Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи:
Аврамиди Т.С,
судей:
Рошка М.В, Хмарук Н.С,
при секретаре:
Николаевой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску Шматкова Игоря Анатольевича, Лысенко Андрея Андреевича, Нижегородцевой Елены Геннадьевны, Ципко Дениса Владиславовича, Куратова Михаила Владимировича, Козырева Дмитрия Анатольевича, Гаркушенко Георгия Николаевича, Ефименко Елены Владимировны, Носковой Олеси Вячеславовны к Администрации города Ялта о признании незаконным и отмене постановления;
по иску Майловой Зои Борисовны к Администрации города Ялта о признании незаконным и отмене постановления; по иску Рублева Игоря Васильевича к Совету министров Республики Крым, Межведомственной правительственной комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым, Администрации города Ялта о признании незаконным Распоряжения и постановления;
по иску Вангородской Любовь Семеновны, Блохиной Людмилы Ефимовны к Совету Министров Республики Крым, Администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным Распоряжения и постановления, с участием третьего лица с самостоятельными исковыми требованиями - Евсюченко Анны Мардановны, с участием третьих лиц без самостоятельных исковых требований - ТСН "Виноградная 1Е", Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Служба строительного надзора Республики Крым, орган опеки и попечительства Администрации города Ялта, Дюгаева Галина Петровна, Бондарева Юлия Анатольевна, Акопян Лидия Михайловна, Арора Раджеш, Буланова Елизавета Константиновна, Абайдуллина Альбина Фаритовна, Шнайдер Елена Владимировна, Тишкова Елена Алексеевна, Павлова Лилия Александровна, Позднякова Татьяна Ивановна, Пахомов Евгений Иванович, Агеев Виктор Михайлович, Дорошева Наталья Михайловна, Герман Виктор Аскольдович, Бордюгова Зоя Григорьевна, Бордюгова Оксана Валерьевна, Северина Наталья Алексеевна, Агеева Светлана Павловна, Вилков Олег Дмитриевич,
по апелляционным жалобам Администрации города Ялта Республики Крым, Совета министров Республики Крым,
на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 января 2019 года,
установила:
Майлова З.Б. обратилась в суд с иском о признании незаконным и отмене постановления Администрации города Ялта N 1246-п от 17 июля 2018 года "О приведении Майловой З.Б. земельного участка в первоначальное состояние, путем сноса капитального семиэтажного здания, расположенного по адресу: "адрес"-е".
Исковые требования мотивированы тем, что она являлась собственником вышеуказанного жилого дома, на основании свидетельства о праве собственности от 06 февраля 2014 года, который был ею возведен с соблюдением строительных норм и правил, что подтверждается апелля-ционным определением Верховного суда Республики Крым от 12 апреля 2016 года, которым Администрации города Ялта было отказано в иске о сносе данного строения. В феврале 2014 года жилой дом был разделен на квартиры и продан ею третьим лицам. На сегодняшний день она не является ни собственником дома, ни собственником земельного участка, на котором он возведен, в связи с чем, считает принятое Администрацией города Ялта решение незаконным.
Шматков И.А, Лысенко А.А, Нижегородцева Е.Г, Ципко Д.В, Куратов М.В, Козырев Д.А, Гаркушенко Г.Н, Ефименко Е.В, Носкова О.В. также обратились в суд с иском к Администрации города Ялта о признании незаконным и отмене постановления Администрации города Ялта N 1246-п от 17 июля 2018 года "О приведении Майловой З.Б. земельного участка в первоначальное состояние, путем сноса капитального семиэтажного здания, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"-е".
Рублев И.В. обратился в суд с иском о признании незаконным распоряжения N 769-р о признании объектов самовольными постройками, принятого 11 июля 2018 года Советом министров Республики Крым в части признания самовольной постройкой объекта капитального строительства - 7 этажного здания, находящегося по адресу: "адрес" (п. 3 в Списке объектов, признанных самовольными постройками - Приложении к распоряжению Совета министров Республики Крым от 11 июля 2018 года N 769-р); признании незаконным постановления Администрации города Ялта N 1246-п от 17 июля 2018 года "О приведении Майловой З.Б. земельного участка в первоначальное состояние, путем сноса капитального семиэтажного здания, расположенного по адресу: "адрес"
Вангородская Л.С, Блохина Л.Е. обратились в суд с иском о признании незаконным распоряжения Совета министров Республики Крым от 11.07.2018 года N 769-р "О признании объектов самовольными постройками"; постановления Администрации города Ялта N 1246-п от 17
июля 2018 года и возложении обязанности на Совет министров Республики Крым и Администрации города Ялта их отменить.
