Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Протасова Николая Анатольевича на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 февраля 2019 года N 12-30/2019,
установил:
постановлением заместителя начальника Инспекции по труду Республики Крым ФИО3 от 19 октября 2018 г. N 70-02-32/2018-2018069319-5/4 начальник Управления технологической связи и автоматизированных систем управления ГУП РК "Черноморнефтегаз" Протасов Николай Анатольевич признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Данное постановление обжаловано Протасовым Н.А. в судебном порядке.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 февраля 2019 года N 12-30/2019 жалоба Протасова Н.А. оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 19 октября 2018 г. N 70-02-32/2018-2018069319-5/4 - без изменения.
Не согласившись с принятым решением, Протасов Н.А. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит указанные постановление органа от 19 октября 2018 г. и решение суда от 12 февраля 2019 г. отменить.
Жалоба мотивирована тем, что судом не дана надлежащая правовая оценка составу административного правонарушения, не исследованы фактические обстоятельства дела.
Так в жалобе указано на то, что объяснения Протасова Н.А, данные им в ходе производства по делу, не были приняты во внимание, постановление о назначении административного наказания вручено 17.10.2018 г, в то время как оно было вынесено 19.10.2018 г.
Кроме того, в принятом постановлении фамилия, имя и отчество должностного лица указаны не полностью, что является грубым нарушением требований КоАП РФ; в адресе регистрации Протасова Н.А. допущена ошибка; имеющийся в материалах дела акт проверки составлен на невыясненных противоречивых обстоятельствах.
В жалобе также указано на то, что ни в протоколе, ни в постановлении по делу не приведены доказательства вины Протасова Н.А. во вмененных нарушениях, в то время как им даны пояснения и предоставлены документы, подтверждающие, что Протасовым Н.А. были осуществлены все находящиеся в его распоряжении средства для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав Протасова Н.А. и его защитника Сидоренко О.А, поддержавших доводы жалобы, представителя Инспекции по труду Республики Крым Шаганова А.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к данной норме под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" к конкретному классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Согласно ст. 209 ТК РФ средствами индивидуальной и коллективной защиты работников признаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Ч.1 ст. 211 ТК РФ установлено, что правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, установлены государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (часть первая статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью второй данной статьи на работодателя возложена обязанность по обеспечению приобретения и выдачи за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Ст. 219 ТК РФ каждому работнику гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, в том числе на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.
Частями 1, 3 статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Согласно п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (далее - Межотраслевые правила), работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя.
Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.
П. 5 указанных Межотраслевых правил предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии с п. 12 Межотраслевых правил СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.
Согласно п. 13 Межотраслевых правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.
Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам.
Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ (п. 14 Межотраслевых правил).
Приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2009 N 970н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Из приведенных выше правовых норм следует, что работодатель несет ответственность за не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты. При этом учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки на предприятии может быть возложен на конкретное должностное лицо.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения плановой проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с 10 сентября 2018 г. по 28 сентября 2018 г. в ГУП РК "Черноморнефтегаз" установлено, что в нарушении ст.ст. 212, 221 ТК РФ, п. 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, п. 1294 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обувью и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2009 г. N 970н, работники предприятия (организации) не в полном объеме обеспечены прошедшими в установленном порядке сертификацию иди декларирование специальной одеждой, специальной обувью или другими средствами индивидуальной защиты, а именно:
- электромеханик (структурное подразделение - УТС и АСУ) ФИО1 Р.Р, принятый на работу 05.10.2015 г. не обеспечен: костюмом х/б, каской защитной, подшлемником под каску, очками защитными, плащом для защиты от воды, подшлемником под каску для защиты от холода и ветра, костюмом утепленным, ботинками утепленными. Согласно представленной личной карточке выдачи СИЗ работник до настоящего времени данными СИЗ не обеспечен;
- электромеханик (структурное подразделение - УТС и АСУ) ФИО6, принятый на работу 28.03.2014 г. не обеспечен: костюмом для защиты от воздействия электрической дуги из огнестойких тканей, костюмом х/б, каской защитной, подшлемником под каску, очками защитными, поясом предохранительным, подшлемником под каску для защиты от холода и ветра, костюмом утепленным, ботинками утепленными. Согласно представленной личной карточке выдачи СИЗ работник до настоящего времени данными СИЗ не обеспечен;
- электромонтер (структурное подразделение - УТС и АСУ) ФИО7, принятый на работу 04.08.2015 г. не обеспечен: костюмом для защиты от воздействия электрической дуги из огнестойких тканей, каской защитной, подшлемником под каску, очками защитными. Согласно представленной личной карточке выдачи СИЗ работник до настоящего времени данными СИЗ не обеспечен;
- электромонтер (структурное подразделение - УТС и АСУ) ФИО8, принятый на работу 28.03.2015 г. не обеспечен: костюмом для защиты от воздействия электрической дуги из огнестойких тканей, каской защитной, подшлемником под каску. Согласно представленной личной карточке выдачи СИЗ работник до настоящего времени данными СИЗ не обеспечен;
- электромонтер (структурное подразделение - УТС и АСУ) ФИО9, принятый на работу 04.08.2015 г. не обеспечен: костюмом для защиты от воздействия электрической дуги из огнестойких тканей, костюмом х/б, каской защитной, плащом для защиты от воды. Согласно представленной личной карточке выдачи СИЗ работник до настоящего времени данными СИЗ не обеспечен;
- электромонтер (структурное подразделение - УТС и АСУ) ФИО10, принятый на работу 28.03.2015 г. не обеспечен: костюмом для защиты от воздействия электрической дуги из огнестойких тканей, костюмом х/б, каской защитной, подшлемником под каску, очками защитными, подшлемником под каску для защиты от холода и ветра, костюмом утепленным, ботинками утепленными. Согласно представленной личной карточке выдачи СИЗ работник до настоящего времени данными СИЗ не обеспечен;
- электромонтер (структурное подразделение - УТС и АСУ) ФИО11, принятый на работу 28.03.2015 г. не обеспечен: костюмом для защиты от воздействия электрической дуги из огнестойких тканей, костюмом х/б, каской защитной, подшлемником под каску, очками защитными, подшлемником под каску для защиты от холода и ветра, костюмом утепленным, ботинками утепленными. Согласно представленной личной карточке выдачи СИЗ работник до настоящего времени данными СИЗ не обеспечен;
- электромонтер (структурное подразделение - УТС и АСУ) ФИО12, принятый на работу 04.08.2015 г. не обеспечен: костюмом для защиты от воздействия электрической дуги из огнестойких тканей, костюмом х/б, каской защитной, подшлемником под каску, очками защитными, подшлемником под каску для защиты от холода и ветра. Согласно представленной личной карточке выдачи СИЗ работник до настоящего времени данными СИЗ не обеспечен.
Кроме того, в нарушении ст.ст. 212, 221 ТК РФ, п. 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, п. 1295 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обувью и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2009 г. N 970н, работники предприятия (организации) не в полном объеме обеспечены прошедшими в установленном порядке сертификацию иди декларирование специальной одеждой, специальной обувью или другими средствами индивидуальной защиты, а именно:
- антенщик-мачтовик (структурное подразделение - УТС и АСУ) ФИО13, принятый на работу 28.03.2014 г. не обеспечен: костюмом х/б, каской защитной, очками защитными, жилетом сигнальным, костюмом утепленным, ботинками утепленными, бельем нательным утепленным, сапогами резиновыми. Согласно представленной личной карточке выдачи СИЗ работник до настоящего времени данными СИЗ не обеспечен;
- электромонтер (структурное подразделение - УТС и АСУ) ФИО14, принятый на работу 28.03.2015 г. не обеспечен: костюмом х/б, плащом для защиты от воды, головным убором, сапогами резиновыми. Согласно представленной личной карточке выдачи СИЗ работник до настоящего времени данными СИЗ не обеспечен;
- электромонтер (структурное подразделение - УТС и АСУ) ФИО15, принятый на работу 28.03.2015 г. не обеспечен: костюмом х/б, очками защитными, костюмом утепленным, ботинками утепленными, головным убором, сапогами резиновыми. Согласно представленной личной карточке выдачи СИЗ работник до настоящего времени данными СИЗ не обеспечен.
