Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Авериной Е.Г.
судей Шестаковой Н.В. и Синани А.М.
при секретаре Гамуровой М.А.
по докладу судьи Шестаковой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) на решение Кировского районного суда Республики Крым от 18 марта 2019 года по гражданскому делу по иску Лукаша Александра Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения и возложении обязанности выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
В декабре 2018 года Лукаш Александр Николаевич обратился в суд с указанным иском, в котором с учетом уточненных исковых требований просил признать решение ответчика N от 06.12.2018 года об отказе во включении в расчет пенсии справок о заработке N N и N N при расчете размера пенсии незаконным и возложить на ответчика обязанность при определении размера его пенсии принять к учёту заработок за спорный период, указанный в данных справках.
В части требований о включении периода службы в СА с 01.09.1981 года по 05.09.1983 года в общий стаж указал, что данные требования указаны в уточненном иске ошибочно, поэтому в этой части исковые требования к производству суда просил не принимать и не рассматривать.
Исковые требования мотивированы тем, что при назначении Лукашу А.Н. пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях" ответчиком не приняты в расчет архивные справки о заработной плате N N от 09.09.2015 г, N N от 26.07.2017 года за период с сентября 1994 года по декабрь 1997 года, выданные Государственным архивом Республики Крым по личному составу Государственного казенного учреждения Республики Крым при оценке пенсионных прав, на том основании, что в них не указаны конкретные денежные единицы.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен частично. Постановлено: признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии
Республики Крым (межрайонное) об отказе Лукашу А.Н. в учете заработной
2
платы за период с сентября 1994 г. по декабрь 1997 г, указанный в справках N N от 09.09.2015 г. и справке N N от 26.07.2017 г. в расчете пенсии; отменить вышеуказанное решение пенсионного органа и обязать пенсионный орган учесть при расчете пенсии Лукашу А.Н. сведения о заработной плате, указанные в данных с учетом того, что денежной единицей исчисления выплаченной заработной платы в период его работы с сентября 1994 года по декабрь 1995 года являются карбованцы, в период его работы с января 1996 года по декабрь 1997 года - гривна.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) ставит вопрос об отмене судебного решения в части удовлетворения иска с принятием нового решения об отказе в иске в полном объеме, оспаривая выводы суда первой инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции явился истец Лукаш А.Н.
Представитель ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
На запрос суда ответчиком предоставлена надлежащим образом заверенная копия пенсионного дела Лукаша А.Н.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, и дал пояснения, аналогичные устным и письменным пояснениям в суде первой инстанции.
Заслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить
3
решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных исковых требований в обжалуемой части решения.
Выводы суда первой инстанции в части удовлетворения иска соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Как установлено судом первой инстанции, 21.11.2018 года Лукаш А.Н. обратился в Отдел Пенсионного фонда РФ в Кировском районе Республики Крым (без образования юридического лица) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Распоряжением пенсионного органа N от 21.11.2018 года Лукашу А.Н. назначена страхования пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 30.11.2018 года.
При исчислении размера пенсии пенсионным органом не приняты в расчет архивные справки о заработной плате N N от 09.09.2015 г. и N N от 26.07.2017 г, выданные Государственным архивом Республики Крым по личному составу Государственного казенного учреждения Республики Крым, по начислению Лукашу А.Н. заработной платы за период с сентября 1994 года по декабрь 1997 года.
Причиной отказа указано то, что архивные справки выданы с нарушением Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 20.08.1992 года N1-68-У "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии", поскольку в них не отражено наименование денежных единиц начисления заработной платы.
Архивные справки о заработной плате N Л-270 от 26.07.2017 годаN и Л-159 от 09.09.2015 года, выданные Государственным архивом Республики Крым по личному составу Государственного казенного учреждения Республики Крым о начислении заработной платы Лукашу А.Н. с сентября 1994 года по декабрь 1997 года, не содержат указания на денежные единицы; имеется ссылка на то, что зарплата исчислялась в денежных единицах, действовавших на территории государства на момент ее начисления.
Данные указанных архивных справок о заработной плате согласуются друг с другом, а также с данными трудовой книжки Лукаша А.Н.
Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в случае болезни,
4
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Согласно ч.6 ст.11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6- ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
В силу ст.12 вышеуказанного закона на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. Согласно п.2 ст.30 ФЗ от 17.12.2001 года N173- ФЗ "О трудовых пенсиях РФ" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 год определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии со ст.ст.2,3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N208-ФЗ от 21.07.2014 года, с 01 января 2015 года
5
пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры пенсий подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации. При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается. Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.
