Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника группы - государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны МБР группы РКМ отделения (погз) в г. Феодосия Службы в г. Керчи Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым ФИО7 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 марта 2019 года N 12-32/2019,
установил:
постановлением начальника группы - государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны МБР группы РКМ отделения (погз) в г. Феодосия Службы в г. Керчи Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым ФИО8 от 9 января 2019 года N9930/3497-18 бригадир рыбопромысловой бригады Ёлкин Виталий Дмитриевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначен штраф в размере 2000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Ёлкин В.Д. подал на него жалобу в Феодосийский городской суд Республики Крым.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 марта 2019 года N12-32/2019 указанное постановление от 9 января 2019 года N9930/3497-18 отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в отделение (погз) в г. Феодосия Службы в г. Керчи Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым.
Не согласившись с указанным решением, начальник группы - государственный инспектор Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны МБР группы РКМ отделения (погз) в г. Феодосия Службы в г. Керчи Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым ФИО9 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит данное решение суда отменить, его постановление о назначении административного наказания - оставить без изменения.
В жалобе ФИО1 С.В. ссылается на необоснованность выводов суда первой инстанции о допущенных существенных нарушениях процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Так, доводы Ёлкина В.Д. об отсутствии на территории Республики Крым базовых береговых станций автоматической идентификационной системы сигналов о местонахождении судна, работающих в УКВ диапазоне, обеспечивающих надлежащую работу технического средства контроля VEGA VG-3944BB, по мнению заявителя, не являются существенными для рассмотрения дела, поскольку не имеют правового значения для вывода о наличии в деяниях Ёлкина В.Д. состава вмененного правонарушения.
Указание суда на необходимость проверки факта поступления сообщения о прекращении получения данных о местоположении судна, заявитель также считает необоснованным, поскольку положения пункта 7 Правил передачи в пограничные органы федеральной службы безопасности данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2014 года N811, не применимы к спорным отношениям, так как регулируют правоотношения с участием судов, осуществляющих неоднократное пересечение государственной границы и не имеют отношения к маломерным средствам, осуществляющим промысловую деятельность в российской части вод, где установлен пограничный режим.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1 статьи 18.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленных в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов правил учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в нарушении установленных в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов правил учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду.
На основании части 1 статьи 2 Закон РФ от 1 апреля 1993 N4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" внутренние морские воды Российской Федерации - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 указанного Федерального закона территориальное море Российской Федерации - это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона. Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прилежащей зоны Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
В соответствии с Приложением 1 к Приказу ФСБ РФ от 10.07.2007 г. N 355 "Перечень участков (районов) внутренних морских вод РФ, в пределах которых не устанавливается пограничный режим" установлено, что участок бухты Двуякорная и прилежащая к ней акватория Черного моря, являются внутренними морскими водами РФ, где установлен пограничный режим.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что индивидуальный предприниматель ФИО3 является судовладельцем; Ёлкин В.Д. - капитаном маломерного судна и ответственным лицом за добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Промысловую деятельность осуществляет на основании разрешения N612018010420 на маломерном рыбопромысловом судне "Ёлыч" регистрационный номер Ч-16-352-32, зарегистрированном в Государственном судовом реестре - филиале ФГБУ "АМП Черного моря в г. Феодосии".
Согласно уведомлению об осуществлении промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности на участке (в районах) внутренних морских вод Российской Федерации, в пределах которых установлен пограничный режим, и в территориальном море Российской Федерации, ИП ФИО3 уведомил должностных лиц ПУ ФСБ России о намерении осуществлять добычу водных биоресурсов в период с 08.11.2018 г. по 31.12.2018 г. в круглосуточном режиме.
В соответствии с договором на оказание услуг N НФ-МКИ/2018-0028 от 24.10.2018 г. между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" и ИП ФИО3, судно "Ёлыч" оборудовано АИС класса В VEGA VG-3944BB. В соответствии с актом проверки ТСК N 008976 от 08.11.2018 г. (срок проверки до 31.12.2018 г.) данное оборудование является исправным, обеспечивает стабильную передачу сведений о позиции судна, разрешается применение во всех районах мирового океана.
