Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым Захаровой Т.Л. от 14.02.2019 г. по делу N12-36/2019, которым постановление начальника Территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Слесарева А.Д. N09-00021 от 06.03.2018 г. о привлечении директора Алуштинского филиала ГУП Республики Крым "Вода Крыма" ФИО1 к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ оставлено без изменения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Слесарева А.Д. N09-00021 от 06.03.2018 г. должностное лицо - директор Алуштинского филиала ГУП Республики Крым "Вода Крыма" Горшков М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Указанное постановление было обжаловано Горшковым М.А. в судебном порядке.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым Захаровой Т.Л. от 14.02.2019 г. по делу N12-36/2019 постановление начальника Территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Слесарева А.Д. N09-00021 от 06.03.2018 г. о привлечении директора Алуштинского филиала ГУП Республики Крым "Вода Крыма" Горшкова Михаила Анатольевича к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба Горшкова М.А. - без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Горшков М.А. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить решение Алуштинского городского суда Республики Крым Захаровой Т.Л. от 14.02.2019 г. по делу N12-36/2019, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована нарушением процессуального права Горшкова М.А, поскольку он просил отложить судебное разбирательство в связи с тем, что его защитник находился в судебном заседании Арбитражного суда Республики Крым в день вынесения решения, однако суд рассмотрел дело в отсутствие Горшкова М.А. и его защитника. Кроме того, суд не установил, в чем выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение Горшковым М.А. своих служебных обязанностей, повлекших неисполнение предписания, тогда как административно-хозяйственные функции по контролю за невыполнением мероприятий на сооружениях по водоподготовке и водоснабжению в качестве питьевого водоснабжения села Малый Маяк в первом поясе ЗСО, а также обеззараживание воды возложены на начальника участка обслуживания сетей и сооружений водоснабжения цеха сетей и сооружений западного региона Ткач Н.И. Более того, определением от 30.01.2018 г. дело об административном правонарушении возбуждалось и административное расследование проводилось в отношении юридического лица ГУП Республики Крым "Вода Крыма".
В судебном заседании, которое состоялось 15.04.2019 г, защитник Горшкова М.А. - Митяевская С.А. доводы жалобы поддержала.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.п. 2.4.1, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зона санитарной охраны водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, представлена первым поясом (строгого режима), водоводов - санитарно - защитной полосой.
Территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Пунктами 2.2, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" установлено, что качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил, а также гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В силу п. 3.1СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
В пунктах 3.4.2, 3.4.31 СанПиН 2.1.4.1074-01 указано, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения; по содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека.
Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям (п. 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Согласно ст. 55 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, 30.01.2018 г. на основании полученной из филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе Севастополе" информации о том, что в пробах питьевой воды, подаваемой населению с. Малый Маяк и отобранной 23.01.2018 г. выявлено наличие колиформных бактерий, превышающих допустимый уровень, в отношении ГУП РФ "Вода Крыма" было возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
Определениями Территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю от 30.01.2018 г. у ГУП РК "Вода Крыма" истребованы документы и назначено проведение экспертизы с отбором проб, лабораторного исследования и оценки качества питьевой воды, подаваемой населению с. Малый Маяк.
В период с 08.02.2018 г. по 27.02.2018 г. были осмотрены сооружения по водоподготовке и водоснабжению с. Малый Маяк. Результаты осмотра отражены в протоколе от 27.02.2018 г, согласно которому:
на сооружениях (резервуарах) по водоподготовке и водоснабжению в качестве питьевого водоснабжения с. Малый Маяк в первом поясе ЗСО не выполнены мероприятия с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды - не спланирована территория вокруг резервуаров для отвода поверхностного стока за пределы территории, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, чем нарушены требования ст. 11, ч. 1 ст. 24 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 2.4.1, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02;
при обеззараживании воды связанным хлором не выдерживают время его контакта с водой, который должен составлять не менее 60 минут, чем нарушены требования ст. 19 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 3.4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01;
питьевая вода, подаваемая с использованием централизованной системы холодного водоснабжения населению с. Малый Маяк, не соответствует установленным требованиям: уровни микробиологических показателей воды превышают нормативы качества питьевой воды по общим колиформным бактериям, термотолерантным колиформным бактериям и органолептическим показателям; результаты лабораторных исследований проб питьевой воды в резервуаре после водоподготовки в с. Малый Маяк не соответствуют по санитарно-химическим показателям (хлор остаточный, хлор остаточный связанный); питьевая вода в резервуаре не безвредна по химическому составу, чем нарушены требования ст.ст. 11, 19 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 2.2, 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 СанпиН 2.1.4.1074-01.
