Алуштинского городского суда Республики Крым от 01.04.2019 года по делу N 12-57/2019,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением консультанта отдела экологического надзора города Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Устименко К.С. от 05.02.2019 года ООО "Карасан" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Не согласившись с указанными выше постановлением и решением, ООО "Карасан" обжаловало его заместителю министра экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Решением заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым - заместитель Главного государственного инспектора Республики Крым Славгородская О.А. от 21.02.2019 года постановление консультанта отдела экологического надзора города Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Устименко К.С. от 05.02.2019 года оставлено без изменений.
Не согласившись с указанными выше постановлением и решением, ООО "Карасан" обжаловало его в суд.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 01.04.2019 года по делу N 12-57/2019 (судья Ващенко С.С.) постановление консультанта отдела экологического надзора города Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Устименко К.С. от 05.02.2019 и решение заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым от 21.02.2019 года оставлены без изменений, жалоба ООО "Карасан" оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Карасан" обратилось с жалобой, в которой просит отменить решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 01.04.2019 года по делу N 12-57/2019, решение заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым от 21.02.2019 года, постановление консультанта отдела экологического надзора города Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Устименко К.С. от 05.02.2019 года, производство по делу прекратить.
В судебном заседании, которое состоялось 13.06.2019 года, представитель ООО "Карасан" настаивал на удовлетворении жалобы, указав, что материалы дела не свидетельствуют о том, что установленный контролирующим органом факт порчи земли стал результатом осуществления хозяйственной деятельности Обществом в связи с несоблюдением им требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, названные конституционные положения в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58); эта конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; в связи с тем, что эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана, в свою очередь, принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (постановления от 14 мая 2009 года N 8-П и от 5 марта 2013 года N 5-П).
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), связанных с уничтожением плодородного слоя почвы либо порче земель в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
По смыслу положений ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв.
Уничтожение плодородного слоя почвы может быть следствием механического воздействия, например сноса плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т.п.
Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п. Объективная сторона представляет собой действия по привнесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов, поэтому в предмет доказывания по рассматриваемом делу входит факт наступления последствий в виде порчи земель.
При производстве по делу о совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого определена ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, подлежит доказыванию как факт наступления вредных последствий, выраженных в уничтожении или порче плодородного слоя почвы, так и факт совершения лицом, привлекаемым к ответственности, неправомерных действий или бездействия, которые привели к порче земли. Кроме того, подлежит доказыванию причинная связь между действиями и (бездействием) наступлением вредных последствий.
Для привлечения лица к административной ответственности административный орган должен доказывать наступление вредных последствий, которые привели к уничтожению плодородного слоя почвы либо порче земель, а также причинную связь между противоправными действиями или бездействием и наступлением вышеуказанных последствий.
По результатам изучения материалов дела установлено, что 07.12.2017 года между ООО "Карасанский" (Арендодатель) и ООО "Карасан" (Арендатор) заключен договор аренды от N KRSN/07/12/2017, согласно которому Арендодатель передает Арендатору во временное владение и пользование за плату принадлежащие Арендодателю на праве собственности объект аренды, земельный участок с зелеными насаждениями, инженерные коммуникации и имущество, указанные в Приложении N2, Приложении N3, Приложении N4 к данному договору.
Согласно пункту 1.2 Договора аренды от 07.12.2017 N KRSN/07/12/2017 Арендатору передается право пользования земельным участком, как под объектом аренды, так и на прилегающей к нему территории. Настоящий договор аренды не подразумевает передачу иных прав на Земельный участок, кроме права пользования для осуществления предпринимательской деятельности арендатора.
В соответствии актом приема-передачи земельного участка и зеленых насаждений от 31.01.2018 года ООО "Карасанский" передал, а ООО "Карасан" принял в пользование земельные участки, расположенные по адресу: "адрес", кадастровые номера: N, площадью 205 892 кв.м и N площадью 8 241 кв. м, в том числе Парк-памятник садово-паркового искусства "Утес-Карасан", частично расположенный в границах указанных земельных участков, а также зеленые насаждения в целом, находящиеся на территории Парка, площадью 18 га.
В соответствии с приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 15.11.2018 года N 2401, в период времени с 20.11.2018 года по 26.11.2018 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Карасан" с целью проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в части несанкционированного размещения отходов, исполнения требований земельного законодательства в части порчи земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления.
В ходе визуального обследования территории ООО "Карасан" должностными лицами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым выявлен факт фрагментарного засорения территории Парка-памятника садово-паркового искусства "Утес-Карасан" отходами ориентировочной площадью 150 кв.м, которые расположены на открытом грунте.
