Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялты, управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым по охране природы ФИО3 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 января 2019 г. N 12-19/2019,
установил:
постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО4 от 29 октября 2018 года N 010627/0567 директор Ялтинского филиала акционерного общества "Крымсоюзпечать" Попов Владимир Иванович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Поповым В.И. данное постановление обжаловано в судебном порядке.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 января 2019 г. N 12-19/2019 жалоба Попова В.И. удовлетворена, указанное постановление должностного лица от 29 октября 2018 года N 010627/0567 отменено, производство по делу прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением, ведущий специалист отдела экологического надзора г. Ялты, управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственный инспектор Республики Крым по охране природы ФИО3 подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 января 2019 г. N 12-19/2019 отменить, дело вернуть в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, вынес незаконное и необоснованное решение, что является основанием для его отмены.
Так, в жалобе указано на то, что в ходе проверки, АО "Крымсоюзпечать" не предоставило материалы научного обоснования осуществления рекреационной и эколого-просветительской деятельности на территории Парка "Мисхорский", кроме этого, размещение нестационарного торгового объекта для осуществления хозяйственной деятельности обществом с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым согласовано также не было, что влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 8.39 КоАП РФ.
Проверив доводы жалобы, заслушав защитника Попова В.И. - Костюкова И.Н, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", любая хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 4, п. 1 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, леса и иная растительность; в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
В соответствии с п. 1 ст. 58 того же Закона, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В силу ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В силу ст. 3 Закона Республики Крым от 10.11.2014 N 5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым" к особо охраняемым природным территориям Республики Крым, не установленным Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", относятся объекты регионального значения: природные территории и объекты - заповедные урочища, ландшафтно-рекреационные парки; искусственно созданные объекты - парки-памятники садово-паркового искусства, зоологические парки.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона Республики Крым от 10.11.2014 N 5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым" на территориях парков-памятников садово-паркового искусства запрещается любая деятельность, не связанная с выполнением возложенных на них задач и угрожающая их сохранению, обеспечивается проведение экскурсий и массовый отдых населения, осуществляется уход за насаждениями.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении от 16.10.2018 г. N 010627, в ходе проведения рейдового осмотра 23.07.2018 г. территории, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", в районе центральной аллеи на территории парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения "Мисхорский" выявлен факт размещения нестационарного торгового объекта - киоска на особо охраняемой природной территории парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения "Мисхорский" без согласования с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым материалов научного обоснования осуществления рекреационной и эколого-просветительской деятельности на территории парка "Мисхорский".
По выявленному факту, 23.07.2018 г. ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым ФИО4 в отношении неустановленного круга лиц возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование по ст. 8.39 КоАП РФ.
В ходе административного расследования установлено, что собственником нестационарного торгового объекта, расположенного по вышеуказанному адресу является АО "Крымсоюзпечать".
Согласно выписке из приказа генерального директора АО "Крымсоюзпечать" ФИО6 от 11.11.2014 г. N 138 "О руководителях филиалов АО "Крымсоюзпечать" Попов Владимир Иванович является руководителем Ялтинского филиала АО "Крымсоюзпечать".