Согласно п.п. 2.49, 2.51 должностной инструкции начальника Управления технологической связи и автоматизированных систем управления ГУП РК "Черноморнефтегаз" Протасова Н.А, он осуществляет общее руководство работами по созданию и обеспечению безопасных и здоровых условий труда, а также обеспечивает работающих средствами индивидуальной защиты.
На основании проведенной проверки, 17.10.2018 г. главным консультантом отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, старшим государственным инспектором труда ФИО16 в отношении начальника Управления технологической связи и автоматизированных систем управления ГУП РК "Черноморнефтегаз" Протасова Николая Анатольевича составлен протокол об административном правонарушении N 70-02-32/2018-2018069319-4/4 по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, за нарушение законодательства о труде.
Постановлением заместителя начальника Инспекции по труду Республики Крым ФИО3 от 19 октября 2018 г. N 70-02-32/2018-2018069319-5/4 должностное лицо - Протасов Н.А. привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность Протасова Н.А. в совершении административного правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении от 17.10.2018 г. N 70-02-32/2018-2018069319-4/4, актом проверки от 28.09.2018 г. N 137-01-44/2018-2018069319-2, должностной инструкцией начальника Управления технологической связи и автоматизированных систем управления от 02.03.2015 г, приказом о приеме на должность от 25.04.2014 г. N 110-к.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности Протасова Н.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым должностным лицом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих принятие лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Довод жалобы о том, что в принятом постановлении от 19 октября 2018 г. в адресе регистрации Протасова Н.А. допущена ошибка, и данное, по мнению заявителя, является грубым нарушением требований КоАП РФ, не заслуживает внимания, поскольку не влечет отмену постановления должностного лица.
Относительно доводов о несоответствии постановления требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, то по смыслу п. 1 ч. 1 данной нормы указание фамилии, имени и отчества необходимо для конкретизации должностного лица, принявшего решение по делу об административном правонарушении. Вместе с тем, указание в постановлении фамилии и инициалов имени и отчества должностного лица общепринятым письменным сокращением не противоречит действующему законодательству, выполняет заложенный в данной норме смысл.
Ссылка в жалобе на то, что постановление о назначении административного наказания Протасову Н.А. вручено 17.10.2018 г, в то время как оно было вынесено 19.10.2018 г, также не свидетельствует о его незаконности, поскольку неверно указанная дата получения копии постановления, является явной технической опиской.
Утверждение заявителя о том, что часть работников, указанных в протоколе об административном правонарушении полностью обеспечены средствами индивидуальной защиты, что якобы подтверждается предоставленными им ксерокопиями ведомостей и личными карточками учета выдачи СИЗ, не может быть взято судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку их содержание свидетельствует о том, что работники предприятия получали СИЗ не в полных объемах, предусмотренных действующим законодательством.
Ссылка Протасова Н.А. на то, что часть работников, указанных в протоколе об административном правонарушении, не выполняют объем работ, требующих обеспечение их СИЗ, является несостоятельной, поскольку их должностные инструкции, сложность выполняемых ими работ как раз и указывают на необходимость обеспечения данных лиц СИЗ.
Сведения об увольнении электромонтера ФИО10 в августе 2018 г, не свидетельствуют об отсутствии вины Протасова Н.А. во вмененном ему административном правонарушении.
Таким образом, доводы жалобы основаны на ином толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, и опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, которые с достоверностью свидетельствуют о совершении Протасовым Н.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения Протасова Н.А. к административной ответственности не нарушены.
Вид назначенного Протасову Н.А. наказания и размер штрафа определены с соблюдением принципа соразмерности наказания характеру и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, с учетом обстоятельств, предусмотренных главой 4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, жалоба Протасова Н.А. на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 февраля 2019 года N 12-30/2019 не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу Протасова Николая Анатольевича на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 февраля 2019 года N 12-30/2019 - оставить без удовлетворения.
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 февраля 2019 года N 12-30/2019 и постановление заместителя начальника Инспекции по труду Республики Крым ФИО3 от 19 октября 2018 г. N 70-02-32/2018-2018069319-5/4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении начальника Управления технологической связи и автоматизированных систем управления ГУП РК "Черноморнефтегаз" Протасова Николая Анатольевича - оставить без изменений.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.