Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А.
судей Хожаиновой О.В, Шидаковой О.А,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Полякова Юрия Ивановича, Лола Валентины Федоровны, Гулимова Юрия Анатольевича, Ситмеметова Османа Сайдамеметовича к Администрации Ленинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, Администрации Ленинского района Республики Крым, Ленинскому районному совету Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Ленинская средняя общеобразовательная школа" о признании незаконным бездействия, признании незаконным заключения и снятии с регистрации, по апелляционной жалобе Полякова Юрия Ивановича, Лола Валентины Федоровны, Гулимова Юрия Анатольевича, Ситмеметова Османа Сайдамеметовича на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 21 февраля 2019 г, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Поляков Ю.И, Лола В.Ф, Гулимов Ю.А, Ситмеметов О.С. обратились в Ленинский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным бездействие Администрации Ленинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым по рассмотрению вопроса об определении дороги по улице "адрес" территорией общего пользования; признать незаконным и отменить решение комиссии, оформленное Заключением о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана муниципального образования Ленинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 27 апреля 2018 г..; обязать Администрацию Ленинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым внести на рассмотрение сессии сельского поселения вопрос о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Ленинское сельское поселение Ленинского района Республики Крым об определении территории общего пользования - дороги "адрес"); обязать Ленинский районный совет Республики Крым утвердить внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Ленинское сельское поселение Ленинского района Республики Крым территории общего пользования - дороги по "адрес"; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым снять с кадастрового учета земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", мотивируя тем, что они являются собственниками жилых домов, расположенных по адресу: "адрес".
На основании постановления администрации Ленинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым в постоянное бессрочное пользование МБОУ "Ленинская средняя общеобразовательная школа" Ленинского района Республики Крым предоставлен земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием образование и просвещение, площадью 27777 кв.м, расположенный по адресу: "адрес". В результате выделения данного земельного участка нарушаются их права как собственников вышеуказанных жилых домов, расположенных по адресу: "адрес", так как в результате предоставления заинтересованному лицу земельного участка площадью 27777 кв.м, перекрывается выход из их домовладений со стороны школы. В поданном административном исковом заявлении Поляков Ю.И, Лола В.Ф, Гулимов Ю.А, Ситмеметов О.С. указывают на бездействие органов местного самоуправления по рассмотрению вопроса об определении территории общего пользования - дороги по "адрес") территорией общего пользования. Указывают, что в соответствии с законодательством и технической документацией дорога по ул. Школьной является территорией общего пользования. Ссылаются на то, что вдоль данной дороги проложены коммуникации необходимые для обслуживания домовладений и препятствие в использовании истцами указанной дороги как территории общего пользования нарушает права истцов на обслуживание и пользование домовладениями. Указывают, что земельный участок, расположенный по "адрес" не резервировался для государственных и муниципальных нужд и не отвечает требованиям СанПин. Полагают, что поскольку публичные слушания, результаты которых оформлены Заключением о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана муниципального образования Ленинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 27 апреля 2018 г..проведены с нарушением порядка, установленного статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской федерации, то указанное заключение является незаконным.
Указывают, что поскольку истцы являются собственниками недвижимости и пользователями земельных участков расположенных в с. "адрес", которые прилегают к земельному участку по "адрес", которых необходим им для пользования своим имуществом, постановка на кадастровый учет указанного земельного участка нарушает права истцов.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 21 февраля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Полякова Юрия Ивановича, Лола Валентины Федоровны, Гулимова Юрия Анатольевича, Ситмеметова Османа Сайдамеметовича отказано.
Не согласившись с указанным решением, Поляков Ю.И, Лола В.Ф, Гулимов Ю.А, Ситмеметов О.С. подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывают, что в ходе рассмотрения дела ответчиками доказательств своих возражений представлено не было. Полагает, что возражения ответчиков безосновательны и не подтверждены, в связи с чем, не могут быть приняты судом во внимание.
В судебном заседании представитель Полякова Ю.И, Лолы В.Ф, Гулимова Ю.А, Ситмеметова О.С. - Белоцкий Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Администрации Ленинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Черкезова М.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Поляков Ю.И, Лола В.Ф, Гулимов Ю.А, Ситмеметов О.С, представители Администрации Ленинского района Республики Крым, Ленинского районного совета Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Ленинская средняя общеобразовательная школа" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ленинским районным советом Республики Крым направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, учитывая их надлежащее извещение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ситмеметов О.С. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес"
Поляков Ю.И. является собственником 1/2 части жилого дома, расположенного по адресу: "адрес"
Лола В.Ф. и Гулимов Ю.А. являются собственниками 1/4 части жилого дома каждый, расположенного по адресу: "адрес".
Постановлением главы муниципального образования, председателя Ленинского районного совета Республики Крым от 31 января 2018 г. N71 назначены публичные слушания по проектам генеральных планов сельских поселений муниципального образования "Ленинский район", в том числе Ленинского сельского поселения.