Согласно протоколам инструментально-лабораторных измерений проб почв от 19.12.2018 года N 2532/5724-п, N 2532/5725-п, представленных в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, в отобранных пробах почв выявлены превышения загрязняющих веществ по показателям содержания цинка в сравнении с фоновой концентрацией в 1,6 раза (валовое содержание цинка под местом размещения отходов 349,6 мг/кг; валовое содержание цинка в фоновой пробе 220,0 мг/кг).
Согласно протоколам измерений проб отходов от 19.12.2018 года N 2536/5732-0,6 по результатам проведенных инструментально- лабораторных измерений отобранная проба относится к V классу опасности по степени воздействия на окружающую природную среду (валовое содержание цинка в отходе составляет 404,5 мг/кг).
По результатам проведенной проверки и инструментально-лабораторных измерений проб почв консультантом отдела экологического надзора города Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым Устименко К.С. 22.01.2019 года в отношении ООО "Карасан" составлено протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Постановлением консультанта отдела экологического надзора города Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Устименко К.С. от 05.02.2019 года ООО "Карасан" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Решением заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым - заместителя Главного государственного инспектора Республики Крым Славгородская О.А. от 21.02.2019 года постановление консультанта отдела экологического надзора города Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Устименко К.С. от 05.02.2019 года оставлено без изменений.
Судья Алуштинского городского суда Республики Крым, оставляя без изменений постановление консультанта отдела экологического надзора города Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Устименко К.С. от 05.02.2019 года и решение заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым - заместителя Главного государственного инспектора Республики Крым Славгородская О.А. от 21.02.2019 года, исходил из того, что материалами дела подтверждается совершение ООО "Карасан" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Однако, с указанными выводами судьи Алуштинского городского суда Республики Крым согласиться нельзя.
Ст. 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Ст. 28.2 КоАП РФ установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При этом имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении от 22.01.2019 года N 011781, на который ссылается консультант отдела экологического надзора города Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственный инспектор Республики Крым Устименко К.С, заместитель министра экологии и природных ресурсов Республики Крым - заместитель Главного государственного инспектора Республики Крым Славгородская О.А. и судья Алуштинского городского суда Республики Крым в обоснование вывода о виновности ООО "Карасан" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ не содержит причинную связь между действиями (бездействием) ООО "Карасан" и наступлением вредных последствий в виде фрагментарного засорения территории Парка-памятника садово-паркового искусства "Утес-Карасан" отходами ориентировочной площадью 150 кв.м.
В указанном выше протоколе лишь указано на то, что в ходе проведения проверки установлен факт фрагментарного засорения территории Парка-памятника садово-паркового искусства "Утес-Карасан" отходами ориентировочной площадью 150 кв.м.
Однако, ни сам протокол об административном правонарушении, ни материалы дела не содержат информацию о том, что именно действия (бездействие) ООО "Карасан" привели к фрагментарному засорению территории Парка-памятника садово-паркового искусства "Утес-Карасан" отходами ориентировочной площадью 150 кв.м.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что порча указанного выше земельного участка стала следствием осуществления ООО "Карасан" предпринимательской деятельности, а также доказательства того, что утрата плодородного слоя (засорение поверхности) этого земельного участка произошла в результате осуществления ООО "Карасан" противоправных действий или вследствие его бездействия.
Не представлены такие доказательства и во исполнение требований определения Верховного Суда Республики Крым от 29.05.2019 года.
Представленное контролирующим органом письмо ООО "Карасан" от 20.09.2018 года подтверждает факт аренды ООО "Карасан" земельного участка согласно условий договора аренды от 24.01.2018 года и не содержит информацию о том, что ООО "Карасан" были совершены какие-либо действия (осуществлено бездействие), результатом которых стало увеличение количества вредных веществ на территории Парка-памятника садово-паркового искусства "Утес-Карасан", на земельном участке ориентировочной площадью 150 кв.м.
В силу изложенного становится очевидным, что материалы дела не содержат безусловных доказательств, подтверждающих совершение ООО "Карасан" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу изложенного выше, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих факт совершения ООО "Карасан" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, становится очевидным, что постановление консультанта отдела экологического надзора города Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Устименко К.С. от 05.02.2019 года, решение заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым - заместителя Главного государственного инспектора Республики Крым Славгородская О.А. от 21.02.2019 года и решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 01.04.2019 года по делу N 12-57/2019 подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление консультанта отдела экологического надзора города Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Устименко К.С. от 05.02.2019 года, решение заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым - заместителя Главного государственного инспектора Республики Крым Славгородская О.А. от 21.02.2019 года и решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 01.04.2019 года по делу N 12-57/2019 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в отношении ООО "Карасан" прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Жалобу ООО "Карасан" удовлетворить.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.