В силу ст.5 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N208-ФЗ от 21.07.2014 года, в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года 56,6723 рубля за 10 украинских гривен. Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
В соответствии со ст.1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года), пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст.6 Соглашения исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Как предусмотрено п.п.10,11 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 года N1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" - в периоды, когда на территории государств - бывших республик Союза ССР действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсий по представленным сведениям о заработке.
Разъяснено, что национальная валюта являлась единственным платежным средством на территории государства.
В случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года Центральным Банком России не установлен, соответствующие выплаченные суммы заработка исчисляются из подсчета.
6
Согласно Приложению N1 к Указаниям до 01 апреля 1992 года заработная плата на территории Украины начислялась и выплачивалась в рублях, с апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года была введена и действовала переходная денежная единица "купон", с 12 ноября 1992 года введена национальная валюта "карбованец".
Постановлением Верховной Рады Украины и Национального Банка Украины "О расширении введения в оборот купонов многоразового использования" N171 от 04.04.1992 года, постановлено, что с 01.04.1992 года все денежные выплаты населению Украины, включая заработную плату, пенсии, стипендии, компенсации, помощь, плату за сданную сельхозпродукцию и иные виды денежных выплат осуществляются в купонах многоразового использования на полную сумму этих выплат.
Указом Президента Украины "О реформе денежной системы Украины" N549/92 от 07.11.1992 года, начиная с 23 часов 12 ноября 1992 года, прекращено функционирование рубля в денежном обороте на территории Украины, и установлено, что единственным законным способом платежа на территории Украины становится украинский карбованец, представителем которого в наличном обороте выступает купон Национального банка Украины.
По Информации о наименованиях, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР (Приложение N1 к Указанию Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года N1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР", зарегистрированному в Минюсте РФ 21.03.1996 года N1056), в Украине в период с 01.04.1992 года по 11.11.1992 год действовала переходная денежная единица (купон), с 12.11.1992 года введена национальная валюта - карбованец.
Согласно Указу Президента Украины "О денежной реформе в Украине" N762/96 от 25.08.1996 года со 2 сентября 1996 года в Украине введена гривна, предусмотрен обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1.
В соответствии с п.11 раздела III Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 года N99р (ред. от 28.01.2005 года) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" при обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 года перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года (период выплаты заработной платы в переходной валюте пленяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним. Информация о сроках введения национальной ва1люты содержится в Указании Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года У1-1 -У).
7
Как указано в п. 10 Указания Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года N1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении з отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР", в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, Центральным Банком России не установлен (например, переходных денежных единиц), соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона Центробанком РФ не устанавливался. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1. Поэтому заработная плата за период с 1 апреля 1992 года по 11 ноября 1992 год исключается из расчета заработка.
Согласно п.1 Указа Президента РФ от 4 августа 1997 года N822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" принято решение об укрупнении российской денежной единицы, проведении с 1 января 1998 года деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, обеспечив параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение 1998 года.
Судебная коллегия считает, что отсутствие в справках о заработной плате указания на денежную единицу не является препятствием к зачету данных справок, исходя из того, что заработная плата истца с 01.04.1992 года по 11.11.1992 год должна быть указана в купонах, с 12.11.1992 года по 01.09.1996 год - в карбованцах, с 02.09.1996 года по декабрь 1999 год - в гривнах.
Как правильно указал суд первой инстанции, вышеуказанные сведения являются общедоступными, предприятие ликвидировано, что исключает возможность внесения соответствующих данных в справки о заработной плате, в связи с чем ответчик может самостоятельно определить курс валюты, подлежащий применению к заработной плате.
Судом первой инстанции проанализированы фактические обстоятельства, представленные сторонами доказательства, особенности спорных правовых отношений и сделаны обоснованные выводы о том, что заработная плата по представленным документам начислялась и выплачивалась Лукашу А.Н. в следующих денежных единицах: за период с сентября 1994 г. по декабрь 1995 года - в карбованцах, за период его работы с января 1996 года по декабрь 1997 года - в гривнах.
Доводы апелляционной жалобы по существу спора являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.
8
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана правильная правовая оценка представленным доказательствам, выводы суда соответствуют нормативным требованиям, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает правовых оснований к отмене или изменению решения суда в части удовлетворения иска по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Республики Крым от 18 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.