Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Администрации города Феодосии Республики Крым Сергеева С.В. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 марта 2019 г. N 12-26/2019,
установил:
постановлением начальника отдела надзора Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Республике Крым и г. Севастополю ФИО3 от 28 ноября 2018 года N 04-07-221/2018 Администрация города Феодосии Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Данное постановление обжаловано Администрацией города Феодосии в судебном порядке.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 марта 2019 г. N 12-26/2019 жалоба Администрации города Феодосии оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 28 ноября 2018 года N 04-07-221/2018 - без изменения.
Не согласившись с принятым решением, представитель Администрации города Феодосии Сергеев С.В. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит постановление органа от 28 ноября 2018 г. отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, вынес незаконное и необоснованное решение, что является основанием для его отмены.
В жалобе указано на то, что в обжалуемом постановлении не указано в чем же конкретно выразилось допущенное Администрацией города Феодосии нарушение требований к охране водных объектов, способное повлечь их загрязнение, не указано какие меры для соблюдения правил и норм, должна принять администрация, какая конкретно норма и какого закона нарушена, а также в каком месте береговой линии эти меры должны быть приняты.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Администрации города Феодосии Сергеева С.В, поддержавшего доводы жалобы, представителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю Ульянкину Ю.В, возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Под загрязнением водных объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу части 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу пункта 16 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросу местного значения городского округа относится в том числе вопрос водоотведения.
Как усматривается из материалов дела, 28.08.2018 г. в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю поступило письмо из Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым по вопросу рассмотрения обращения граждан Российской Федерации, поступившие на официальную страницу социальной сети Facebook Главы Республики Крым Председателя Совета министров Аксенова С.В, в части возможного нарушения требований природоохранного законодательства Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
06.09.2018 г. сотрудниками отдела надзора Восточного региона совместно со специалистами ФГБУ "Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море" проведено обследование центральной набережной г. Феодосии, в ходе которого были отобраны пробы морской и природной воды в районе КНС N 3 в точке выхода централизованной системы ливневого водоотведения города.
По результатам обследования 06.09.2018 г. составлен акт обследования территории/акватории на предмет соблюдения природоохранных требований N 04-05-221/2018.
Согласно экспертному заключению ФГБУ "Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море" от 19.09.2018 г, по результатам лабораторных исследований проб морской воды, отобранных в ходе обеспечения рейдового мероприятия на акватории Черного моря в районе КНС N 3 г. Феодосии выявлены превышения предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ: взвешенные вещества - в 2,5 раза; фосфат-ион - в 500 раз.
Согласно экспертному заключению ФГБУ "Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море" от 19.09.2018 г, по результатам лабораторных исследований проб природной воды, отобранных в ходе обеспечения рейдового мероприятия на акватории Черного моря в районе КНС N 3 г. Феодосии выявлены превышения предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ: взвешенные вещества - в 3,1 раза; фосфат-ион - в 17,5 раз.
Данный факт по мнению административного органа, свидетельствует о нарушении требований статей 3, 4, 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 55, 56 Водного кодекса РФ, части 2 статьи 37 Федерального закона от 31.07.1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
21.09.2018 г. по факту невыполнения требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в отношении Администрации г. Феодосии Республики Крым возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ и проведено административное расследование.
В ходе проведения административного расследования, Администрация г. Феодосии сообщила, что в настоящий момент ведется поиск подрядной организации для разработки проектной документации на установку очистных сооружений ливневых сточных вод.
В соответствии с постановлением Администрации г. Феодосии Республики Крым от 29.12.2017 г. N 3734 об утверждении муниципальной программы "Охрана окружающей среды в городском округе Феодосия на 2018-2020 годы" к задачам программы относится поддержание в рамках допустимых норм концентраций вредных веществ в стоках ливневой канализации.
Однако в 2018 г. Администрацией не были предприняты меры по выполнению вышеуказанного пункта программы.
В соответствии с решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 18.07.2018 г. N 2-970/2018 удовлетворены исковые требования Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры и на Администрацию г. Феодосии Республики Крым возложена обязанность по оборудованию территории пгт. Коктебель и г. Феодосии инженерными сооружениями, предусматривающие сброс с последующей обработкой, обезвреживанием ливневых сточных вод.
Таким образом, в ходе проведения административного расследования установлено отсутствие со стороны Администрации г. Феодосии Республики Крым действий по принятию мер по оборудованию сетей централизованного ливневого водоотведения в 500-метровой водоохраной зоне Черного моря сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов.
Указанное послужило основанием для составления в отношении Администрации г. Феодосии Республики Крым 16.11.2018 г. протокола об административном правонарушении N 04-07-221/2018, предусмотренном ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ.
Постановлением начальника отдела надзора Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Республике Крым и г. Севастополю ФИО3 от 28 ноября 2018 года N 04-07-221/2018 Администрация города Феодосии привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность Администрации г. Феодосии Республики Крым в совершении административного правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении: актом обследования от 06.09.2018 г. N 04-05-/221/2018; протоколом об административном правонарушении от 16.11.2018 г. N 04-07-221/2018, экспертными заключениями от 19.09.2018 г. и др.
Довод жалобы о том, что в обжалуемом постановлении органа не указано в чем же конкретно выразилось допущенное Администрацией города Феодосии нарушение требований к охране водных объектов, способное повлечь их загрязнение, какая конкретно норма и какого закона нарушена, является несостоятельным.
Так, в постановлении начальника отдела надзора Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Республике Крым и г. Севастополю ФИО3 от 28 ноября 2018 года N 04-07-221/2018 четко указано на то, что Администрация г. Феодосии привлекается к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившееся в невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, что является нарушением требований статей 3, 4, 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 55, 56 Водного кодекса РФ, части 2 статьи 37 Федерального закона от 31.07.1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Администрации г. Феодосии в целях сохранения природы на территории соответствующего городского округа, исключения загрязнения, предупреждения и минимизации экологических рисков надлежало в рамках своих полномочий организовать мероприятия по охране окружающей среды в границах указанного выше участка местности водного объекта.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
В данном случае, Администрация г. Феодосии Республики Крым обязана была осуществлять свою социально-экономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения ею юридически значимых действий, тогда как юридическое лицо не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при осуществлении своей деятельности.
Таким образом, доводы жалобы основаны на субъективном толковании закона и утверждениях, не подтвержденных материалами дела, в связи с чем подлежат отклонению.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом, судьей городского суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу Администрации г. Феодосии Республики Крым, не усматривается.
Порядок и срок привлечения Администрации г. Феодосии Республики Крым к административной ответственности соблюдены.
Наказание Администрации г. Феодосии Республики Крым назначено в соответствии с положениями ст. 4.1, 4.4 КоАП РФ с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ.
Учитывая, что жалоба представителя Администрации города Феодосии Республики Крым Сергеева С.В. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 марта 2019 г. N 12-26/2019, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены указанного решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу представителя Администрации города Феодосии Республики Крым Сергеева С.В. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 марта 2019 г. N 12-26/2019 - оставить без удовлетворения.
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 марта 2019 г. N 12-26/2019 и постановление начальника отдела надзора Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Республике Крым и г. Севастополю ФИО3 от 28 ноября 2018 года N 04-07-221/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, в отношении Администрации города Феодосии Республики Крым - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.