Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Армянского городского суда Республики Крым Исроиловой В.У. от 13.03.2019 г. по делу N12-17/2019, которым постановление начальника отделения надзорной деятельности по г. Армянску Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Крым Самохвалова И.Ю. от 06.02.2019 г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ изменено,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора города Армянска по пожарному надзору, начальника отделения надзорной деятельности по г. Армянску УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым Самохвалова И.Ю. от 06.02.2019 г. N29/2019/1 должностное лицо - директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств" города Армянска Республики Крым Жихарева Л.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
Указанное постановление было обжаловано Жихаревой Л.П. в судебном порядке.
Решением Армянского городского суда Республики Крым от 13.03.2019 г. по делу N12-17/2019 жалоба Жихаревой Л.П. удовлетворена частично; постановление начальника отделения надзорной деятельности по г. Армянску Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Крым Самохвалова И.Ю. от 06.02.2019 г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ изменено: исключено из постановления указание на нарушение Жихаревой Л.П. следующих требований пожарной безопасности: п. 1 - необеспечение отделения помещений складского назначения (склад, библиотека) дверьми противопожарными с типом заполнения проемов второго типа; п. 3 - необеспечение дверьми эвакуационных выходов на лестничных клетках на 2 этаже здания, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; п. 4 - необеспечение открывания всех дверей эвакуационных выходов из помещения кабинета теоретических дисциплин с одновременным пребыванием более 15 человек, открывающимися по направлению выхода из помещения; п. 7 - необеспечение устройства выхода на чердак с лестничной клетки через противопожарный люк 2 типа; п. 8 - необеспечение размещения в коридорах на 1 и 2 этажах на путях эвакуации оборудования (электрошкафов), выступающей из плоскости стен на высоте не менее 2 метров; п. 10 - необеспечение механизмом для самозакрытия, имеющиеся противопожарные двери; п. 12 - необеспечение применения эвакуационных знаков, указывающих направление движения "Направляющая стрелка", совместно с другими эвакуационными знаками; в остальной части постановление начальника отделения надзорной деятельности по г. Армянску Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Крым Самохвалова И.Ю. от 06.02.2019 г. по делу об административном правонарушении в отношении Жихаревой Л.П. оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Жихарева Л.П. обратилось в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить решение суда, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава правонарушения.
Жалоба обоснована тем, что нарушение правил пожарной безопасности стало возможно в результате недостаточного финансирования, при этом Жихарева Л.П. неоднократно обращалась к главе администрации города Армянска Республики Крым и к председателю Армянского городского совета с целью выделения денежных средств на разработку проектно-сметной документации для осуществления реконструкции здания. Кроме того, при проверках в 2015 году нарушений противопожарной безопасности выявлено не было, в связи с чем наличия нарушений, которые были установлены в феврале 2019 года, Жихарева Л.П. не предполагала.
В судебном заседании, которое состоялось 27.05.2019 г, Жихарева Л.П. и ее защитник Тремасов А.С. доводы жалобы поддержали.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
При этом, согласно ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, в период с 22.01.2019 г. по 29.01.2019 г. должностными лицами отделения надзорной деятельности по г. Армянску УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым была проведена плановая выездная проверка в отношении муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств" города Армянска Республики Крым, в ходе проведения которой были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2017 г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.6.4 "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожаров на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" помещение складского назначения (склад, библиотека), не отделены дверьми противопожарными, с типом заполнения проемов 2-го типа;
в нарушение пп. "о" п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N390, произведено изменение (без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класса функциональной пожарной опасности здания (класс Ф.1.2) в здание детской школы искусств (класс Ф.4.1);
в нарушение пп. "д" п. 23, пп. "г" п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации отсутствуют предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов на лестничных клетках на 2-м этаже здания, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
в нарушение п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п. 4.2.6 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" двери эвакуационных выходов из помещения кабинета теоретических дисциплин с одновременным пребыванием более 15 человек открываются не по направлению выхода из помещения;
в нарушение п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п.п. 4.3.3, 4.3.4 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" ширина горизонтального участка пути эвакуации (коридоров 1-го и 2-го этажей) составляет менее 1,0 м (с учетом уменьшения ширины эвакуационного пути по коридору на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей открывающихся из помещений в коридоры;
в нарушение п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п. 4.4.2 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" уклон наружной лестницы на пути эвакуации из помещения большого актового зала составляет более 1:1;
в нарушение п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п. 7.7 "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожаров на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" устройство выхода на чердак с лестничной клетки не выполнено через противопожарный люк 2-го типа;
в нарушение п. 33, пп. "б" п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п. 4.3.3 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" в коридорах на 1-м и 2-м этажах на путях эвакуации размещено оборудование (электрошкаф), выступающий из плоскости стен на высоте менее 2 м;
в нарушение п.п. 33, 43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п. 4.3.1 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" в здании на путях эвакуации отсутствует аварийное освещение. Не обеспечено автоматического включения эвакуационного освещения при прекращении электропитания рабочего освещения;
в нарушение п.п. 37 (1), 62 Правил противопожарного режима в Российской Федерации отсутствует механизм для самозакрывания на противопожарных дверях;
в нарушение п. 38 Правил противопожарного режима в Российской Федерации отсутствуют на объекте защиты с массовым пребыванием людей электрические фонари из расчета 1 фонарь на 50 человек;
в нарушение п. 43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, Приложения И ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний" эвакуационные знаки, указывающие направление движения "Направляющая стрелка", используются отдельно без других эвакуационных знаков;
в нарушение п. 4.4 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" расстояние от потолка до верхней части настенных речевых оповещателей, расположенных здании, составляет менее 150 мм;
в нарушение п. 4.8 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" количество речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность не обеспечивают уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре", что отражено в акте проверки от 29.01.2019 г. N1.