В соответствии с п. 3.3 Положения о парке-памятнике садово-паркового искусства регионального значения "Мисхорский", утвержденного Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 31.10.2016 г. N 2306 (действовавшего на момент выявления правонарушения на 23.07.2018 г.), в целях повышения природоохранных, историко-культурных, рекреационных и других ценных характеристик Парка, обеспечения надлежащего состояния его территории, создания условий для организации отдыха населения на территории Парка допускается:
- уход за территорией и насаждениями Парка, обеспечение их надлежащего санитарного состояния и рекреационного благоустройства, а также проведение плановых и внеплановых санитарных рубок, рубок реконструкции и ухода, формирующей обрезки и топиарной стрижки кустарников;
- посадка ценных пород деревьев и кустарников, способствование сохранению самосева ценных пород, а также композиций из деревьев и кустарников, цветов и газонов;
- удаление (снос, уничтожение, пересадка) зеленых насаждений осуществляется в соответствии с установленным законодательством Республики Крым порядком;
- проведение выставок, научных и образовательных, культурно-массовых мероприятий;
- реализация печатной, сувенирной продукции, экскурсионное обслуживание;
- проведение ремонта и реконструкции существующих, а также размещение новых стационарных и временных сооружений, связанных с выполнением задач, возложенных на Парк;
- оказание платных услуг в соответствии с действующим законодательством;
- использование природных ресурсов в научно-исследовательских целях, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы;
- осуществление противопожарных мероприятий;
- реставрация, реконструкция и капитальный ремонт объектов культурного наследия и парковой архитектуры;
- въезд, передвижение и стоянка всех видов транспортных средств по временным (на срок не более 15 дней) и постоянным (на срок не более года) пропускам, выданным ГБУ РК "АДПМЗ" (для обслуживания объектов торговли, общественного питания, территорий земельных участков иных пользователей, расположенных в границах Парка, в том числе территории пляжей)
Разрешается проезд транспорта, осуществляющего подвоз инвалидов и сопровождающих их лиц;
- строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, линейных и инженерных сооружений (дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием Парка, берегоукрепительных сооружений);
- осуществление рекреационной и эколого-просветительской деятельности, в том числе размещение временных объектов обслуживания посетителей, предназначенных для выносной торговли сувенирами, товарами курортного назначения, продуктами питания, прохладительными напитками, экскурсионного обслуживания, а также объектов развлечения (в соответствии с научным обоснованием, при соблюдении режима особой охраны Парка) по согласованию с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым и Министерством культуры Республики Крым;
-производственная деятельность, направленная на обеспечение функционирования Парка;
- проведение работ по реконструкции и реставрации объектов культурного наследия, памятников архитектуры, реконструкции и ремонту инженерных сооружений в рамках выполнения федеральных и республиканских целевых программ;
- проведение работ по реконструкции и ремонту инженерных сооружений, проходящих через территорию Парка и находящихся в ведении служб городского коммунального хозяйства, при условии соблюдения требований природоохранного законодательства.
По окончании административного расследования, ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым ФИО4 16 октября 2018 г. в отношении директора Ялтинского филиала АО "Крымсоюзпечать" Попова В.И. за нарушение п. 3.3 Положения о парке-памятнике садово-паркового искусства регионального значения "Мисхорский", утвержденного Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 31.10.2016 г. N 2306, статей 58, 59 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 21 Закона Республики Крым от 10.11.2014 N 5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым" составлен протокол об административном правонарушении N 010627 по ст. 8.39 КоАП РФ.
Постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО4 от 29 октября 2018 года N 010627/0567 директор Ялтинского филиала АО "Крымсоюзпечать" Попов В.И. привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.
Отменяя вышеуказанное постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья Ялтинского городского суда Республики Крым пришел к выводу о том, что при рассмотрении дела должностным лицом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что на АО "Крымсоюзпечать" возложена обязанность действующим законодательством по получению соответствующих разрешений на расположение киоска печатной продукции на территории парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения "Мисхорский", а вмененная директору общества рекреационная и эколого-просветительская деятельность ничем не подтверждена.
С таким решением суда первой инстанции соглашается и суд апелляционной инстанции.
Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Положения ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 этого Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Так, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности АО "Крымсоюзпечать" является розничная торговля книгами в специализированных магазинах.
Из материалов дела усматривается, что нестационарный торговый объект - киоск, расположенный на особо охраняемой природной территории парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения "Мисхорский", размещен в соответствии с договором от 07.07.2016 г. N 15-31/187, заключенным АО "Крымсоюзпечать" с администрацией "адрес" Республики Крым, сроком действия по 31.12.2018 г.