Определением суда от 13 сентября 2018 года вышеперечисленные исковые заявления были объединены в одно производство.
Определением суда от 22 ноября 2018 года Евсюченко А.М. была признана третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования на предмет спора по вышеуказанным исковым заявлениям.
Исковые требования мотивированы тем, что истцами, на основании договоров купли - продажи, были приобретены у Майловой З.Б. квартиры в многоквартирном "адрес"-е по "адрес". Основания для признания дома самовольной постройкой, в оспариваемых ими решениях органов государственной власти, не приведены, право собственности истцов в судебном порядке не оспорено, истцы, как собственники помещений в указанном доме, о проведении каких-либо проверок в отношении принадлежащего им имущества, не уведомлялись.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 января 2019 года, иски Шматкова Игоря Анатольевича, Лысенко Андрея Андрееви-ча, Нижегородцевой Елены Геннадьевны, Ципко Дениса Владиславовича, Куратова Михаила Владимировича, Козырева Дмитрия Анатольевича, Гаркушенко Георгия Николаевича, Ефименко Елены Владимировны, Носковой Олеси Вячеславовны, Майловой Зои Борисовны, Рублева Игоря Васильевича, удовлетворены.
Иски Вангородской Любовь Семеновны, Блохиной Людмилы Ефимовны, Евсюченко Анны Мардановны, удовлетворить частично.
Признано недействительным Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.07.2018 года N 769-р "О признании объектов самовольными постройками" в части включения в список объектов, признанных самовольными постройками, 7-этажного здания, расположенного по адресу: "адрес" (пункт 3 Приложения к ФИО26).
Признано недействительным постановление Администрации города Ялта N 1246-п от 17 июля 2018 года "О приведении Майловой Зоей Борисовной земельного участка в первоначальное состояние путем сноса капитального семиэтажного здания, расположенного по адресу: "адрес"
В удовлетворении иска Вангородской Любовь Семеновны, Блохиной Людмилы Ефимовны, Евсюченко Анны Мардановны в части требований о признании незаконным Распоряжения Совета министров Республики Крым N 769-р от 11.07.2018 года в полном объеме, а также возложении обязанности по отмене постановлений - отказано.
Не согласившись с таким решением суда, Администрация города Ялта подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств по делу; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении норм процессуального права. В частности апеллянт указывает на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Майлова З.Б. не является собствен-ником земельного участка. Кроме того, суд не учел, что объект, построен-ный Майловой З.Б. имеет существенные нарушения, поскольку при начале строительства объекта он возводился на земельном участке, предназна-ченном для индивидуального жилищного строительства. По окончании строительства он также не мог быть сдан в эксплуатацию, поскольку под строением был захвачен земельный участок площадью 43 кв.м. Также указывает на то, что поскольку в настоящее время в Центральном районном суде г. Симферополя находится на рассмотрении иск Шматкова И.А, Лысенко А.А. о признании незаконным протокола заседания межведом-ственной комиссии, суд обязан был приостановить производство по данно-му делу до разрешения вышеуказанного дела.
Апелляционную жалобу также подал Совет министров Республики Крым, в которой просит отменить обжалуемое решение, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств по делу. В частности апеллянт указывает, что при возведении строения Майловой З.Б. было допущено превышение площади застройки земельного участка, что привело к самовольному занятию 6 кв.м. земли, находящейся в муниципальной собственности, а также были нарушены границы "красных линий" проезжей части "адрес" в "адрес". Полагают необоснованными выводы суда первой инстанции относительно действия во времени Закона N 409-ЗРК/2017 и постановления N 582, поскольку статья 3 Закона N 409 определяет полномочия органов государственной власти Республики Крым в области организации и функционирования архитектурно-планировочной зоны, к которым относится, в том числе принятие решения о признании объектов капитального строительства и иных объектов самовольной постройкой, расположенных в границах данной зоны.
