Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Самойловой Е.В.
судей
Романовой Л.В, Брянцевой Н.В.
при секретаре
Вааповой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смоктия Игоря Федосеевича к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымгазсети" об обеспечении начисления платы за потребленный газ по показаниям прибора учета газа,
по апелляционной жалобе Смоктия Игоря Федосеевича на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 22 февраля 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
В январе 2017 г. Смоктий И.Ф. обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымгазсети" (далее - ГУП РК "Крымгазсети"), просил обеспечить ему возможность производить оплату за потребляемый природный газ, начиная с 9 октября 2016 г. на основании фактических показаний установленного по адресу пгт. "адрес"а "адрес" "адрес" газового счетчика.
Требования мотивированы тем, что Раздольненское управление эксплуатации газового хозяйства (далее - УЭГХ) ГУП РК "Крымгазсети" с 09.10.2016 производит начисление оплаты за услуги газоснабжения по установленным нормативам, а не по фактическим показаниям прибора учета, поскольку истец не осуществил поверку газового счетчика самостоятельно.
Вместе с тем, в приложении N 1 к договору о техническом обслуживании, ремонту внутридомового газового оборудования N, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, газовый счетчик обозначен как внутридомовое газовое оборудование, а пункты 1.1 и 2.2.1 указанного договора обязывают ответчика выполнять техническое обслуживание внутридомового газового оборудования. Истец считает, что обязанность проводить поверку газового счетчика лежит на ответчике, тогда как пункт 2.1.12 договора содержит запрет потребителю осуществлять демонтаж газового оборудования.
На обращение Смоктия И.Ф. о предоставлении информации о правилах и нормативах поверки газового счетчика ответчик не получил исчерпывающую информацию, что стало поводом для обращения в суд в указанными требованиями.
Дополнительно заявленные истцом требования судом приняты не были.
Истец в судебном заседании участие не принимал, будучи надлежаще извещенным.
Представитель ГУП РК "Крымгазсети" возражал против удовлетворения иска ввиду необоснованности заявленных требований, просил в иске отказать.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 22 февраля 2019 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано полностью.
Считая решения суда незаконным и необоснованным, Смоктий И.Ф. обратился с апелляционной жалобой, просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В частности доводы жалобы заявителя сводятся к несогласию с решением по мотиву нарушения судом норм процессуального права со стороны председательствующего судьи, неверной оценке представленных истцом документов и доказательств по делу, не принятия процессуального решения по заявлению об отводе председательствующего судьи и направления истцу копии определения по рассмотрению данного вопроса.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы истца от ГУП РК "Крымгазсети" не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями части 5 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца Смоктий И.Ф.
Заслушав доклад судьи Романовой Л.В, выслушав пояснения представителя ответчика Игнатьева В.С, возражавшего против доводов жалобы, проверив материалы дела и дополнительные доказательства, обсудив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы, и оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Из материалов дела усматривается, что истец является потребителем газа через присоединенную сеть в системе газоснабжения, проживает в жилом доме, расположенном по адресу: пгт. "адрес"а "адрес" "адрес", является его собственником (т.1, л.д. 4; т.2, л.д.66-69).
Для учета начисленных и оплаченных платежей за поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд по указанному адресу на имя Смоктий И.Ф. открыт лицевой счет N.
Из материалов дела следует, что после приемки в эксплуатацию прибора учета газа 01.12.1999, поверенного заводом-изготовителем 20.01.1999, при межповерочном интервале 5 лет (т.1, л.д.171 об, т.2 л.д.63-64), срок государственной поверки истек 20.01.2004.
09.09.2016 абоненту было вручено предупреждение о том, что срок поверки прибора учета газа истек (т.2 л.д.65), до 09.10.2016 абонент не привел счетчик газа в соответствие с требованиями в связи с чем с 09.10.2016 объем потребления природного газа определяется согласно нормативов потребления газа в зависимости от числа зарегистрированных лиц.
