Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Кураповой З.И, Павловского Е.Г,
при секретаре Колесник Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Охрименко Леонида Павловича, Охрименко Клавдии Игнатьевны об оспаривании решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 9 января 2019 г. об отказе в осуществлении кадастрового учёта, возложении обязанности совершить определённые действия
по апелляционной жалобе Охрименко Леонида Павловича, Охрименко Клавдии Игнатьевны на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 13 марта 2019 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, пояснения Охрименко Л.П, представителя административных истцов и заинтересованных лиц Савенко Г.В, заинтересованного лица Дубровской Т.П, судебная коллегия
установила:
Охрименко Л.П, К.И. обратились в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о признании незаконным решения от 9 января 2019 г. N90/01/2019-717 об отказе в осуществлении кадастрового учёта, и возложении на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности по осуществлению государственного кадастрового учёта и государственную регистрацию права собственности образуемого земельного участка, выделенного в счёт земельных долей в праве общедолевой собственности на земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N (ранее учитывавшийся под кадастровым номером N) на территории Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым из земель Акционерного общества "Янтарный". По мнению административных истцов, отсутствовали основания для отказа в осуществлении кадастрового учёта по основаниям, указанным в оспариваемом решении.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены государственные регистраторы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каретникова В.Н, Макаров А.А, в качестве заинтересованных лиц - Акционерное общество "Янтарный", администрация Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Барабаш Н.Ф, Дубровская Т.П, кадастровый инженер Шавелкина А.А.
В своих возражениях на административное исковое заявление представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым указал, что в результате проверки документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта установлено, что межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, представленный с вместе с заявлением о государственном кадастровом учёте в форме электронного документа на электронном носителе, не соответствует требованиям, установленным Законом о регистрации, Приказом Минэкономразвития от 8 декабря 2015 г. N 921, в связи с чем осуществление государственного кадастрового учёта было приостановлено, с указанием о необходимости приведения представленных документов в соответствие с требованиями статьи 12 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым". В целях устранения причин приостановления осуществления государственного кадастрового учёта, 26 октября 2018 г. представителем административных истцов были представлены дополнительные документы, в т.ч. межевой план от 17 августа 2018 г. Однако, в связи с непредставлением документов, подтверждающих возникновения права и нестроением в установленный срок выявленных недостатков, решением от 9 января 2019 г. было отказано в осуществлении кадастрового учёта.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 13 марта 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Охрименко Л.П, Охрименко К.И. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Охрименко Л.П, К.И. ставится вопрос об отмене судебного акта, ввиду нарушения норм материального права и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам административного дела.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что процедуры по разработке и утверждению проекта землеустройства от 23 октября 2009 г. N 1/154 были завершены до 16 марта 2014 г, указанный проект в силу статьи 12 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" является проектом землеустройства по организации территории земельных долей (паёв). По мнению подателей апелляционной жалобы, суд первой инстанции в обжалуемом решении не проанализировал состав вышеуказанного проекта землеустройства, и не дал оценку правильности его квалификации административным ответчиком, соответствия его формы и содержания требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании административный истец Охрименко Л.П, его представитель, а также представитель Охрименко К.И, Барабаш Н.Ф, Дубровской Т.П. - Савенко Г.В, поддержали доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо Дубровская Т.П. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
От Охрименко К.И. поступило заявление о рассмотрении административного дела в её отсутствие.
Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Заслушав пояснения административного истца, представителя административных истцов и заинтересованных лиц, заинтересованного лица, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как усматривается из материалов дела, согласно протоколу заседания правления Открытого акционерного общества "Янтарный" от 22 июня 2003 г. утверждён список лиц, имеющих право на получение земельной доли (пая) при приватизации земель Общества, согласно решений общего собрания от 20 июня 2003 г. и заседания правления от 21 июня 2003 г, в который включены, в т.ч. Охрименко Л.П, К.И.