Экспертным заключением ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе" N1.492/Г.223 от 13.02.2018 г. установлено, что представленные пробы (образцы) воды, отобранные в мониторинговой П-0030 "адрес", МОУ "Маломаякская школа" 23.01.2018 г. и 25.01.2018 г. по микробиологическим и санитарно-химическим показателям не соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления 27.02.2017 г. главным специалистом-экспертом Территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Рамазановой З.Э. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении директора Алуштинского филиала ГУП РК "Вода КрымаN Горшкова М.А. и постановлением начальника Территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Слесарева А.Д. N09-00021 от 06.03.2018 г. должностное лицо - директор Алуштинского филиала ГУП Республики Крым "Вода Крыма" Горшков М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, поскольку согласно трудовому договору, заключенному 20.04.2017 г. между ГУП РК "Вода Крыма" и Горшковым М.А, на руководителя филиала возложен контроль за работой филиала, текущее (оперативное) руководство филиалом, организация производственно-хозяйственной, социально-бытовой и другой деятельности, обеспечение задач филиала, предусмотренных законодательством, уставом Предприятия и Положением о филиале (п. 3.1 Договора); в обязанности руководителя филиала включено производство услуг, хранение и поставка продукции в соответствии с заключенными договорами, а также действующими нормативными требованиями, соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции, получение необходимых разрешительных документов (п. 3.2 Договора). При этом из трудового договора также следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде является руководитель Алуштинского филиала ГУП РК "Вода Крыма" и обязанности руководителя Алуштинского филиала в проверяемый период выполнял Горшков М.А.
Оставляя указанное постановление начальника Территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Слесарева А.Д. N09-00021 от 06.03.2018 г. без изменения, суд первой инстанции исходил из того, что директор Алуштинского филиала ГУП РК "Вода Крыма" Горшков М.А, будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.5 КоАП РФ, отметив, при этом, что имеющиеся в материалах дела доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со ст. ст. 1.5, 2.1, 2.4 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие, либо бездействие лица, за которое законодательством установлена административная ответственность, при этом должно быть наличие причинной связи между действием, бездействием лица и наступившими последствиями.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Как было указано выше, именно руководитель Алуштинского филиала ГУП РК "Вода Крыма", согласно п. 3.2 трудового договора от 20.04.2017 г. отвечает за соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, то есть в данном случае является субъектом выявленного административного правонарушения, выразившегося в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.
Довод жалобы Горшкова М.А. о том, что суд первой инстанции необоснованно рассмотрел дело в отсутствие Горшкова М.А. и его защитника, хотя Горшков М.А. просил отложить судебное разбирательство в связи с тем, что его защитник находился в судебном заседании Арбитражного суда Республики Крым в день вынесения решения, не может повлечь отмену обжалуемого решения. Суд первой инстанции правомерно отклонил ходатайство Горшкова М.А. указав, что рассмотрение дела в Арбитражном суде было назначено на 14.02.2019 г. на 11:15, тогда как рассмотрение жалобы Горшкова М.А. на постановление начальника Территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Слесарева А.Д. N09-00021 от 06.03.2018 г. было назначено в Алуштинском городском суде Республики Крым на 14.02.2019 г. на 16:00. Кроме того, Горшковым М.А. также не было приведено каких-либо сведений его персональной занятости на время рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Довод жалобы о том, что суд не установил, в чем выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение Горшковым М.А. своих служебных обязанностей, повлекших неисполнение предписания, на правильность выводов суда первой инстанции о виновности Горшкова М.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, не влияют, поскольку объективная сторона указанного правонарушения выражается в противоправных действиях или бездействии, выраженных в неисполнении или нарушении установленных требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению, а не в неисполнении предписания.
Довода жалобы относительно того, что определением от 30.01.2018 г. дело об административном правонарушении возбуждалось и административное расследование проводилось в отношении юридического лица ГУП Республики Крым "Вода Крыма", был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и был обоснованно отклонен судом первой инстанции на том основании, что проведение административного расследования не является обязательным условием привлечения лица к ответственности за совершение административного правонарушения, направлено на выявление обстоятельств совершенного правонарушения и виновных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.3, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья -
РЕШИЛ:
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым Захаровой Т.Л. от 14.02.2019 г. по делу N12-36/2019 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья (подпись) З.И. Курапова
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.