В возражениях на апелляционные жалобы представитель Майловой З.Б. - Меметов Э.М. просил оставить их без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Заслушав судью-докладчика, пояснения, лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Майлова З.Б. являлась собственником земельного участка площадью 0,025 га, расположенного по адресу: "адрес", с целевым назначением - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, на основании договора купли - продажи от 14.03.2013 года (том 5, л.д. 9-11).
24 марта 2013 года Главным управлением градостроительства, архитектуры и регионального развития Ялтинского городского Совета, Майловой З.Б. были выданы градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка.
03 июня 2013 года Инспекцией государственного архитектурно - строительного контроля АР Крым зарегистрировано Декларацию о начале выполнения строительных работ.
24 января 2014 года Инспекцией государственного архитектурного строительства в АР Крым зарегистрировано Декларацию о готовности к эксплуатации объекта - индивидуальный жилой дом, хозяйственные строения и сооружения по адресу: "адрес", "адрес", состоящего из цокольного этажа, 5 этажей и мансарды, общей площадью 1269,5 кв. метров (том 1, л.д. 16-18).
06 февраля 2014 года Регистрационной службой Ялтинского городского управления юстиции АР Крым было выдано Майловой З.Б. свидетельство о праве собственности на жилой "адрес"- "адрес", общей площадью 1269,5 кв. метров, в том числе жилой площадью 947,3 кв. метров (том 5, л.д. 12-13).
Заключением инженера - инвентаризатора частного предприятия "фирма "Амата" от 20 января 2014 года определен возможный раздел выше-указанного жилого дома на тридцать пять квартир (том 1, л.д. 37-39).После раздела дома на квартиры Майловой З.Б. органом регистрации прав были выданы новые свидетельства о праве собственности на квартиры с N по N "адрес", после чего указанные квартиры были проданы ею истцам и третьим лицам по настоящему делу, которые являются добросовестными приобретателями данного недвижимого имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 302 ГК РФ.
Судом также установлено, что постановлением Администрации города Ялта от 24.02.2015 года Майловой З.Б. было предписано привести объект строительства в соответствие с выданными градостроительными условиями и ограничениями от 23.04.2013 года, в связи с выявленным нарушением - увеличением этажности.
В связи с неисполнением данного постановления, Администрация города Ялта обратилась в суд с иском к Майловой З.Б. о возложении на нее обязанности привести объект строительства в соответствии с выданными градостроительными условиями, путем сноса 6-го и 7-го этажей здания, расположенного по адресу: "адрес"
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 12 апреля 2016 года в удовлетворении исковых требований администрации города Ялта к Майловой З.Б. о возложении обязанности снести самовольное строение - шестой и седьмой этажи здания - было отказано (том 4, л.д. 43-48).
Судом при рассмотрении дела было установлено, что при возведении дома не было допущено существенных нарушений действующих строительных, санитарных, противопожарных, градостроительных и других норм и правил. При этом, несущая способность здания позволяет обеспечить прочность всего здания при наличии выстроенного лишнего этажа, не предусмотренного проектом.
Постановлением Администрации города Ялта N 991-п от 02 марта 2017 года земельному участку и расположенному на нем жилому дому общей площадью 1269,5 кв. метров был присвоен почтовый адрес: "адрес" Е (том 3, л.д. 32).
29 мая 2018 года Межведомственной правительственной комиссией по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым, принято решение о наличии оснований для признания объекта - 7-ми этажного здания, расположенного по адресу: "адрес", самовольной постройкой ввиду наличия признаков ч. 4 ст. 222 ГК РФ (т. 4, л.д. 6-11).
В обоснование принятого решения указано, что данный объект капитального строительства расположен в зоне с особой архитектурно - планировочной организацией территории.
На земельном участке общей площадью 250 кв. метров, предоставленном с видом разрешенного использования земельного участка - индивидуальное жилищное строительство, фактически возведено 7-уровневое здание, имеющее признаки многоквартирного жилого дома, согласно Акту проверки администрации города Ялта N 58 от 29.11.2016 года.
Пятно застройки здания расположено с нарушением границ земле-пользования. При пространственном (фактическом) решении размещения здания застройщиком были нарушены границы красных линий проезжей части "адрес" привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 и 8.8 КоАП РФ.
