Судья Верховного Суда Республики Крым Воробьёва С.А., с участием представителя Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Мироненко Натальи Александровны, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко Андрея Александровича на решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06 ноября 2018 года по жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Сибавтобан" на постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко Андрея Александровича N134/05-11/ЗН-РК от 07 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Сибавтобан",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. N134/05-11/ЗН-РК от 07 августа 2018 года Общество с ограниченной ответственностью "Сибавтобан" (далее - ООО "Сибавтобан", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Сибавтобан" обжаловало его в судебном порядке.
Решением судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06 ноября 2018 года постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. N134/05-11/ЗН-РК от 07 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Сибавтобан" отменено, дело производством прекращено.
Не согласившись с данным решением судьи, заместитель начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06 ноября 2018 года и возвратить дело об административном правонарушении в отношении ООО "Сибавтобан" на новое рассмотрение. Жалоба мотивирована тем, что судьей районного суда незаконно и необоснованно отменено постановление должностного лица от 07 августа 2018 года в виду отсутствия в деле об административном правонарушении сведений о том, что Общество уведомлено надлежащим образом о месте и времени составления и рассмотрения протокола об административном правонарушении, а также сведений о том, что указанный протокол был направлен Обществу, поскольку извещение о начале производства по делу об административном правонарушении, о дне времени и месте составления протокола об административном правонарушении было направлено Обществу посредством электронной почты, как и сам протокол об административном правонарушении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 24 июня 2019 года представитель Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым настаивала на удовлетворении жалобы, указав, что решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06 ноября 2018 года принято без соблюдения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции 24 июня 2019 года не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
Законный представитель или защитник ООО "Сибавтобан", извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции 24 июня 2019 года не явились, о причинах неявки суд не уведомили, от законного представителя ООО "Сибавтобан" - генерального директора Мороцкого А.Н. на электронную почту суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом изложенных обстоятельств, считаю возможным рассмотреть жалобу заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. на решение судьи Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 06 ноября 2018 года в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в ходе осуществления контрольно-надзорного мероприятия установлено, что юридическим лицом ООО "Сибавтобан" в нарушение требований статьи 12, части 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N800 "О проведении рекультивации и консервации земель", Постановления Совета министров Республики Крым от 22 марта 2016 года N99 "Об утверждении Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" не выполнена обязанность по рекультивации земель, нарушенных в следствии проведения внутрихозяйственных работ, связанных со снятием и перемещением плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения.
В рамках проводимой внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Сибавтобан" 25 июля 2018 года в период с 10 часов 20 минут по 11 часов 30 минут специалистами Крымсельхознадзора проведен осмотр территории земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N.
В результате осмотра установлено, что на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, расположенного на территории Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым расположен отвал горной массы высотой 9-11 метров, которая продолжается в направлении северо-восточной части земельного участка. Площадь земельного участка, которая занята отвалом горной массы, составляет - 1,96 га, что является признаком перекрытия плодородного слоя почвы. Оставшаяся площадь земельного участка в сельскохозяйственном производстве не задействована, в товарном сельскохозяйственном производстве не используется, обязательные мероприятия по воспроизводству плодородия земель и защите земель от негативного воздействия, зарастания сорной растительностью не проводятся. На момент проведения осмотра на земельном участке с кадастровым номером N зафиксирована техника - экскаватор HITACHI с государственным номером N, однако при проведении осмотра вышеуказанный экскаватор какие-либо работы не проводил. Месторасположение земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, определено с помощью картографического материала и навигатора GPS Garmin Etrex 20х.
В ходе осмотра территории земельного участка с кадастровым номером N были отобраны образцы почвы для проведения агрохимического анализа на предмет установления ухудшения (улучшения) качественных характеристик почвы на земельном участке с кадастровым номером N и на фоновом земельном участке с кадастровым номером N, о чем составлен соответствующий акт.
Из представленных агрохимических результатов исследования образцов почвы следует, что снижение показателей плодородия в результате размещения горной массы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 90:12:200801:43 не усматривается.
Таким образом, ООО "Сибавтобан" самовольно, без наличия специального разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, осуществлены работы, связанные со складированием горной массы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" га, который расположен за границами населенного пункта Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, что является нарушением требований статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N800 "О проведении рекультивации и консервации земель", Постановления Совета министров Республики Крым от 22 марта 2016 года N99 "Об утверждении Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", статьи 19 Федерального закона от 18 июня 2001 года N78-ФЗ "О землеустройстве", статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
В ходе производства по делу установлено, что у ООО "Сибавтобан" имелась возможность для соблюдения вышеуказанных правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По факту выявленных нарушений 01 августа 2018 года консультантом, государственным инспектором отдела организации контрольно-надзорных мероприятий управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО3 в отношении ООО "Сибавтобан" составлен протокол об административном правонарушении N173/05-13 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. постановления N134/05-11/ЗН-РК от 07 августа 2018 года по делу об административного правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Сибавтобан".
Судья Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым, отменяя указанное постановление должностного лица от 07 августа 2018 года и прекращая производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходил из того, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу и не может быть положен в основу выводов о виновности Общества в совершении противоправного деяния, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении законного представителя ООО "Сибавтобан" о том, что составление протокола об административном правонарушении в отношении Общества состоится 01 августа 2018 года. Кроме того, указал, что в деле об административном правонарушении отсутствуют сведения о том, что протокол об административном правонарушении был направлен лицу, привлеченному к административной ответственности, а также отсутствуют сведения о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, уведомлено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении.
Данные выводы судьи районного суда основаны на материалах дела и сомнений не вызывают.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Частями 1, 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители, которыми в соответствии с названным Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Соответствующее извещение должно быть направлено по месту нахождения юридического лица.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (его законного представителя), только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Согласно материалам дела протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен консультантом, государственным инспектором отдела организации контрольно-надзорных мероприятий управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО3 в отношении ООО "Сибавтобан" 01 августа 2018 года в отсутствие его законного представителя.
В материалах дела имеется адресованное ООО "Сибавтобан" извещение о начале производства по делу об административном правонарушении от 31 июля 2018 года N1051/05-16. При этом в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие об извещении законного представителя ООО "Сибавтобан" - генерального директора Мороцкого А.Н. о том, что составление протокола об административном правонарушении состоится 01 августа 2018 года.
Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что законный представитель ООО "Сибавтобан" - генеральный директор Мороцкий А.Н. о составлении протокола об административном правонарушении 01 августа 2018 года не извещался.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя общества, не извещенного о времени его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту.
Также в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Названные правовые нормы призваны обеспечить соблюдение процессуальных прав и гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, и в случае непредоставления предусмотренных законом прав и гарантий дело не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Однако, в материалах дела данные, свидетельствующие об извещении законного представителя ООО "Сибавтобан" - генерального директора МороцкогоА.Н. о месте и времени рассмотрения дела должностным лицом 07 августа 2018 года, также отсутствуют.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого постановления должностного лица от 07 августа 2018 года.
Названные нарушения явились основанием к отмене постановления заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. N134/05-11/ЗН-РК от 07 августа 2018 года решением судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06 ноября 2018 года.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, которые могли бы послужить основанием для отмены решения судьи Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 06 ноября 2018 года допущено не было.
Таким образом, обжалуемое решение судьи является законным и обоснованным, в связи с чем жалоба заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. по изложенным в ней основаниям подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья -
РЕШИЛ:
Решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06 ноября 2018 года по жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Сибавтобан" на постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко Андрея Александровича N134/05-11/ЗН-РК от 07 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Сибавтобан" оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко Андрея Александровича - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья "данные изъяты" С.А. Воробьёва
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.