Из текста протокола об административном правонарушении от 16.10.2018 г. N 010627 следует, что в ходе рейда 23.07.2018 г. был установлен факт нарушения действующего природоохранного законодательства, выразившийся в нарушении режима охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов особо охраняемой природной территории парка-памятника, в частности в вину директора Ялтинского филиала АО "Крымсоюзпечать" Попова В.И. вменяется размещение обществом нестационарного торгового объекта - киоска на особо охраняемой природной территории парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения "Мисхорский" без согласования с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым материалов научного обоснования осуществления рекреационной и эколого-просветительской деятельности на территории парка "Мисхорский", что является в числе прочего, нарушением п. 3.3 Положения о парке-памятнике садово-паркового искусства регионального значения "Мисхорский", утвержденного Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 31.10.2016 г. N 2306.
Как усматривается, впоследствии 11.10.2018 г. в Положение о парке-памятнике садово-паркового искусства регионального значения "Мисхорский" были внесены изменения Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым за N 2106 и п. 3.3 Положения, касаемый фабулы административного правонарушения, был изложен в следующей редакции:
- в целях повышения природоохранных, историко-культурных, рекреационных и других ценных характеристик Парка, обеспечения надлежащего состояния его территории, создания условий для организации отдыха населения на территории Парка разрешается осуществление рекреационной и эколого-просветительской деятельности, в том числе размещение объектов обслуживания посетителей Парка в соответствии с научным обоснованием, при соблюдении режима особой охраны Парка, по согласованию с ГАУ РК "УООПТ РК".
Несмотря на вышеизложенное, согласно протоколу от 16.10.2018 г. и постановлению органа от 29.10.2018 г, директору Ялтинского филиала АО "Крымсоюзпечать" Попову В.И. по прежнему вменено отсутствие согласования материалов научного обоснования осуществления рекреационной и эколого-просветительской деятельности на территории парка "Мисхорский" с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, в то время как в новой редакции Положения, требуется согласования с ГАУ РК "УООПТ РК".
Кроме того, вывод административного органа о том, что АО "Крымсоюзпечать" на территории парка "Мисхорский" осуществляет рекреационную и эколого-просветительскую деятельность, является преждевременным.
В Положении о парке-памятнике садово-паркового искусства регионального значения "Мисхорский" отсутствует разъяснение понятий рекреационной и эколого-просветительской деятельности, не имеется и перечня видов деятельности юридических и иных лиц, которые отнесены органом, утвердившим Положение, к такой деятельности.
При этом, как усматривается из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности АО "Крымсоюзпечать" является розничная торговля книгами в специализированных магазинах, в связи с чем, вывод должностного лица о том, что деятельность, осуществляемая АО "Крымсоюзпечать" в киоске, является именно рекреационной или эколого-просветительской, ничем не подтвержден. Кроме того, на момент проведения осмотра киоск не функционировал.
Таким образом, фабула вмененного директору Ялтинского филиала АО "Крымсоюзпечать" Попову В.И. административного правонарушения, материалами дела не подтверждена, не нашла она подтверждения и в городском суде.
Судья апелляционной инстанции отмечает, что нарушение режима особо охраняемых природных территорий представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами.
Однако, имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе не свидетельствуют о нарушении должностным лицом установленного режима или правил охраны особо охраняемых природных территорий.
В суд апелляционной инстанции государственным инспектором в области охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в обоснование своей позиции также не представлено доказательств, подтверждающих совершение директором Ялтинского филиала АО "Крымсоюзпечать" Поповым В.И. вмененного административного правонарушения.
В силу положений ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, в рассматриваемом случае безусловный вывод о наличии в действиях привлекаемого к административной ответственности должностного лица объективной стороны вменяемого ему состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, из представленных доказательств с очевидностью не следует.
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья Ялтинского городского суда Республики Крым пришел к обоснованному выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении директора Ялтинского филиала АО "Крымсоюзпечать" Попова В.И.
Доводы, приведенные в жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат исследованным судом первой инстанции и проверенным судом апелляционной инстанции доказательствам, являются надуманными и опровергаются вышеуказанным.
Учитывая изложенное, решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 января 2019 г. N 12-19/2019 является законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения, а жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялты, управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым по охране природы ФИО3 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 января 2019 г. N 12-19/2019 - оставить без удовлетворения.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 января 2019 г. N 12-19/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении директора Ялтинского филиала АО "Крымсоюзпечать" Попова Владимира Ивановича - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.