На основании вышеуказанного решения, Распоряжением Совета Министров Республики Крым N 769-р от 11 июля 2018 года 7-этажное здание, расположенное в "адрес", "адрес" было включено в список объектов, признанных самовольными постройками (пункт 3) (том 4, л.д. 12-14).
Пунктом 3 Распоряжения дано указание Администрации города Ялта Республики Крым в течение семи дней со дня его получения обеспечить принятие решения о сносе объектов недвижимого имущества.
Постановлением Администрации города Ялта N 1246-п от 17 июля 2018 года Майловой З.Б. предложено в течение 30 дней самостоятельно привести в первоначальное состояние земельный участок путем сноса капитального семиэтажного здания, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно п. 6 постановления, в случае невыполнения Майловой З.Б. требования о добровольном сносе объекта в течение 30 дней, Департаменту по вопросам жилищно - коммунального хозяйства администрации города Ялта совместно с Министерством строительства и архитектуры Республики Крым организовать работу по сносу капитального семиэтажного здания по адресу: "адрес"
В соответствии со статьями 12, 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.
Принимая во внимание положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений и в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ, статьи 1, 10, 18 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, статьи 104 Земельного Кодекса Российской Федерации, статьи 2, 4 Закона Республики Крым "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории", а также обстоятельства дела, в том числе, что Майлова З.Б. не является собственником земельного участка, на котором расположен спорный дом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для признания спорного объекта самовольной постройкой и невозможности его сноса по правилам пункта 4 ст. 222 ГК на основании оспариваемых распоряжения Совета министров Республики Крым N 769-р от 11 июля 2018 года в части признания самовольной постройкой объекта капитального строительства - семиэтажного здания, расположенного по адресу: г "адрес" и постановления Администрации города Ялта N 1246-п от 17 июля 2018 года "О приведении Майловой З.Б. земельного участка в первоначальное состояние, путем сноса капитального семиэтажного здания, расположенного по адресу: "адрес"", поскольку включение принадлежащего истцам и третьим лицам многоквартирного жилого дома в число подлежащих сносу, нарушает их законные права и интересы.
Как усматривается из материалов дела, в данный момент спорный дом находится в функциональной зоне, которая допускает размещение объектов строительства подобного типа (среднеэтажного многоквартирного жилого дома). Ограничения застройки земельного участка правилами землеполь-зования и застройки не установлены.
Таким образом, доводы апеллянтов о том, что возведенная постройка нарушает требования градостроительных норм и правил, определяющих правовой режим земельного участка и вид разрешенного использования, не заслуживают внимания.
Факт, что спорный дом частично расположен за пределами земельного участка, также не является безусловным основанием для сноса спорного дома.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил.
Исходя из конституционно-правовых принципов справедливости, разум-ности и соразмерности, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и степени допущенного нарушения публичных интересов.
При рассмотрении спора судом представители ответчиков не обосновали, насколько существенным является данное нарушение.
Доказательств того, что занятый строением земельный участок не может быть передан для обслуживания многоквартирного дома, поскольку его использование направлено на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам и зонам общего пользования, в том числе зеленым зонам, природным объектам, предназначенным для удовлетворения общих интересов населения, материалы дела не содержат.
Доказательств, свидетельствующих о том, что сохранение спорного дома создает угрозу жизни и здоровью граждан, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы Совета министров Республики Крым о необоснованности выводов суда первой инстанции в части действия во времени Закона N 409-ЗРК/2017, не заслуживают внимания, поскольку основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение о сносе спорного дома, исходя из конкретных обстоятельств данного дела, будет противоречить принципу обеспечения баланса публичных и частных интересов, поскольку приведет к уничтожению жилья добросовестных приобретателей, при наличии возможности приведения его в соответствии с установленными требованиями, в связи с чем, удовлетворил требования о незаконности оспариваемых распоряжения и постановления в части признания самовольной постройкой объекта капитального строи-тельства - семиэтажного здания, находящегося по адресу: "адрес"
Доводы апелляционной жалобы Администрации города Ялта о том, что судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу, не принимаются во внимание судебной коллегией, поскольку не влияют на правильность выводов суда, основанных на представленной в материалы дела совокупности доказательств, достаточной для разрешения спора по существу.
Доводы апелляционных жалоб фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь отмену решения. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционные жалобы не могут быть удовлетворены.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы, которые не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 января 2019 года, оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Ялта Республики Крым, Совета министров Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.