Согласно договора N от 13.09.2016, заключенного между ГУП РК "Крымгазсети" (исполнитель) и Смоктий И.Ф. (заказчик), исполнитель обязуется в период действия настоящего Договора выполнять работы (оказывать услуги) по техническому обслуживанию, ремонту внутридомового газового оборудования, расположенного по адресу указанному в Приложении N 1 к настоящему договору, а заказчик обязуется принимать работы (услуги) и производить оплату в соответствии с условиями настоящего договора (п. 1.2). В приложении N 1 к договору указан перечень газоиспользующего оборудования в жилом доме по указанному выше адресу, также указан (N1) счетчик газовый бытовой, с периодичностью технического обслуживания 1 раз в 3 года (т.1, л.д.170).
Также между сторонами заключен договор N от 13.09.2016 на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (т.1, л.д.171-176, 177-182).
Из ответа Раздольненского УЭГХ ГУП РК "Крымгазсети" от 16.12.2016 на имя Смоктий И.Ф. следует, что у истца установлен счетчик газа, изготовленный в 1999 г, дата поверки 20.01.1999, периодичность поверки прибора учета газа данного вида составляет 5 лет. С момента его установки в доме истца, газовый счетчик государственную поверку не проходил (т.1, л.д.4).
Согласно акта опломбирования газового оборудования от 21 мая 2018 года представителем Раздольненского УЭГХ у абонента Смоктий И.Ф. по адресу "адрес" "адрес" опломбирован ввод. По данным приемки газового счетчика заказчика Смоктий И.Ф. по адресу "адрес" "адрес" следует, что в жилом доме по указанному адресу установлен газовый счетчик Октава "данные изъяты" N счетчика N, дата установки ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.229, 231).
Указанные доказательства согласуются между собой и сомнений не вызывают.
При обращении в суд с настоящим иском, требования Смоктий И.Ф. сводились к тому, что именно ответчик как исполнитель услуг технического обслуживания, ремонта внутридомового газового оборудования, обязан осуществить поверку газового оборудования, где счетчик газовый бытовой указан в перечне (приложение N 1). Вместе с тем, поскольку ответчик не осуществил поверку счетчика (прибора учета газа), начисление платы за потребленный газ необходимо производить по показаниям прибора учета газа, а не по нормативам.
Такие доводы истца суд первой инстанции обоснованно счет противоречащими действующему законодательству.
Судебная коллегия, соглашаясь по существу с выводом суда, полагает, что суд принял верное решение.
Согласно п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. ст. 539, 540 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статья 8 Федерального закона N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение Правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549 (далее - Правила N 549).
Пунктом 24 Правил N 549 установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
П. 41 Правил N 549 также предусмотрено, что размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном п. п. 32 - 38 настоящих Правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Правила являются обязательными как при заключении, так и при исполнении договоров поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Вместе с тем, поскольку вопрос о правомерности использования прибора учета потребления газа в доме истца возник до 18 марта 2014 г, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.
Согласно статье 28 Закона Украины "О метрологии и метрологической деятельности" от 11 февраля 1998 г. N 113/98-ВР (действующего в период до 18.03.2014), периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) приборов учета, принадлежащих физическим лицам (не субъектам хозяйствования), результаты измерений которых используются для осуществления расчетов за потребленные для бытовых нужд электрическую и тепловую энергию, газ и воду, осуществлялась за счет предприятий и организаций, оказывающих услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению.
Поскольку показания приборов учета (счетчиков) использовались при расчетах в сфере коммунальных услуг между потребителем и поставщиками услуг, счетчики должны сохранять свои метрологические характеристики. Согласно Закону Украины "О метрологии и метрологической деятельности", они подлежали обязательной поверке. Во время поверки устанавливается пригодность счетчика к применению на основании результатов контроля их метрологических характеристик. Если метрологические характеристики не выходят за допустимые пределы, счетчик признается годным.
Требования к физическому лицу, не являющегося субъектом хозяйствования, оплата за периодическую государственную поверку, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) установленных приборов учета потребления не отвечали действующему на тот период законодательству Украины.
