Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Харченко И.А, Шестаковой Н.В.
при секретаре Побережной Д.Н.
рассмотрела 13 июня 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Кирилловой Марины Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, о включении в специальный стаж периодов работы, о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсию,
по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда России в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 января 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Кириллова М.Н. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, в так же просила включить в специальный стаж следующие периоды: отпуск по уходу за ребенком с 15.08.1993 года по 08.06.1996 года (02 года 09 месяцев 25 дней), курсы повышения квалификации с 05.06.1996 года по 23.08.1996 года (13 дней), с 12.05.1997 года по 24.05.1997 года (13 дней), с 08.04.2002 года по 20.04.2002 года (20 дней), с 19.11.2007 года по 08.12.2007 года (19 дней), с 28.12.2010 года по 31.12.2010 года (02 месяца 05 дней), работу в должности заместителя директора и учителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 23" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым с 01.09.2017 года по 03.07.2018 года (10 месяцев 03 дня), о назначении досрочной страховой пенсии с 04.07.2018 года.
В обоснование требований указала, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пп.19 п. 1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ, ответчик отказал в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. Истец считает отказа незаконным, в связи с этим обратилась в суд.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 января 2019 года иск Кирилловой М.Н. удовлетворен.
Суд включил в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 15.08.1993 года по 08.06.1996 года отпуск по уходу за ребенком, с 12.05.1997 года по 24.05.1997 года, с 08.04.2002 года по 20.04.2002 года, с 19.11.2007 года по 08.12.2007года, с 29.10.2012 года по 16.11.2012 года - курсы повышения квалификации, с 01.09.2017 года по 03.07.2018 года - период работы заместителем директора и учителем Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 23" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, а также суд обязал ответчика назначить досрочную страховую пенсию с 04.07.2018 года.
Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец Кириллова М.Н. и ее представитель Потапов А.Н. в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика УПФР в г. Симферополе Республики Крым участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Заслушав судью-докладчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда отмене не подлежит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781).
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000 г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002 г. N 781). Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кириллова М.Н. 04.07.2018 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии, в соответствии с п. 19 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в городе Симферополе Республика Крым от 21.09.2018 года отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствие, в связи с тем, что отсутствием необходимого стажа работы по специальности.
Специальный стаж истца по расчету ответчика составил 21 год 11 месяцев 29 дней, при требуемом стаже - 25 лет.
При этом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ответчик не включил:
-периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.06.1996 года по 23.08.1996 года, с 12.05.1997года по 24.05.1997 года, с 08.04.2002 года по 20.04.2002 года, с 19.11.2007 года по 08.12.2007 года, с 28.12.2010 года по 31.12.2010 года, с 29.10.2012 года по 16.11.2012 года, поскольку включение такого периода не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
- отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с 15.08.1993 года по 08.06.1996 года не был включен ответчиком в специальный стаж Кирилловой М.Н. на основании Постановления Правительства РФ от 11.06.2002года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Также ответчиком не был включен в специальный стаж период работы истца заместителем директора в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 23" с 01.09.2017 года по 03.07.2018 года, так как по мнению ответчика, работа в эти периоды протекала менее чем на одну ставку.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу статьи 7 Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Удовлетворяя требования истца о включении периодов нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком в период с 15.08.1993 года по 08.06.1996 года, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу ч. 4 ст. 30 Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 года периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии со ст. 181 КЗоТ Украины, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста предоставляется по заявлению женщины или лиц, указанных в ч. 7 ст. 179 КЗоТ Украины, полностью или частично в пределах установленного периода и оформляются приказом (распоряжением) владельца или уполномоченного им органа. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
В соответствии со статьей 56 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года N 1788 - XII предусмотрено, что время ухода неработающей матерью за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком 3-х летнего возраста, засчитывается в стаж работы. В соответствии со ст. 181 КЗоТ Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
В силу п. 5 Правил N 781 периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков подлежат включению в стаж.
Согласно положениям ст. 255 Трудового кодекса РФ в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного в установленном порядке по случаю временной нетрудоспособности.
Поскольку в соответствии с законодательством Украины, Кириллова М.Н. имела право на включение периода отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет в специальный стаж, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об удовлетворении указанной части исковых требований.
Так же обоснованными являются выводы суда о том, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации, являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, орган пенсионного обеспечения обязан включить в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периоды на хождения в командировках.
Указанные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются сведениями, отображенными в справке, выданной Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Республики Крым "Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования" N 19/13-22 от 22.06.2018 года.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о включении в специальный стаж периода нахождения истца на курсах повышения квалификации, исходя из того, что некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с со статьей 27 и 28 Федерального закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11.07.2002.
В соответствии с пунктом 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии со ст. 122 КЗоТ Украины при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, поэтому они подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Материалами дела подтверждается, что Кириллова М.Н. направлялась на курсы повышения квалификации в связи с ее трудовой деятельностью, за данные периоды за ней сохранялась средняя заработная плата, администрацией проводились необходимые отчисления в Пенсионный фонд.
Из справки Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Крым "Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования" N 19/13-22 от 22.06.2018 года следует, что Кириллова М.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходила курсы повышения квалификации в период с 05.06.1996 года по 23.08.1996 года, с 12.05.1997года по 24.05.1997 года, с 08.04.2002 года по 20.04.2002 года, с 19.11.2007 года по 08.12.2007 года, с 28.12.2010 года по 31.12.2010 года, с 29.10.2012 года по 16.11.2012 года проходила обучение на базе указанного учебного учреждения (л.д. 71).
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации, являлись периодами работы Кирилловой М.Н. с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, в связи с этим данные периоды подлежат включению в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Так же судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж период работы Кирилловой М.Н. с 01.09.2017 года по 03.07.2018 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 23".
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом - установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных, в том числе, в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
В соответствии с п. 2.8.1 Приложения к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 29.06.2016) "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре", норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе: учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным).
Таким образом, Правилами от 29 октября 2002 г. N 781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 г. N 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 603, которым педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.
Пунктом 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений.
Аналогичная норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, предусматривалась и в последующем приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", приказом Министерства образования и науки Российской от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 18 часов в неделю.
Согласно записи в трудовой книжке, Кириллова М.Н. с 15.08.1992 года по 31.08.2017 года работала в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 23" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в должности учителя математики, с 01.09.2017 года по настоящее время заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Как следует из справки уточняющей особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсий N 533/01-30 от 08.10.2018 года, работа, выполняемая Кирилловой М.Н. в должности учителя, составляет 18 часов в неделю, и заместителем директора по учебно- воспитательной работе на 0,5 ставки.
Объем учебной нагрузки, выполняемой Кирилловой М.Н, подтверждается выпиской из приказа N 137-к от 01.09.2017 года (л.д. 16).
Следовательно, истцом была выработана учебная нагрузка в должности учителя математики.
При таких обстоятельствах судом сделан верный вывод о включении периода работы истца с 01.09.2017 года по 03.07.2018 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 23".
В силу ч. 1 ст. 22 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно ч. 2 ст. 22 Закона N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Как разъяснено в абз. 2 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. ст. 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
Учитывая, что при включении оспариваемых периодов работы специальный страховой стаж истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составлял более 25 лет, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию с 04.07.2018 года, то есть с даты обращения в пенсионный орган за назначением пенсии.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 января 2019 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда России в г. Симферополе Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий: И.И. Мотина
Судьи: И.А. Харченко
Н.В. Шестакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.