На основании изложенного, 29.01.2019 г. в отношении Жихаревой Л.П. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и постановлением главного государственного инспектора города Армянска по пожарному надзору, начальника отделения надзорной деятельности по г. Армянску УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым Самохвалова И.Ю. от 06.02.2019 г. N29/2019/1 Жихарева Л.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, как директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств" города Армянска Республики Крым, поскольку в соответствии с пп. а п. 9 трудового договора с руководителем муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств" города Армянска Республики Крым от 01.12.2018 г. руководитель обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, в том числе нормативно-правовые акты Российской Федерации по пожарной безопасности, к которым относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
По результатам изучения материалов дела, суд первой инстанции изменил постановление должностного лица, исключив из него указание на нарушение Жихаревой Л.П. следующих требований пожарной безопасности: п. 1 - необеспечение отделения помещений складского назначения (склад, библиотека) дверьми противопожарными с типом заполнения проемов второго типа; п. 3 - необеспечение дверьми эвакуационных выходов на лестничных клетках на 2 этаже здания, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; п. 4 - необеспечение открывания всех дверей эвакуационных выходов из помещения кабинета теоретических дисциплин с одновременным пребыванием более 15 человек, открывающимися по направлению выхода из помещения; п. 7 - необеспечение устройства выхода на чердак с лестничной клетки через противопожарный люк 2 типа; п. 8 - необеспечение размещения в коридорах на 1 и 2 этажах на путях эвакуации оборудования (электрошкафов), выступающей из плоскости стен на высоте не менее 2 метров; п. 10 - необеспечение механизмом для самозакрытия, имеющиеся противопожарные двери; п. 12 - необеспечение применения эвакуационных знаков, указывающих направление движения "Направляющая стрелка", совместно с другими эвакуационными знаками, поскольку протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 29.01.2019 г. с приложенной фототаблицей был признан судом недопустимым доказательством, ввиду того, что, вопреки требованиям ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ, осмотр территории и помещений по адресу: "адрес", проведен в отсутствие двух понятых.
В остальной части постановление должностного лица было оставлено без изменения, поскольку вина Жихаревой Л.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в части п.п. 2, 5, 6, 9, 11, 13, 14 подтверждается совокупностью иных доказательств, исследованных при рассмотрении дела об административном правонарушении, а именно: протоколом об административном правонарушении N029/2019/1 от 29.01.2019 г, актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N1 от 29.01.2019г, копией технического заключения N03/гз-2019 от 23.09.2019 г, протоколом эксплуатационных испытаний 360 от 05.09.2018 г.
При этом суд первой инстанции отклонил довод жалобы о том, что выполнение требований предписания приведет к изменению конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических характеристик здания, на основании следующего.
В силу ч.ч. 4, 5 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до 1 января 2015 года, ранее действовавшие требования пожарной безопасности применяются до 1 сентября 2018 года.
При этом судом первой инстанции было установлено, что здание муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств" города Армянска Республики Крым по адресу: "адрес", по состоянию на 13.03.2019 г. не сдано в эксплуатацию, капитальный ремонт либо реконструкция не произведены, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отсутствуют основания считать, что выполнение требований предписания приведет к изменению конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических характеристик здания.
Ссылка Жихаревой Л.П. на акт N118 комиссии по приемке законченного строительства - реконструкции жилого дома под музыкальную школу, как на доказательство ввода указанного здания в эксплуатацию, несостоятельна, поскольку не свидетельствует о соблюдении установленной действующим, в том числе на момент составления указанного акта, законодательством процедуры ввода здания в эксплуатацию.
С учетом изложенного также не могут быть приняты во внимание показания допрошенного в судебном заседании 13.05.2019 г. по ходатайству Жихаревой Л.П. начальника отдела капитального строительства администрации города Армянска Республики Крым Денисюк Л.В. относительно невозможности внесения изменений в несущие конструкции помещения, что препятствует исполнению требований предписания.
Также были предметом рассмотрения суда первой инстанции и доводы жалобы о том, что нарушение правил пожарной безопасности стало возможно в результате недостаточного финансирования и, кроме того, при проверках в 2015 году нарушений противопожарной безопасности выявлено не было, в связи с чем наличия нарушений, которые были установлены в феврале 2019 года, Жихарева Л.П. не предполагала.
Данные доводы были правомерно отклонены на том основании, что в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению требований пожарной безопасности должностным лицом суду не представлено, достаточных доказательств приятия мер, направленных на соблюдение противопожарных правил и норм в деле не имеется, направление в администрацию города Армянска письма не является той необходимой, достаточной и исчерпывающей мерой для соблюдения обязательных требований.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что в соответствии с п.п. 2.8, 4.2 Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств" города Армянска Республики Крым учреждение вправе осуществлять виды деятельности в том числе приносящие доход, не относящиеся к основным видам деятельности; источниками формирования имущества учреждения, в том числе, являются доходы от приносящей доход деятельности, предусмотренной Уставом, добровольные взносы и пожертвования, другие, не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления, что свидетельствует о возможности устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, требующих финансовых затрат.
В данном случае нарушение требований пожарной безопасности создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и может повлечь за собой самые неблагоприятные последствия для жизни и здоровья людей.
Представленное в суд апелляционной инстанции расчетное обоснование величины индивидуального пожарного риска в здании муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств" города Армянска Республики Крым по адресу: "адрес", выполненное Крымским республиканским отделением Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" не опровергает наличие установленных нарушений требований пожарной безопасности.
При рассмотрении настоящего дела принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых решений, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -
РЕШИЛ:
Решение Армянского городского суда Республики Крым от 13.03.2019 г. по делу N12-17/2019 - оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.
Судья (подпись) З.И. Курапова
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.