В настоящее время, с 18.03.2014 на территории Республики Крым действует законодательство Российской Федерации, исковые требования заявлены за период с 09.10.2016.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), с учетом внесенных в п.2 дополнений Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2014 г. N 977 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" подпунктом "г" предусмотрено, что на территориях Республики Крым и г. Севастополя указанные Правила подлежат применению к правоотношениям, возникшим после 1 июля 2015 г.
Пунктом 81 Правил N 354 определено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Таким образом, ответственность за сохранность, целостность и надлежащую эксплуатацию индивидуального прибора учета должен нести собственник прибора учета (собственник помещения).
Согласно п.1 статьи 13 ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической.
В силу п.п. "д" п. 81(12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе и в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Согласно п. 81(13) Правил N 354, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
В силу п. 81(14) Правил N 354, ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81 (9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
В соответствии с п. 12 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. N 549, обязанность по обеспечению наличия входящих в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования газопровода, газоиспользующего оборудования и приборов учета газа лежит на заявителе, если иное не установлено договором.
Согласно п. 25 Правил определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:
а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;
б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;
в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;
г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки (п. 21 Правил).
Согласно п. 29 указанных Правил, демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта осуществляется организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования. Демонтаж проводится в присутствии поставщика газа, который снимает показания прибора учета газа и проверяет сохранность пломб на момент демонтажа прибора учета газа.
Пунктом 5.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, предусмотрено, что пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения. А также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета газа и об иных нарушениях, возникающих при пользовании газом в быту.
Таким образом, ответственность за безопасную эксплуатацию бытовых газовых приборов в квартирах и домах, за содержание их в соответствии с требованиями указанных Правил несут владельцы и лица, пользующиеся газом и на собственнике (пользователе) газового оборудования лежит обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния средств измерения - счетчика газа.
Как бесспорно установлено судом, после установки газового счетчика в 1999 г, прибор учета был введен в эксплуатацию и в дальнейшем - после 2004 г. поверок не производилось.
Следовательно, прибор учета потребления газа в жилом доме, принадлежащем истцу, по месту его проживания считается вышедшим из строя, ответственность за ненадлежащую эксплуатацию индивидуального прибора учета возложена с 01 июля 2015 года на истца. Ответчиком производятся начисления оплаты с 09.10.2016 на основании установленных нормативов, что является правомерным.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что с абонента Смоктий И.Ф. по иску ГУП РК "Крымгазсети" судебными постановлениями, в частности заочным решением мирового судьи от 14.08.2018, вступившим в законную силу 04.12.2018, со Смоктий И.Ф. взыскана сумма задолженности, рассчитанная по нормативам, за период с октября 2016 г. по июнь 2017 г. в размере 13 749,99 руб. (т. 2, л.д. 43-47, 48-53).
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Задачей суда апелляционной инстанции является проверка законности и обоснованности судебных постановлений суда первой инстанции, правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений.
Проверив фактические обстоятельства дела, судебная коллегия, пришла к выводу, что требования истца не основаны на законе.
Заявитель в доводах жалобы по существу заявленных требований принятое решение не опроверг, в основном Смоктий И.Ф. ссылается на процессуальные нарушения, которые допущены, по его мнению, председательствующим судьей по делу в ходе рассмотрения дела.
Однако, согласно ч.3 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не всякое нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения суда первой инстанции, а только если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного или незаконного решения.
Судом первой инстанции не допущено нарушения норм процессуального права, равно как и неверного применения норм материального права. Решение суда, проверенное судом апелляционной инстанции на предмет его законности и обоснованности по доводам апелляционной жалобы, отмене не подлежит.
При установленных судом обстоятельствах для расчета начисления оплаты объема потребленного газа по показаниям счетчика суд обоснованно пришел к выводу об отказе в иске.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, доводы которой сводятся к несогласию с оценкой доказательств, приведенных судом в обоснование своих выводов, и которая не содержит предусмотренных законом оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 22 февраля 2019 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Смоктия Игоря Федосеевича - без удовлетворения.
Председательствующий судья: Самойлова Е.В.
Судьи: Романова Л.В.
Брянцева Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.