Согласно выписки из журнала N 328 учета выхода плавстредств в море 1 отделения (погз) (инв. N764, том 8) на странице 2 листа 27 внесена запись уведомления ИП ФИО3 об осуществлении промысловой деятельности на 08.12.2018 г. за номером 6, поданного 08.12.2018 г.; время выхода - 23:00 - 23:17; Феодосийский залив Черное море; N разрешения - 61 2018 01 0420; количество человек на судне - 4 чел.; фактическое время возвращения 23:17.
24.12.2018 г. государственным инспектором по гос. контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий отделения (погз) в г. Феодосии Службы в г. Керчи Пограничного управления ФСБ России по республике Крым ФИО4 в отношении Ёлкина В.Д. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поводом составления протокола в отношении Ёлкина В.Д. послужил тот факт, что 08.12.2018 г. бригадир рыбопромысловой бригады ИП ФИО3 Ёлкин В.Д. с целью осуществления промышленного рыболовства 08.12.2018 г. в районе поселка городского типа Орджоникидзе Республики Крым (в российской части вод Черного моря, где установлен пограничный режим) уведомил по телефонной связи подразделение пограничного органа - радиотехнический пост (РТП) на мысе Илья отделения (погз) в г. Феодосии о выходе в российскую часть вод, с причала N 214Б поселка городского типа Орджоникидзе на маломерном судне "Ёлыч" (регистрационный номер Ч-16-0149), указав время выхода 23:00, а время возвращения 23:17.
08.12.2018 года Ёлкин В.Д. осуществил выход в российскую часть вод на маломерном судне "Ёлыч" в заявленное в уведомлении время и вернулся в место стоянки маломерных судов - причал N 214Б поселка городского типа Орджоникидзе в 23 час 17 мин. Вышеуказанное судно находилось в российской части вод Черного моря в темное время суток с наличием технических средств контроля, но при этом не обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна (средства) в государственные системы мониторинга, что было установлено в соответствии с ответом на запрос в центр отраслевой системы мониторинга в г. Мурманск от 20.12.2018 г. Также, согласно ответу на запрос, услуга информирования о прекращении поступления позиций от технического средства контроля в договор с МФ ФГБУ ЦСМС на оказание услуг по сбору, обработке, хранению в отраслевой системе мониторинга и предоставлению контролирующим органам информации о местоположении, поступающей от технического средства контроля не входит.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Ёлкина В.Д. к административной ответственности по части 1 статьи 18.3 КоАП РФ и вынесения постановления от 9 января 2019 года N9930/3497-18.
Приняв обжалуемое решение от 21 марта 2019 года N12-32/2019, суд первой инстанции исходил из того, что при рассмотрении дела допущены существенные нарушения процессуальных требований.
Так, указанные нарушения заключаются в том, что должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, не дана оценка доводам Ёлкина В.Д. об отсутствии на территории Республики Крым базовых береговых станций АИС, работающих в УКВ диапазоне, обеспечивающих надлежащую работу ТСК VEGA VG-3944BB, в материалы дела не представлены заключения о технической возможности или невозможности работы оборудования в условиях других регионов Крыма, данный вопрос не выяснялся при решении вопроса о привлечении Ёлкина В.Д. к административной ответственности, а также в том, что должностным лицом не исследовался факт поступления ИП ФИО3 сообщения о прекращении получения данных о местоположении судна.
Однако такие выводы судьи городского суда являются преждевременными, сделаны без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела судьей городского суда не выполнены.
Так, в соответствии с требованиями пункта 21 Правил пограничного режима, утвержденных приказом ФСБ России от 07.08.2017 г. N454 (далее - Правила пограничного режима) пребывание судов (средств) в любое время суток разрешается на участках (в районах) в российской части судам (средствам), используемых на участках (в районах) внутренних морских вод РФ, в пределах которых установлен пограничный режим, в территориальном море РФ, при наличии на них технических средств контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна (средства) в государственные системы мониторинга, по согласованию с пограничным органом или подразделением пограничного органа, ежегодно осуществляемым перед началом эксплуатации судов (средств), по обращению и после оборудования судов (средств) техническими средствами контроля.
