Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием законного представителя местной религиозной организации истинно-православной церкви Феодоровской Иконы Божьей матери в г. Симферополе Иванцова В.В,
защитника Помазана В.Е,
представителя Главного управления МЧС России по Республике Крым Артёмова Д.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
27 мая 2019 года
жалобу местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты" на решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 19 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты"
установил:
постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Симферополя Главного управления МЧС по Республике Крым УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ N местная религиозная организация истинно-православная церковь "данные изъяты" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 200000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты" на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Киевского районного суда г. Симферополя 19 марта 2019 года постановлено решение, которым указанное постановление должностного лица по пожарному надзору оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением судьи районного суда, местная религиозная организация истинно-православной церкви "данные изъяты" подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просила отменить решение судьи районного суда, направить дело на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г. Симферополя. В обоснование жалобы указано на неправильную оценку установленных обстоятельств, на нарушение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав законного представителя местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты" Иванцова В.В. и защитника Помазана В.Е, подержавших доводы жалобы, представителя Главного управления МЧС России по Республике Крым Артёмова Д.Р, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как усматривается из материалов дела, на основании Постановления Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Т-I, л.д.37-39).
Во исполнение указанного Постановления и в связи с поступлением обращения гражданки Салех О.В, на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка помещений местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты", зарегистрированной по адресу: "адрес" фактический адрес: "адрес" Копию вышеуказанного распоряжения получил законный представитель местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты" Иванцов В.В, о чем свидетельствует отметка об ознакомлении с распоряжением, квитанция о почтовом отправлении и описью вложения (Т-I, л.д.177-180).
Из материалов дела следует, что проведенной ДД.ММ.ГГГГ с 14 час. 30 мин. до 15 час. 30 мин. проверкой территории и помещений местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты", находящихся по адресу: Республика "адрес" выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а, в частности:
высота эвакуационного выхода, ведущего во внутренний двор менее 1,9 м, а ширина менее 0,8 м (фактически высота составляет 1,62 м, а высота 0,76 м), чем нарушена ст.4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.4.2.5 СП 1.13130.2009 "Эвакуационные пути и выходы";
выход из помещений церкви (подвал) устроен через лестничную клетку жилой части здания, не отделенную в пределах первого этажа от выхода из жилой части противопожарными перегородками 1-го типа, чем нарушена ст.4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п5.4.15 СП 1.13130.2009 "Эвакуационные пути и выходы";
двери эвакуационного выхода на пути эвакуации открываются не по направлению выхода из здания (дверь выхода, ведущего в подъезд), чем нарушен п.36 "ж" Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, ст.4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.4.2.6 СП 1.13130.2009 "Эвакуационные пути и выходы".
Помещения здания, в которых выявлены нарушения, на основании договора N "О заключении договора аренды нежилых помещений муниципального образования городской округ Симферополь Республики ФИО2, расположенных по адресу: "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ на новый срок", находятся в пользовании Местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты" (Т-I, л.д.45-52).
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором г. Симферополя по пожарному надзору - старшим инспектором ОНД по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым Артёмовым Д.Р. в отношении местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты" составлен протокол об административном правонарушении N по признакам ч.2 ст.20.4 КоАП РФ. При составлении протокола принимал участие законный представитель местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты" Иванцов В.В. (Т-I, л.д.29-32).
В этот же день должностным лицом надзорного органа местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты" выдано представление о принятии мер по устранению имеющихся нарушений требований пожарной безопасности (Т-I, л.д.22, 22 об).
Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Симферополя Главного управления МЧС по Республике Крым УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым Киседоброго С.В. от ДД.ММ.ГГГГ N местная религиозная организация истинно-православная церковь "данные изъяты" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 200000 руб. При рассмотрении протокола и материалов административного дела принимал участие законный представитель местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты" Иванцов В.В. (Т-I, л.д.23-26).
Диспозицией ч.2 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч.6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима.
Объективную сторону административного правонарушения составляют действия или бездействия, указанные в ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, субъектов административной ответственности (граждан, должностных лиц и юридических лиц), состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.
Правоотношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N 69-ФЗ).
В соответствии со ст.1 Закон N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 29 апреля 2018 года N 209 "О введении в Республике Крым режима повышенной готовности" с 29 апреля 2018 на территории Республики Крым введен особый противопожарный режим.
В соответствии со ст.37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со ст.38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст.54 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасности (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
В соответствии с п.36 "ж" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 N 390, при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования в соответствии с нормативными правовыми актами.
Ч.1 и 2 ст.26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.
В силу ст.26.11 КоАП РФ оцениваю материалы административного дела, составленного в отношении местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты" N (Т-I, л.д.20-82), как надлежащие доказательства. Данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости, достаточности, и отнесены судьей районного суда в силу положений ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты" в совершении вмененного ей административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, должностным лицом органа пожарного надзора и судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Довод жалобы о нарушении территориальной подсудности при рассмотрении жалобы является несостоятельным и основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с п.30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N5 "При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа".
Согласно подп. "з" п.3 того же постановления Пленума ВС РФ, если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст.54 ГК РФ. В соответствии с п.2 ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Вина местной религиозной организация истинно-православная церковь "данные изъяты" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, выражается в бездействии, а именно: в непринятии достаточных мер по соблюдению требований пожарной безопасности и устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации местная религиозная организация истинно-православная церковь "данные изъяты" зарегистрирована по адресу: "адрес" (Т-I, л.д.60-63)
Таким образом, местом совершения административного правонарушения является местонахождение юридического лица, что относится к юрисдикции Киевского районного суда "адрес".
Довод жалобы о том, что именно собственник, обязан содержать имущество и принимать меры по приведению здания в соответствие с требованиям пожарной является несостоятельным, так как ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор. Поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность. При этом если в договоре аренды указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя в зависимости от того, кем совершено противоправное, виновное действие.
Соответствующая правовая позиция выражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 г.
Согласно п.5.12 договора N "О заключении договора аренды нежилых помещений муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, расположенных по адресу: "адрес", от ДД.ММ.ГГГГ на новый срок" арендатор обязуется нести ответственность за соблюдение правил эксплуатации инженерных сетей, пожарной безопасности и санитарных норм в помещениях в соответствии с законодательством Российской Федерации (Т-I, л.д.48).
Иные доводы жалобы местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты" направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки судьей районного суда, они не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не влекут его отмену.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что материалами дела об административном правонарушении доказано, что местная религиозная организация истинно-православная церковь "данные изъяты" совершила правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, которые могли бы дать основания для отмены постановления должностного лица органа пожарного надзора и решения судьи, при производстве по делу в отношении местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты" допущено не было.
При определении местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты" административного наказания должностным лицом органа пожарного надзора выяснены все заслуживающие внимание обстоятельства. Наказание назначено в соответствии с санкцией ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
Оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления должностного лица и судебного решения не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты" оставить без удовлетворения,
решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 19 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении местной религиозной организации истинно-православной церкви "данные изъяты", - без изменения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.