Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора ФИО2 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 апреля 2019 года N 12-83/2019,
установил:
постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора ФИО3 от 30 ноября 2018 года N 011705/0567 общество с ограниченной ответственностью "Специализированная строительная компания "Газрегион" (далее - ООО "ССК "Газрегион") привлечено к административной ответственности по ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Данное постановление обжаловано ООО "ССК "Газрегион" в судебном порядке.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 апреля 2019 года N 12-83/2019 жалоба ООО "ССК "Газрегион" удовлетворена, постановление должностного лица от 30 ноября 2018 года N 011705/0567 отменено, производство по делу прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Не согласившись с принятым решением, ведущий специалист отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственный инспектор ФИО2 подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит указанное решение суда от 23 апреля 2019 г. отменить, ее постановление от 30 ноября 2018 года - оставить без изменения.
Жалоба мотивирована тем, что при вынесении решения судом допущено нарушение норм процессуального и материального права, не учтены ряд доказательств, свидетельствующих о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Клименко А.В, поддержавшую доводы жалобы, представителя ООО "ССК "Газрегион" Сабанчиева Р.К, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Как указано в постановлении о назначении административного наказания, в период с 30.03.2018 г. по 05.04.2018 г. на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 27.03.2018 г. N 594 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" по соблюдению требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в части несанкционированного размещения отходов, в области исполнения требований земельного законодательства в части уничтожения плодородного слоя почвы, равно порчи земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в части соблюдения режима особой охраны ФГБОУ "МДЦ "Артек".
02.04.2018 г. при обследовании территории земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", городской округ Ялта, пгт. Гурзуф, "адрес", установлен и зафиксирован факт несанкционированного размещения отходов: на открытом грунте, на территории парка-памятника садово-паркового искусства "Комсомольский" в районе корпуса "Хрустальный" (примерные координаты согласно данных Яндекс. Карты: широта 44.55828609°, долгота 34.31056738°), морфологический состав: грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, общей площадью 36 кв.м, что является нарушением установленного режима особой охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории парка-памятника садово-паркового искусства "Комсомольский".
По результатам проведенного административного расследования установлено, что нарушения требований природоохранного законодательства в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в части соблюдения режима особой охраны допущены субподрядной организацией ООО "ССК "Газрегион", осуществлявшей работы на территории ФГБОУ "МДЦ "Артек" на основании договора субподряда N СГМ 16-197 от 01.06.2016 г, заключенного между ООО " "данные изъяты"" и ООО "ССК "Газрегиона" на выполнение работ по капитальному ремонту объектов ФГБОУ "МДЦ "Артек".
Постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора ФИО3 от 30 ноября 2018 года N 011705/0567 ООО "ССК "Газрегион" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Отменяя указанное постановление должностного лица от 30 ноября 2018 г. и прекращая производство по делу, судья Ялтинского городского суда исходил из того, что согласно имеющегося в материалах дела акта освидетельствования скрытых работ от 04.04.2018 г, работы на территории парка-памятника садово-паркового искусства "Комсомольский" производились ЗАО "СМУ-303". Кроме того, в оспариваемом постановлении, в отличие от протокола об административном правонарушении, ООО "ССК "Газрегион" дополнительно вменено непринятие мер по соблюдению требований законодательства в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, что привело к порче земель, в результате несанкционированного размещения отходов на открытом грунте, что недопустимо.
Не согласившись с указанным решением, ведущий специалист отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственный инспектор ФИО2 подала жалобу, в которой просит отменить решение городского суда.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности формулировать выводы о наличии признаков состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу, и обсуждать вопросы о не принятии им надлежащих мер в области охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, при прекращении производства по делу и за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что возможность проверки и оценки доводов о наличии в действиях лица состава административного правонарушения за пределами срока давности привлечения к административной ответственности по делу, производство по которому прекращено, возможно только по заявлению лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.
В рассматриваемом же случае с вынесенным решением суда не согласно лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, составляет один год.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению дела об административном правонарушении, имели место 05 апреля 2018 г. (дата выявления факта несанкционированного размещения отходов на открытом грунте, на территории парка-памятника садово-паркового искусства "Комсомольский" в районе корпуса "Хрустальный"), следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек 06 апреля 2019 г.
Поскольку срок давности привлечения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, к административной ответственности в настоящее время истек, возможность правовой оценки действий ООО "ССК "Газрегион" на предмет наличия события или состава вменяемого правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах, и с учетом невозможности в силу ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ ухудшения правового режима лица, в отношении которого производство по делу прекращено, оснований для пересмотра решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 апреля 2019 года N 12-83/2019 не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора ФИО2 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 апреля 2019 года N 12-83/2019 - оставить без удовлетворения.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 апреля 2019 года N 12-83/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ООО "ССК "Газрегион" - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.