Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием представителя Службы финансового надзора Республики Крым Бабич Н.А,
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - директора ООО "Золотые фрукты Крыма" Куропаткина А.В. и его
защитника Лукашева М.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
24 июня 2019 года
жалобу первого заместителя начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО1 на решение судьи Киевского районного суда города Симферополя от 19 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора "данные изъяты" (далее - ООО "Золотые фрукты Крыма") ФИО2,
установил:
постановлением и.о.начальника Службы финансового надзора Республики Крым Осиповой Л.Г. от ДД.ММ.ГГГГ N директор ООО "Золотые фрукты Крыма" Куропаткин А.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.15.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе директора ООО "Золотые фрукты Крыма" Куропаткина А.В. на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Киевского районного суда г. Симферополя 19 апреля 2019 года постановлено решение, которым жалоба удовлетворена, постановление и.о.начальника Службы финансового надзора Республики Крым Осиповой Л.Г. от ДД.ММ.ГГГГ N о привлечении директора ООО "Золотые фрукты Крыма" Куропаткина А.В. к административной ответственности по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи районного суда, первый заместитель начальника Службы финансового надзора Республики Крым Осипова Л.Г. подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просила отменить его. В обоснование указано на нарушение судьей районного суда норм процессуального и материального права и на неправильную оценку установленных обстоятельств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя Службы финансового надзора Республики Крым Бабич Н.А, поддержавшую жалобу, Куропаткина А.В. и его защитника Лукашева М.И, возражавших против удовлетворения жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела, на основании п.16 плана деятельности Службы финансового надзора Республики Крым на 2018 год, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ N, приказа службы от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении ООО "Золотые фрукты Крыма" проведена выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения при использовании средств, выделенных из бюджета Республики Крым на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы в Министерстве сельского хозяйства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства (главный распорядитель) и ООО "Золотые фрукты Крыма" (получатель субсидии) сроком до ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение N-р о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно п.1.1 соглашения главный распорядитель предоставляет получателю субсидию из средств бюджета Республики Крым по возмещению части фактических затрат на гидромелиоративные мероприятия.
Субсидия предоставлена в размере "данные изъяты" руб. (п. 1.3 соглашения).
Согласно протокола N общего собрания участником ООО "Золотые фрукты Крыма" и приказа от ДД.ММ.ГГГГ N директором ООО "Золотые фрукты Крыма" с ДД.ММ.ГГГГ назначен Куропаткин А.В. (л.д.82-84).
По результатам проведенной проверки Службой финансового надзора ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки N, в котором зафиксировано следующее нарушение (л.д.110-114).
ДД.ММ.ГГГГ ООО "Золотые фрукты Крыма" предоставлено в Министерство сельского хозяйства Республики Крым заявление о предоставлении субсидии на проведение гидромелиоративных мероприятий в рамках реализации Государственной программы развития и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы в сумме "данные изъяты" руб. с приложением справки-счета, согласно которой, затраты на строительство системы водоподачи на "данные изъяты" га составили "данные изъяты", сумма субсидии к перечислению - "данные изъяты". ( "данные изъяты") (л.д.115-117).
Справка-счет подписана директором и главным бухгалтером ООО "Золотые фрукты Крыма", однако сумма прямых затрат в соответствии с актами о приемке выполненных работ составила "данные изъяты" руб.
Таким образом, общество имело право на получение субсидии в размере "данные изъяты" руб. ( "данные изъяты"), однако ООО "Золотые фрукты Крыма" предоставлена субсидия в размере "данные изъяты" руб. (л.д.118)
Должностными лицами органа финансового надзора в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение подп. 1.3.2 п. 1.3 раздела 1 Порядка предоставления субсидий на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 года" от ДД.ММ.ГГГГ N в результате завышения затрат на строительство мелиоративной системы ООО "Золотые фрукты Крыма" излишне получена субсидия в сумме "данные изъяты" руб, что является нарушением получателем субсидии условий ее предоставления, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ.
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника управления - заведующим отделом финансового контроля и надзора в агропромышленном комплексе Управления финансового контроля и надзора в агропромышленном комплексе и сфере использования природных ресурсов Старченковой Е.Г. составлен протокол об административном правонарушении N в отношении директора ООО "Золотые фрукты Крыма" Куропаткин А.В. (л.д.73-76).
