Судья Верховного Суда Республики Крым Воробьёва С.А., с участием представителя Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Мироненко Натальи Александровны, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко Андрея Александровича на решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 декабря 2018 года по жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Сибавтобан" на постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко Андрея Александровича N124/05-11/ЗН-РК от 02 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Сибавтобан",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. N124/05-11/ЗН-РК от 02 августа 2018 года Общество с ограниченной ответственностью "Сибавтобан" (далее - ООО "Сибавтобан", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Сибавтобан" обжаловало его в судебном порядке.
Решением судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 декабря 2018 года постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. N124/05-11/ЗН-РК от 02 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Сибавтобан" отменено, дело производством прекращено.
Не согласившись с указанным решением, заместитель начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 декабря 2018 года отменить и возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Сибавтобан" на новое рассмотрение. Жалоба мотивирована тем, что судьей районного суда незаконно и необоснованно отменено постановление должностного лица от 02 августа 2018 года в виду отсутствия законного представителя ООО "Сибавтобан" при составлении протокола об административном правонарушении, поскольку ООО "Сибавтобан" было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и при составлении протокола об административном правонарушении присутствовал защитник ООО "Сибавтобан" - Дудченко И.О, действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 24 июня 2019 года представитель Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым настаивала на удовлетворении жалобы, указав, что решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 декабря 2018 года принято без соблюдения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции 24 июня 2019 года не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
Законный представитель или защитник ООО "Сибавтобан", извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции 24 июня 2019 года не явились, о причинах неявки суд не уведомили, от законного представителя ООО "Сибавтобан" - генерального директора Мороцкого А.Н. на электронную почту суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом изложенных обстоятельств, считаю возможным рассмотреть жалобу заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. на решение судьи Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 18 декабря 2018 года в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в ходе осуществления контрольно-надзорного мероприятия установлено, что юридическим лицом ООО "Сибавтобан" в нарушение требований статьи 12, части 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N800 "О проведении рекультивации и консервации земель", Постановления Совета министров Республики Крым от 22 марта 2016 года N99 "Об утверждении Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" не выполнена обязанность по рекультивации земель, нарушенных в следствии проведения внутрихозяйственных работ, связанных со снятием и перемещением плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения.
В рамках проводимой внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Сибавтобан" 04 июля 2018 года в период с 13 часов 30 минут по 15 часов 30 минут заместителем начальника управления, заведующим отделом государственного земельного надзора управления государственного земельного контроля (надзора) Крымсельхознадзора ФИО1 проведен осмотр территории земельных участков с кадастровыми номерами N и N, о чем составлен соответствующий акт.
В результате осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N в северо-западной его части расположен отвал горной массы высотой 9-12 метров, который продолжается в направлении северо-востока на соседний земельный участок. Площадь занятая отвалом в пределах участка с кадастровым номером N составляет 2000 кв.м. Вдоль всей западной части участка расположен отвал горной массы сверху которой проведена асфальтировка, ведется строительство автодороги. Часть данного отвала занимает земельный участок с кадастровым номером N, площадь занимаемая данным отвалом составляет 828 кв.м. Кроме того, на участке, ближе к его западной стороне, имеются локальные (4-5) кучи плодородного слоя почвы высотой до двух метров и заросшие растительностью типичной для данной местности.
Земельный участок с кадастровым номером N по всей площади перекрыт горными массами, которые в северной части имеют возвышение до 18 метров и постепенно снижаются в южном и западной направлении до края участка (северной части) и высотой 40 см. Площадь занятая горными массами на земельном участке с кадастровым номером N составляет 1,419 га, то есть вся площадь земельного участка покрыта горными массами. В северной части участка, сверху горной массы имеется локальное размещение строительного мусора, площадь под мусором - 25 кв.м.
Осмотром зафиксировано, что через земельный участок с кадастровым номером N проходит грунтовая дорога, отсыпанная песком и щебнем. Высота отсыпки в среднем составляет 35 см. Длина дороги на земельном участке с кадастровым номером N составляет 72 метра, ширина - 8 метров. Таким образом, площадь занятая дорогой составляет 576 кв.м.