В соответствии с протоколом общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения бывшего Открытого акционерного общества "Янтарный" от 13 мая 2016 г, утверждён размер земельной доли в праве общей собственности на один земельный участок (пай) - 7,0639 га.
12 июля 2018 г. между Охрименко Л.П, К.И, Дубровская Т.П, Барабаш Н.Ф, являющимися участниками общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 282556 кв.м. с кадастровым номером N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, предоставленного под сельскохозяйственное использование (целевое назначение земельного участка), расположенного по адресу: "адрес", заключено соглашение, в соответствии с которым доля в праве общей долевой собственности каждого лица на указанный земельный участок на основании проекта землеустройства составляет 70639 кв.м.
20 сентября 2018 г. административные истцы обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права на земельный участок общей площадью 282556 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", приложив квитанции от 18 сентября 2018 г. N 37/1, N 37/2 и доверенность от 20 сентября 2018 г, реестровый номер 238.
Уведомлениями государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Макарова А.А. от 5 октября 2018 г, на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление действий по государственной регистрации права общей долевой собственности и по осуществлению государственного кадастрового учета в отношении вышеуказанного объекта недвижимости приостановлено до 5 января 2019 г. в связи с тем, что представленный для постановки на государственный кадастровый учёт межевой план не соответствует требованиям установленным Законом о регистрации, Приказом Минэкономразвития от 8 декабря 2015 г. N 921, а именно согласно части 3 статьи 12 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" в межевом плане, представляемом для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, выделяемого в счет земельной доли (пая) в описании местоположения земельного участка дополнительно указываются наименование сельскохозяйственного предприятия, учреждения или организации, при приватизации которых получена соответствующая земельная доля (пай), номер лота и земельного участка. Административным истцам рекомендовано привести в соответствие со статьёй 12 вышеуказанного Закона.
Во исполнение указанных уведомлений, заявителями были предоставлены в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым дополнительные документы, а именно: протокол от 24 декабря 2012 г, протокол от 13 мая 2016 г. N 5, списки имеющих право на получение земельной доли (пая) от 22 июня 2003 г, межевой план, содержащий наименование сельскохозяйственного предприятия, при приватизации которых получена соответствующая земельная доля (пай), номер лота и земельного участка.
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Макарова А.А. от 15 ноября 2018 г, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" отказано в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учёта. При проверке межевого плана, предоставленного в целях устранения причин приостановления и возобновления осуществления кадастрового учета, установлено, что данный документ не устраняет причины приостановления, межевой план не соответствует требованиям установленным Законом о регистрации, Приказом Минэкономразвития от 8 декабря 2015 г. N 921, а именно: утвержденные в установленном порядке проекты разгосударствления и приватизации земель, схемы раздела земель коллективной собственности, проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев), техническая документация по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок, содержащие графические материалы раздела на земельные участки, выделяемые в счет земельных долей (паев), разработанные и утвержденные до 16 марта 2014года, признаются для целей выдела земельных долей (паев) проектами межевания земельных участков до 1 января 2019 г. При подготовке межевого плана на основании документов, копии соответствующих документов включаются в состав приложения к межевому плану.
В связи с истечением срока приостановления и не устранением приведённых в данном уведомлении причин, уведомлением консультанта Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каретниковой В.Н. от 9 января 2019 г. N90/01/2019-717 административным истцам отказано в государственной регистрации прав на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Полагая, что вышеуказанное решение административного ответчика является незаконным, административные истцы обратились в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в признании незаконным решения от 9 января 2019 г. об отказе в осуществлении кадастрового учёта, исходил из того, что документов, указанных в части 6 статьи 12 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (а именно: проекта землеустройства по организации территории земельных долей (паев), техническая документация по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок, содержащие графические материалы раздела на земельные участки, выделяемые в счет земельных долей (паев), разработанные и утвержденные до 16 марта 2014 г.), в качестве приложения к межевому плану, административными истцами представлены не были, в материалах реестрового дела отсутствуют указанные графические материалы раздела на земельные участки, выделяемые в счёт земельных долей (паёв), что послужило основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта, и в связи с истечением срока приостановления и не устранением приведённых в данном уведомлении причин, административным ответчиком обоснованно было отказано в предоставлении вышеуказанной услуги.