В соответствии с ответом ФГБУ ЦСМС от 20.12.2018 г. N МФ/9-1319 (дело об административном правонарушении N 9930/3497-18 л.д. 9-10), судовладельцем ИП ФИО3 заключен договор по сбору, обработке, хранению в ОСМ и предоставлению контролирующим органам информации о местоположении судна, поступающей от ТСК, а также по предоставлению доступа к картографическому web-интерфейсу для мониторинга данных о местоположении судна. Услуга информирования о прекращении поступления позиции от ТСК в вышеуказанный договор не включена. Сведений об отключении ТСК или его неисправности в период с 07.11.2018 г. по 19.12.2018 г. ФГБУ ЦСМС не располагает. В период с 08.11.2018 г. по 19.12.2018 г. в адрес ФГБУ ЦСМС данных о спутниковом позиционировании судна не поступало.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым указать на то, что довод Ёлкина В.Д. о подключении тарифа "Наблюдение 454-Лайт", который включает в себя только наблюдение за местоположением судна (объекта), сбор, обработка, хранение в ОСМ и предоставление контролирующим органам информации о местоположении судна, поступающей от ТСК, и не включает доступ к web-интерфейсу, не может быть принят во внимание, поскольку ФГБУ ЦСМС предусмотрены различные дополнительные другие тарифы, позволяющие осуществить доступ к web-интерфейсу, а также предоставляющие услуги информирования о прекращении поступления позиции от ТСК.
Следует также отметить, что Ёлкин В.Д. и без доступа к web-интерфейсу мог проверить работоспособность установленного ТСК, например, воспользоваться телефонной связью, позвонив на номер телефона, опубликованный в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ФГБУ ЦСМС.
Возвращая дело об административном правонарушении на новое рассмотрение, судья первой инстанции указал, в том числе на то, что административным органом не изучены доводы Ёлкина В.Д. об отсутствии на территории Республики Крым базовых береговых станций АИС, работающих в УКВ диапазоне, обеспечивающих надлежащую работу ТСК VEGA VG-3944BB, в то же время, материалы дела содержат информацию ФГБУ ЦСМС об установлении на других судах Азово-Черноморского бассейна аналогичного оборудования, показывающего устойчивые позиции, при условии, что они включены (л.д. 30-31).
Кроме того, в своем решении суд первой инстанции приводит п. 3 Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N 294 от 13.07.2016 г. "Об утверждении порядка оснащения судов техническими средствами контроля и их видов".
Вместе с тем, обстоятельства совершения вмененного Ёлкину В.Д. административного правонарушения не относятся к правонарушениям в области рыболовства и соответственно деятельность Ёлкина В.Д. по обеспечению работоспособности ТСК не является сферой юрисдикции нормативно-правовых актов, регулирующих рыболовство, каким является указанный выше Приказ N 294, поскольку данная деятельность регламентируется законодательством РФ в области защиты Государственной границы Российской Федерации, чем являются Правила пограничного режима.
Также, судья Феодосийского городского суда Республики Крым указал на то, что административным органом не проверено, поступало ли сообщение ИП ФИО3 о прекращении полученных данных о местоположении судна, ссылаясь при этом на п. 7 Постановления Правительства РФ от 15.08.2014 г. N 811 "Об утверждении Правил передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля".
При этом, судом первой инстанции не учтено, что действие данного нормативно-правового акта распространяется на российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях и осуществляющих неоднократное пересечение государственной границы, и не имеет никакого отношения к маломерным средствам, осуществляющим промысловую деятельность в российской части вод, где установлен пограничный режим.
При таких обстоятельствах судьей городского суда преждевременно отменено постановление начальника группы - государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны МБР группы РКМ отделения (погз) в г. Феодосия Службы в г. Керчи Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым по указанным судом основаниям.
Как усматривается, материалы дела содержат достаточно сведений, позволяющих установить наличие либо отсутствие вины должностного лица, осуществляющего руководство рыбопромысловой бригадой и непосредственно управляющего судном "Ёлыч" и не обеспечившего постоянную автоматическую передачу информации о местоположении своего судна в государственные системы мониторинга.
Допущенное судьей городского суда нарушение требований норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были.
С учетом указанного, решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 марта 2019 года N 12-32/2019 не может быть признано законным.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок привлечения к административной ответственности по данному делу в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ в настоящее время не истек.
Таким образом, решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 марта 2019 года N 12-32/2019 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения, принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу начальника группы - государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны МБР группы РКМ отделения (погз) в г. Феодосия Службы в г. Керчи Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым ФИО10 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 марта 2019 года N 12-32/2019 - удовлетворить частично.
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 марта 2019 года N 12-32/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.3 КоАП РФ, в отношении бригадира рыбопромысловой бригады Ёлкина Виталия Дмитриевича - отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"к
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.