Судья Верховного Суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Глузмана Александра Владимировича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора гуманитарно-педагогической академии (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Крымский Федеральный Университет имени В.И. Вернадского" Глузмана Александра Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заведующего отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, старшего государственного инспектора труда Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N должностное лицо - директор гуманитарно-педагогической академии (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Крымский Федеральный Университет имени В.И. Вернадского" Глузман Александр Владимирович признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Глузман А.В. обжаловал его в Ялтинский городской суд Республики Крым, решением которого от ДД.ММ.ГГГГ постановление административного органа изменено в части назначенного наказания, административный штраф снижен до 1000 рублей.
Глузман А.В. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой на судебное решение, в которой просит отменить судебный акт, производство по делу прекратить, поскольку в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, а также ввиду незаконности протокола об административном правонарушении, который был составлен в его отсутствие и в отсутствие сведений о его надлежащем извещения о времени и месте составления.
В судебном заседании защитник Глузмана А.В, Трофименков Н.Н, доводы жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней, просил её удовлетворить.
Представитель потерпевшей по делу ФИО7, Семенов В.Е, и представитель административного органа Мартынец Т.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, полагали решение судьи городского суда законным и обоснованным.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьями 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что по обращению ФИО7 с 20 ноября 2017 года по 22 ноября 2017 года заместителем заведующего отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, старшим государственным инспектором труда ФИО10 проведена проверка соблюдения законодательства о труде в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего образования "Крымский Федеральный Университет имени В.И. Вернадского", по результатам которой составлен акт N, согласно которому установлено, что трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО7 принята на должность первого заместителя директора Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ им. Вернадского" в г.Ялта на 1 ставку. Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО7 принята на должность профессора на кафедру педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных заведений Института педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ им. Вернадского" в г.Ялта по совместительству на 0,5 ставки.
Заявлением от 06 октября 2017 года ФИО7, как первый заместитель директора Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ им. Вернадского", просила предоставить ей часть очередного отпуска с 16 октября 2017 года по 30 октября 2017 года. Также заявлением от 6 октября 2017 года ФИО7, как профессор кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных заведений института педагогики, психологии и инклюзивного образования гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ им. Вернадского" просила предоставить ей отпуск без сохранения заработной платы с 16 октября 2017 года по 30 октября 2017 года. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N-ок ФИО7, как первому заместителю директора гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ им. Вернадского", предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска за период работы с 1 марта 2017 года по 28 февраля 2018 года в количестве 15 календарных дней с 16 октября 2017 года по 30 октября 2017 года и как профессору кафедры предоставлен отпуск без сохранения заработной платы с 16 октября 2017 года по 30 октября 2017 года в количестве 15 календарных дней.
Таким образом, в нарушение требований статьи 286 Трудового кодекса Российской Федерации Дзоз В.А, как работнику по совместительству, не предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск авансом одновременно с отпуском по основной работе.
Указанные нарушения законодательства о труде послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ заместителем заведующего отдела и контроля за соблюдением трудового законодательства, старшим государственным инспектором труда РК ФИО10 протокола об административном правонарушении N в отношении директора гуманитарно-педагогической академии (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Крымский Федеральный Университет имени В.И. Вернадского" Глузмана А.В. по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заведующего отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, старшего государственного инспектора труда Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N Глузман А.В. как должностное лицо привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положения статей 26.1, 26.2, 28.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Из приведенных норм следует, что при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, предварительно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения, независимо от того, когда он составляется.
Согласно требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Исходя из частей 1, 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола только в случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что какие-либо сведения об извещении Глузмана А.В. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют, протокол об административном правонарушении составлен с участием защитника Глузмана А.В. - Трофименкова Н.Н, который действовал на основании общей доверенности, выданной 9 января 2018 года, что не позволяет сделать вывод о том, что защитник был направлен Глузманом А.В. для представления его интересов при рассмотрении конкретного дела об административном правонарушении.
Кроме того, во всяком случае, извещение защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, не освобождает должностное лицо административного органа от обязанности известить непосредственно лицо, привлекаемое к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, то есть создать условия для реализации установленных законом гарантий защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Исходя из положений вышеприведенных норм, лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должно быть безусловно извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Доказательств направления извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в адрес Глузмана А.В. в материалах дела также не имеется.
Таким образом, порядок вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, установленный статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не был соблюден, что привело к нарушению прав юридического лица, в отношении которого возбуждалось дело об административном правонарушении.
Анализ приведенных выше процессуальных требований свидетельствует о том, что составленный в ходе производства по делу об административном правонарушении протокол по делу об административном правонарушении, на котором основано постановление должностного лица административного органа, не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства по делу об административном правонарушении и служить основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В настоящее время такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого решения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 марта 2018 года и постановление заведующего отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, старшего государственного инспектора труда Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении Глузмана А.В. по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отмене, а производство по данному делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу Глузмана Александра Владимировича удовлетворить.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 марта 2018 года, постановление заведующего отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, старшего государственного инспектора труда Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Глузмана Александра Владимировича отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.