Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО4 на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 22 февраля 2019 года N 12-10/2019,
установил:
постановлением начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО5. от 28 августа 2018 года N 147/05-11/ЗН-РК общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Прибрежное" (далее - ООО "СП "Прибрежное") привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Данное постановление обжаловано ООО "СП "Прибрежное" в судебном порядке.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 22 февраля 2019 года N 12-10/2019 жалоба ООО "СП "Прибрежное" удовлетворена, постановление должностного лица от 28 августа 2018 года N 147/05-11/ЗН-РК отменено, производство по делу прекращено на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, начальник Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО6 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит указанное решение суда от 22 февраля 2019 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Жалоба мотивирована тем, что при вынесении решения судом допущено нарушение норм процессуального и материального права, не учтены ряд доказательств, свидетельствующих о виновности юридического лица в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав представителя ООО "СП "Прибрежное" Чеботареву О.Ф, возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Как указано в постановлении о назначении административного наказания, на основании мотивированного представления от 17.10.2017 г. N 271/13-27 о выявленных нарушениях при осуществлении мероприятия по контролю, издан приказ органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки от 26.10.2017 г. N 1302/П.
В ходе проверки установлено, что ООО "СП "Прибрежное" является правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 101?ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", с кадастровым номером N, общей площадью 1185,3296 га, расположенного в районе с. Медведево на территории Медведевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, на основании договора аренды земельного участка от 28.12.2015 г. N 149-п, на срок до 02.04.2056 г. Арендодателем является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Актом проверки от 20.11.2017 г. N 106/13-21 установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1085, 3296 га не проводятся работы по уходу за многолетними насаждениями, не осуществляется раскорчевка неплодоносящих многолетних насаждений, отсутствует междурядная обработка почвы. Части участка покрыты сухой степной растительностью, схожей по морфологическим признакам с сорными растениями.
Постановлением начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО7 от 28 августа 2018 года N 147/05-11/ЗН-РК ООО "СП "Прибрежное" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица от 28 августа 2018 г. и прекращая производство по делу, судья Черноморского районного суда исходил из того, что при вынесении оспариваемого постановления не исследовался вопрос о том имелась ли возможность у ООО "СП "Прибрежное" для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, с учетом того, что общество не могло самостоятельно осуществлять соответствующие мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв и иные действия в отношении земель под многолетними насаждениями, без согласия собственника этих насаждений.
Не согласившись с указанным решением, начальник Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО8 подал жалобу, в которой просит отменить решение районного суда.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности формулировать выводы о наличии признаков состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу, и обсуждать вопросы о не принятии им надлежащих мер в области земельного законодательства, при прекращении производства по делу и за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что возможность проверки и оценки доводов о наличии в действиях лица состава административного правонарушения за пределами срока давности привлечения к административной ответственности по делу, производство по которому прекращено, возможно только по заявлению лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, составляет один год.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению дела об административном правонарушении, имели место 20 ноября 2017 г, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек 21 ноября 2018 г.
Поскольку срок давности привлечения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, к административной ответственности в настоящее время истек, возможность правовой оценки действий ООО "СП "Прибрежное" на предмет наличия события или состава вменяемого правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах, и с учетом невозможности в силу ч.1 ст.30.7 КоАП РФ ухудшения правового режима лица, в отношении которого производство по делу прекращено, оснований для пересмотра решения Черноморского районного суда Республики Крым от 22 февраля 2019 года N 12-10/2019 не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО9 на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 22 февраля 2019 года N 12-10/2019 - оставить без удовлетворения.
Решение Черноморского районного суда Республики Крым от 22 февраля 2019 года N 12-10/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Прибрежное" - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.