе об административном правонарушении, в принятых актах четко указано, что Петросяном Р.М. несанкционированно складируются отходы производства и потребления (навоз свежий - код отхода по ФККО 11251001333 - III класс опасности, навоз перепревший - код отхода по ФККО 11251002294 - IV класс опасности) не в специально оборудованном сооружении, предназначенном для их размещения, на рельефе местности (почве), в границах водоохраной зоны р. Кача, в том числе в границах ее прибрежной защитной полосы (на расстоянии 20 м от береговой линии р. Кача), что нарушает экологические требования при накоплении отходов производства, тем самым нарушаются требования п. 2 ст. 39 и п. п. 1, 2 ст. 51 Закона об охране окружающей среды, и что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что судом первой инстанции не принят в качестве доказательств невиновности предоставленный Петросяном Р.М. акт исследования от 22.10.2018 г, согласно которому на земельном участке превышения аммония в отобранных пробах по сравнению с фоновой (контрольной) не выявлено, правомерно не принят судьей Бахчисарайского районного суда Республики Крым по мотивам, изложенным в оспариваемом судебном решении.
Доказательств, подтверждающих принятие лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Несогласие заявителя с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на постановление должностного лица.
Порядок и срок привлечения Петросяна Р.М. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение судьи мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Петросяна Р.М. по делу не усматривается.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Учитывая, что жалоба на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 26 декабря 2018 г. N 12-142/2018, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены указанного решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу Петросяна Ромы Макичевича на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 26 декабря 2018 г. N 12-142/2018 - оставить без удовлетворения.
Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 26 декабря 2018 г. N 12-142/2018, постановление главного специалиста отдела экологического надзора г. Бахчисарая и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО6 от 13 августа 2018 г. N 010556/0622/35-ф по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Петросяна Ромы Макичевича - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.