Ленинского районного суда Республики Крым от 02.04.2019 года по делу N 12-40/2019,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Худяковой Г.А. от 19.02.2019 года N 04-07-013/2019 Муниципальное унитарное предприятие Ленинского района Республики Крым "Управление жилищно-коммунального хозяйства" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, Генеральный директор Муниципального унитарного предприятия Ленинского района Республики Крым "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Щегленко З.В. обжаловал его в суд.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 02.04.2019 года по делу N 12-40/2019 (судья Удут И.М.) постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Худяковой Г.А. от 19.02.2019 года N 04-07-013/2019 оставлено без изменений, жалоба Генерального директора Муниципального унитарного предприятия Ленинского района Республики Крым "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Щегленко З.В. оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Генеральный директор Муниципального унитарного предприятия Ленинского района Республики Крым "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Щегленко З.В. подал жалобу, в которой просит отменить решение Ленинского районного суда Республики Крым от 02.04.2019 года по делу N 12-40/2019, производство по делу прекратить.
В судебное заседание, которое состоялось 15.05.2019 года, представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю возражал против удовлетворения жалобы, представитель Муниципального унитарного предприятия Ленинского района Республики Крым "Управление жилищно-коммунального хозяйства" настаивал на ее удовлетворении.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд установилследующее.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ содержится формальный состав, смежный с составами сокрытия экологической информации. В соответствии с требованиями к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу, заказчик обязан предоставить не только соответствующую по форме и содержанию документацию по проекту, программе или иному объекту государственной экологической экспертизы в требуемом законодательством объеме, но и другие материалы, расчеты, сведения, дополнительные разработки по запросу экспертов, а в необходимых случаях - и материалы оценки воздействия на окружающую среду. Его (заказчика) деятельность по реализации объекта должна соответствовать документации, представленной им на экспертизу, и не выходить за рамки оценок, сформулированных в положительном заключении.
Объективная сторона указанного выше административного правонарушения состоит в отступлении (полном или частичном) от указанной документации и заключения, замене технологий, материалов, сроков выполнения тех или иных работ и т.п.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица организаций, реализующих объект экспертизы, юридические лица.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в период времени с 14.01.2019 года по 01.02.2019 года должностными лицами отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю проводилась плановая проверка Муниципального унитарного предприятия Ленинского района Республики Крым "Управление жилищно-коммунального хозяйства".
По результатам проведенной проверки 06.02.2019 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителем начальника отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Худяковой Г.А. в отношении Муниципального унитарного предприятия Ленинского района Республики Крым "Управление жилищно-коммунального хозяйства" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Худяковой Г.А. от 19.02.2019 года N 04-07-013/2019 Муниципальное унитарное предприятие Ленинского района Республики Крым "Управление жилищно-коммунального хозяйства" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ.
Судья Ленинского районного суда Республики Крым, оставляя без изменений постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Худяковой Г.А. от 19.02.2019 года N 04-07-013/2019, исходил из того, что факт совершения Муниципальным унитарным предприятием Ленинского района Республики Крым "Управление жилищно-коммунального хозяйства" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Однако, с указанными выводами судьи Ленинского районного суда Республики Крым согласиться нельзя.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч. 1, 2 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При этом имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении N 04-07-013/2019 от 06.02.2019 года, на который ссылается старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместитель начальника отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Худякова Г.А. и судья Ленинского районного суда Республики Крым в обоснование вывода о виновности Муниципального унитарного предприятия Ленинского района Республики Крым "Управление жилищно-коммунального хозяйства" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, не содержит описания события административного правонарушения.
В данном протоколе приведены положения заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, а также указано, что в ходе проверки наличия на участке извлеченных при проведении работ на рабочих картах грунтов не выявлено, что, по мнению контролирующего органа, свидетельствует о нарушении требований Проектной документации, на которую получено положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Однако, ни сам протокол об административном правонарушении, ни материалы дела не содержат информацию о том, какие-именно действия Муниципального унитарного предприятия Ленинского района Республики Крым "Управление жилищно-коммунального хозяйства" привели к нарушению (неисполнению) требований Проектной документации, на которую получено положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
По результатам изучения постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Худяковой Г.А. от 19.02.2019 года N 04-07-013/2019, которым Муниципальное унитарное предприятие Ленинского района Республики Крым "Управление жилищно-коммунального хозяйства" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, установлено, что в нем в нарушение ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ.
В силу изложенного становится очевидным, что материалы дела не содержат безусловных доказательств, подтверждающих совершение Муниципальным унитарным предприятием Ленинского района Республики Крым "Управление жилищно-коммунального хозяйства" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу изложенного выше, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих факт совершения Муниципальным унитарным предприятием Ленинского района Республики Крым "Управление жилищно-коммунального хозяйства" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, становится очевидным, что постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Худяковой Г.А. от 19.02.2019 года N 04-07-013/2019 и решение Ленинского районного суда Республики Крым от 02.04.2019 года по делу N 12-40/2019 подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Худяковой Г.А. от 19.02.2019 года N 04-07-013/2019 и решение Ленинского районного суда Республики Крым от 02.04.2019 года по делу N 12-40/2019 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ в отношении Муниципального унитарного предприятия Ленинского района Республики Крым "Управление жилищно-коммунального хозяйства" прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.