Постановлением и.о.начальника Службы финансового надзора Республики Крым Осиповой Л.Г. от ДД.ММ.ГГГГ N директор ООО "Золотые фрукты Крыма" Куропаткин А.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб. (л.д.66-72).
Ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного указанной нормой, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере соблюдения норм законодательства в области субсидирования.
Согласно п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Согласно ст.26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, среди прочего, и наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Как следует из ч.3 ст.139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
В развитие положений бюджетного законодательства на территории Республики Крым Советом министров Республики Крым на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 года" (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ N) утвержден Порядок от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно подп.1.3.2. п.1.3. раздела 1 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части понесенных ими затрат (без НДС для получателей субсидии, находящихся на общей системе 7 1173 492784 налогообложения) в текущем финансовом году или отчетном финансовом году на проведение гидромелиоративных мероприятий - строительство, реконструкцию и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих на праве собственности (аренды) сельскохозяйственным товаропроизводителям, приобретение машин, установок, дождевальных и поливальных аппаратов, насосных станций, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции и технического перевооружения (в том числе приобретенных в лизинг), за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов, а также по переходящим объектам незавершенного строительства.
Согласно подп.2.1.2. п.2.1 раздела 2 Порядка от 09.02.2017 N58 условием и порядком предоставления субсидии является представление в Министерство сельского хозяйства пакета документов, в том числе заявление о предоставлении субсидии, справку расчет на предоставление субсидии.
Согласно подп.1.5.1 п.1.5. раздела 1 Порядка от 09.02.2017 N 58 субсидия предоставляется получателям субсидии в текущем финансовом году по прямым расходам, соответствующим локальному сметному расчету. Согласно подп. 1.5.2. п. 1.5. раздела 1 Порядка от 09.02.2017 N58 при выполнении работ, соответствующих локальному сметному расчету проекта, подрядной организацией возмещению подлежат затраты, не превышающие прямые затраты предусмотренные локальным сметным расчетом проекта по соответствующим видам работ.
Согласно приложению N к приказу Министерства сельского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ N, принятому в соответствии с Порядком от ДД.ММ.ГГГГ N, сумма субсидии составляет 70% затрат, понесенных сельскохозяйственным производителем на проведение гидромелиоративных мероприятий.
Судом первой инстанции верно установлено и следует из материалов дела, что протоколом заседания Комиссии Министерства сельского хозяйства Республики Крым по предоставлению субсидий в области растениеводства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы (в составе 12 человек) от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение рекомендовать Министерству сельского хозяйства Республики Крым выдать ООО "Золотые фрукты Крыма" субсидию в сумме "данные изъяты" руб. (л.д.119-121)
Общество по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ N получило денежные средства в сумме "данные изъяты" руб (л.д.143).
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 24.05.2001 N 8-П, Определение от 17.07.2012 N 1286-О), в Российской Федерации действует принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Судьей районного суда верно установлено, что директор ООО "Золотые фрукты Крыма" Куропаткин А.В, приняв все зависящие от него меры, а именно предоставив надлежащие документы и получив субсидию по итогам их рассмотрения, был вправе полагать, что у Министерства сельского хозяйства Республики Крым нет претензий к порядку и условиям предоставления субсидии, вследствие чего в рассматриваемой ситуации отсутствует вина директора в совершении вменяемого правонарушения, в связи с чем, он не может быть привлечен к административной ответственности.
При таких обстоятельствах судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что в действиях директора ООО "Золотые фрукты Крыма" Куропаткина А.В. отсутствуем состав административного правонарушения предусмотренного ст. ч. 2 ст. 15.5.5 КоАП РФ.
Таким образом, нахожу доводы жалобы несостоятельными, поскольку они опровергаются изложенным выше.
Вопреки доводам жалобы правила подсудности при рассмотрении дела не нарушены, поскольку в силу правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной абз.2 п.30 его постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ч.3 ст.28.6 и ст. 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
В силу ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Полагаю выводы судьи Киевского районного суда г. Симферополя основанными на законе.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для отмены или изменения принятого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу первого заместителя начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО1 оставить без удовлетворения,
решение судьи Киевского районного суда города Симферополя от 19 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Золотые фрукты Крыма" ФИО2, - без изменения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.