В ходе осмотра территории земельных участков с кадастровыми номерами N и N были отобраны образцы почвы для проведения агрохимического анализа на предмет установления ухудшения (улучшения) качественных характеристик почвы на земельных участках с кадастровыми номерами N и N, о чем составлен соответствующий акт.
Из представленных агрохимических результатов исследования образцов почвы следует, что в результате антропогенного воздействия на земельном участке с кадастровым номером N расположены грунтовые массы отличающиеся от фонового участка существенным снижением показателей плодородия почв. В результате антропогенного воздействия на земельном участке с кадастровым номером N допущено снижение показателей плодородия почв. Кроме того, из представленных агрохимических результатов следует, что на земельных участках с кадастровыми номерами N и N отмечено увеличение содержание марганца, являющегося тяжелым металлом.
Таким образом, ООО "Сибавтобан" самовольно, без наличия специального разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения, произведены внутрихозяйственные работы, связанные с нарушением почвенного покрова земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N и N, которые расположены за границами населенного пункта Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, что является нарушением требований статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N800 "О проведении рекультивации и консервации земель", Постановления Совета министров Республики Крым от 22 марта 2016 года N99 "Об утверждении Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", статьи 19 Федерального закона от 18 июня 2001 года N78-ФЗ "О землеустройстве", статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
По факту выявленных нарушений 23 июня 2018 года заместителем начальника управления, заведующим отделом государственного земельного надзора управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО1 в отношении ООО "Сибавтобан" составлен протокол об административном правонарушении N166/05-13 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. постановления N124/05-11/ЗН-РК от 02 августа 2018 года по делу об административного правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Сибавтобан".
Судья Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым, отменяя указанное постановление должностного лица от 02 августа 2018 года и прекращая производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходил из того, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу и не может быть положен в основу выводов о виновности Общества в совершении противоправного деяния, поскольку доверенность Дудченко И.О, принимавшего участие при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ООО "Сибавтобан", на представление интересов ООО "Сибавтобан", выдана ему первым заместителем генерального директора ООО "Сибавтобан" ФИО2 с превышением своих полномочий, в связи с чем является недействительной, и в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении законного представителя ООО "Сибавтобан" о том, что составление протокола об административном правонарушении в отношении Общества состоится 23 июля 2018 года.
Однако с указанными выводами судьи районного суда согласиться нельзя исходя из следующего.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.
Анализ статей 55, 71 и 76 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что законодатель вправе конкретизировать содержание права на получение квалифицированной юридической помощи и права пользоваться помощью защитника и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права указанного выше лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия представителя на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.
Соответствующие разъяснения содержатся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно статье 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации (при наличии печати). Законные представители предъявляют суду документы, удостоверяющие их статус и полномочия. Право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде.
Из материалов дела усматривается, что при составлении в отношении ООО "Сибавтобан" протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях присутствовал защитник ООО "Сибавтобан" Дудченко И.О, действующий на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО "Сибавтобан" в лице первого заместителя генерального директора ООО "Сибавтобан" ФИО2 согласно которой Дудченко И.О. уполномочен представлять интересы Общества, в том числе в Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым.
В материалах дела также имеется копия доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ООО "Сибавтобан" в лице генерального директора Мороцкого А.Н. уполномочивает первого заместителя генерального директора ООО "Сибавтобан" ФИО2, в том числе выдавать доверенности сотрудникам общества и третьим лицам на представление интересов Общества перед третьими лицами, государственными органами и органами местного самоуправления.
Однако указанным обстоятельствам судьей районного суда, в нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащая правовая оценка дана не была, что не позволило всесторонне, полно, объективно исследовать обстоятельства дела и привело к существенному нарушению требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с изложенным, решение судьи Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 18 декабря 2018 года подлежит отмене с направлением дела по жалобе ООО "Сибавтобан" на постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. N124/05-11/ЗН-РК от 02 августа 2018 года в Центральный районный суд г.Симферополя Республики Крым на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья -
РЕШИЛ:
Жалобу заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко Андрея Александровича - удовлетворить.
Решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 декабря 2018 года по жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Сибавтобан" на постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко Андрея Александровича N124/05-11/ЗН-РК от 02 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Сибавтобан" - отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья "данные изъяты" С.А. Воробьёва
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.