В соответствии с Приложением 1 к указанному постановлению дата проведения публичных слушаний Ленинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым- 9 марта 2018 г.
Согласно протоколу проведения публичных слушаний по проекту генерального плана муниципального образования Ленинское сельское поселение Ленинского района Республики Крым от 9 марта 2018 г. участники публичных слушаний ознакомились с материалами проекта генерального плана. В ходе рассмотрения поступили замечания, в том числе Полякова Ю.И, Ситмеметова О.С. об учете дороги общего пользования между территорий школы и жилыми домами по "адрес".
На основании протокола проведения публичных слушаний от 9 марта 2018 г. подготовлено заключение о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана муниципального образования Ленинское сельское поселение Ленинского района Республики Крым от 27 апреля 2018г.
В соответствии с пунктом 2 указанного заключения по предложению об учете дороги общего пользования между территорий школы и жилыми домами по "адрес" приняты рекомендации о нецелесообразности учета внесенных предложений. Ранее утвержденной действующей градостроительной документацией с. Ленинское устройство проезда на данной территории не предусмотрено. Проектом планировки и застройки с. Ленинское Ленинского района на данной территории предусмотрена зона размещения школы на 960 учащихся. Участок школы сформирован по границам вышеуказанной зоны (с восточной стороны - по границе с земельными участками заявителей). Земельный участок школы поставлен на кадастровый учет (кадастровый паспорт N), в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования за МБОУ "Ленинская СОШ).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствует бездействие со стороны административных ответчиков по вопросу определения дороги общего пользования между территорией МБОУ "Ленинская средняя общеобразовательная школа" Ленинского района Республики Крым и жилыми домами, принадлежащими административным истцам. Кроме того, административными истцами прощен срок на обращение суд.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа.
В силу части 2 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ по проектам, в том числе, генеральных планов проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
При этом, согласно подпункту 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений.
Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа регламентированы статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 2 названной статьи решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.
Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (часть 12 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 2 названной статьи участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Согласно части 11 названной статьи предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи.
Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются сведения, предусмотренные частью 18 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 21 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указывает сведения, предусмотренные частью 22.
Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах (часть 23 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и не оспаривается административными истцами, 9 марта 2018 н. на публичных слушаниях по проекту генерального плана муниципального образования Ленинское сельское поселение Ленинского района Республики Крым участники публичных слушаний Поляковым Ю.И, Ситмеметовым О.С. были поданы замечания об учете дороги общего пользования между территорий школы и жилыми домами по "адрес", которые были рассмотрены и по результатам которых, было принято решение о нецелесообразности указанных замечаний.
Кроме того, Администрацией Ленинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым давались неоднократные ответы по вопросу определении дороги по "адрес" территорией общего пользования.
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана муниципального образования Ленинское сельское поселение Ленинского района Республики Крым подготовлено в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации,
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия Администрации Ленинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым по рассмотрению вопроса об определении дороги по "адрес" территорией общего пользования, а также заключения о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана муниципального образования Ленинское сельское поселение Ленинского района Республики Крым от 27 апреля 2018г.
При этом, в соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 29 Устава муниципального образования Ленинский район Республики Крым в компетенции Ленинского районного совета Республики Крым находятся утверждение генеральных планов сельских поселений района, правил землепользования и застройки сельских поселений района, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сельских поселений района документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования сельских поселений района.
Учитывая изложенное, отсутствуют основания для возложения на Администрацию Ленинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым обязанности внести на рассмотрение сессии сельского поселения вопрос о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Ленинское сельское поселение Ленинского района Республики Крым об определении территории общего пользования - дороги по "адрес", а также утвердить внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Ленинское сельское поселение Ленинского района Республики Крым территории общего пользования - дороги по "адрес".
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, административными истцами пропущен срок на обращение в суд с настоящим иском о признании незаконным и отмене решения комиссии, оформленного Заключением о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана муниципального образования Ленинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 27 апреля 2018г.
В части требований о возложении обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым снять с кадастрового учета земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" является муниципальное образование Ленинское сельское поселения Ленинского района Республики Крым.
По смыслу части 1 статьи 124, части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования об обязании совершить определенные действия являются производным от требований о признании незаконными действий (бездействия). Суд принимает решение о возложении на орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственного или муниципального служащего обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина (неопределенного круга лиц) или препятствие к осуществлению гражданином (неопределенным кругом лиц) его прав и свобод только в случае признания оспариваемых действий (бездействия) и решений соответствующих органов и должностных лиц незаконными.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку административные истцы не являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", решение о признании незаконным постановки на кадровый учет указанного земельного участка не представлено, правовых оснований для возложения обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым снять с кадастрового учета земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" не имеется.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, собранных доказательств и выводов суда. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда Республики Крым от 21 февраля 2019 г, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Полякова Юрия Ивановича, Лола Валентины Федоровны, Гулимова Юрия Анатольевича, Ситмеметова Османа Сайдамеметовича, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.