Суд апелляционной инстанции не может не согласиться с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет)..
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, согласно пункту 7 части 2 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены статьёй 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьёй 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" право граждан на земельные доли (паи), возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", соответствует праву общей долевой собственности (долям в праве) на земельные доли.
Статьей 12 указанного Закона установлено, что до 1 января 2020 года выдел земельных долей (паев) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на основании проектов межевания земельного участка или земельных участков с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предельные размеры образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при выделе земельных долей (паев) определяются в соответствии с ранее принятой землеустроительной документацией, указанной в части 6 настоящей статьи, вне зависимости от их установленного размера.
Для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, выделяемого в счет земельной доли (пая), постановка на государственный кадастровый учет исходного земельного участка не требуется.
Документами, удостоверяющими право на земельную долю (пай), являются:
1) сертификат на право на земельную долю (пай), выданный до 16 марта 2014 года;
2) свидетельство о праве на наследство;
3) договоры купли-продажи, дарения, мены, удостоверенные в установленном законом порядке;
4) решение суда о признании права на земельную долю (пай);
5) решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций либо решение совета народных депутатов о передаче земель в коллективную собственность со списком граждан-совладельцев, имеющих право на земельную долю (пай).
Утвержденные в установленном порядке проекты разгосударствления и приватизации земель, схемы раздела земель коллективной собственности, проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев), техническая документация по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок, содержащие графические материалы раздела на земельные участки, выделяемые в счет земельных долей (паев), разработанные и утвержденные до 16 марта 2014 года, признаются для целей выдела земельных долей (паев) проектами межевания земельных участков до 1 января 2020 года.
Размер земельных долей (паев), если иное не следует из документов, указанных в части 4 настоящей статьи, признается равным и исчисляется в виде простой дроби, в которой числитель обозначает число принадлежащих собственнику земельных долей (паев) к общему числу земельных долей (паев), выдел которых не осуществлен.
Государственная регистрация права собственности на земельный участок, выделяемый в счет земельной доли (пая), осуществляется на основании документов, указанных в части 4 настоящей статьи.
В случае выдела земельной доли (пая) на государственную регистрацию представляется также заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления или нотариально заверенная копия протокола общего собрания собственников земельных долей (паев), определяющего местоположение границ и площадь (при наличии) земельного участка, выделяемого в счет соответствующей доли (пая), а также распределение образуемых земельных участков между участниками долевой собственности.
В силу статей 13, 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли.
Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.
Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером.
Проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей.
Одновременно с решением общего собрания участников долевой собственности об утверждении проекта межевания земельных участков должно быть принято решение об утверждении перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции был исследован диск, содержащий электронный вариант проекта землеустройства вышеуказанного земельного участка, по результатам изучения которого установлено, что он отличается по объёму от проекта землеустройства на бумажном носителе.
Кроме того, проект землеустройства, представленный на электронном носителе, не содержит распоряжения Симферопольской районного государственной администрации от 29 декабря 2012 года N3238-р, которым он был согласован.
Доводы административного истца о том, что межевой план был сдан в электронном виде 20 сентября 2018 г, опровергается описью поданных документов от 26 октября 2018 г.
При таких обстоятельствах, административными истцами при обращении в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учёта, не был представлен весь необходимый перечень документов, установленный частью 6 статьи 12 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным оспариваемого решения, судебная коллегия не находит.
Доводы Охрименко Л.П, Охрименко К.И, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
При этом, административные истцы, не лишены права вновь обратиться в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с соответствующими заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учёта земельных участков, приложив к ним все необходимые документы, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 13 марта 2019 г. - без изменения, апелляционную жалобу Охрименко Леонида Павловича, Охрименко Клавдии Игнатьевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.