Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Кураповой З.И, Павловского Е.Г,
при секретаре Колесник Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Дмитренко Виталия Дмитриевича об оспаривании решения Железнодорожненского сельского совета Бахчисарайского района от 18 сентября 2003 г. N 10-72.81 "О выделении и передаче в собственность земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений гр. Дмитренко В.Д.", постановления администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 10 сентября 2018 г. N 150 "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", возложении обязанности совершить определённые действия
по апелляционной жалобе Дмитренко Виталия Дмитриевича на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 13 марта 2019 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, пояснения Дмитренко В.Д, его представителя Макаровой Э.В, допущенного по устному ходатайству, судебная коллегия
установила:
Дмитренко В.Д. обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя, с учётом изменения предмета, нарушением его права на приобретение земельного участка, находящегося в его фактическом пользовании, бесплатно в собственность. Ссылка административного ответчика на несоответствие схемы и информации, имеющейся в земельно-кадастровых книгах, в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в силу действующего законодательства является незаконной. По мнению административного истца, решение Железнодорожненского сельского совета Бахчисарайского района от 18 сентября 2003 г. N 10-72.81 не соответствует положениям статьи 118 Земельного кодекса Украины, действовавшей на момент его принятия. В тексте указанного решения отсутствуют ссылки на принятое решение о предоставлении Дмитренко В.Д. разрешения на разработку проекта землеустройства. Договора с хозяйствующим субъектом на разработку проекта землеустройства земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", административный истец не заключал.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечён председатель администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым Колкунова И.А, в качестве заинтересованного лица - Общество с ограниченной ответственностью "Землемер".
В своих возражениях на административное исковое заявление представитель администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым указал, что согласно Генерального плана с. Речное, действующего в момент принятия решения Железнодорожненского сельского совета Бахчисарайского района от 18 сентября 2003 г. N 10-72.81 и до настоящего времени по адресу: "адрес" для обслуживания жилого дома и хозяйственных построек выделен земельный участок площадью 0,08 га, вынесено соответствующее решение и внесена соответствующая запись в земельно-кадастровую книгу с. Речное Железнодорожненского сельского поселения. Выделение Дмитренко В.Д. земельного участка в 2003 году было осуществлено с учётом действующей градостроительной документации, схем расположения коммуникаций.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 13 марта 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Дмитренко В.Д. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Дмитренко В.Д. ставится вопрос об отмене судебного акта, ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что земельно-кадастровые книги и решения органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков не относятся к градостроительной документации. По мнению подателя апелляционной жалобы, ссылка административного ответчика на несоответствие схемы и информации, имеющейся в земельно-кадастровых книгах, в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в силу действующего законодательства является незаконной. На вышеуказанном земельном участке находится приобретённый административным истцом в 2003 году индивидуальный жилой дом, отказ в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1150 кв.м, нарушает право административного истца на приобретение земельного участка, находящегося в его фактическом пользовании, бесплатно в собственность. О наличии решения Железнодорожненского сельского совета Бахчисарайского района от 18 сентября 2003 г. N 10-72.81 административному истцу стало известно после получения постановления администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 10 сентября 2018 г. N 150.
В судебном заседании Дмитренко В.Д. и его представитель Макарова Э.В, поддержали доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Заслушав пояснения административного истца и его представтеля, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, а также соблюдение сроков обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Из материалов административного дела следует, что Дмитренко В.Д. на основании договора купли-продажи от 18 апреля 2003 г. приобретено домовладение с соответствующими надворными постройками, расположенное по адресу: "адрес".
18 сентября 2003 г, по результатам рассмотрения заявления Дмитренко В.Д, Железнодорожненским сельским советом Бахчисарайского района принято решение N 10-72.81, которым административному истцу выделен и передан в собственность земельный участок в "адрес" для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, площадью 0,08 га.
Дмитренко В.Д. было рекомендовано оформить государственный акт на право частной собственности на землю (пункт 4 решения).
14 августа 2018 г. Дмитренко В.Д. обратился в администрацию Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 1150 кв.м, категория земель: "земли населённых пунктов", разрешённое использование: "для индивидуального жилищного строительства".
Постановлением администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 10 сентября 2018 г. N 150 административному истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на том основании, что представленная на утверждение схема не соответствует градостроительной документации Железнодорожненского сельского поселения, действовавшей до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". В земельно-кадастровых книгах Железнодорожненского сельского поселения с. Речное за период с 2002 года лицевой счёт N 168, за Дмитренко В.Д. по адресу: "адрес", закреплён земельный участок площадью 0,08 га. Кроме того, решением Железнодорожненского сельского совета Бахчисарайского района от 18 сентября 2003 г. N 10-72.81 Дмитренко В.Д. выделен бесплатно в собственность земельный участок по адресу: "адрес", площадью 0,08 га.
Полагая, что вышеуказанные решение и постановление являются незаконными, Дмитренко В.Д. обратился в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в признании незаконными решения Железнодорожненского сельского совета Бахчисарайского района от 18 сентября 2003 г. N 10-72.81 и постановления администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 10 сентября 2018 г. N 150, исходил из обоснованности утверждений администрации о несоответствии градостроительной документации Железнодорожненского сельского поселения представленной на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1150 кв.м, подготовленной административным истцом, и не доказанности административным истцом соблюдения срока на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Железнодорожненского сельского совета Бахчисарайского района от 18 сентября 2003 г.
Судебная коллегия не может не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов административного дела, решение Железнодорожненского сельского совета Бахчисарайского района от 18 сентября 2003 г. N 10-72.81 принято по результатам рассмотрения заявления Дмитренко В.Д. о выделении земельного участка площадью 0,08 га и передаче его бесплатно в частную собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: "адрес".
Из вышеуказанного следует, что административный истец, обращаясь с вышеуказанным заявлением в Железнодорожненский сельский совет Бахчисарайского района более 15 лет назад, был заинтересован в принятии оспариваемого решения от 18 сентября 2003 г. N 10-72.81.
При таких обстоятельствах, обращаясь 1 ноября 2018 г. с административным исковым заявлением, Дмитренко В.Д, вопреки положениям части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказал соблюдение срока на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Железнодорожненского сельского совета Бахчисарайского района от 18 сентября 2003 г.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что о наличии решения Железнодорожненского сельского совета Бахчисарайского района от 18 сентября 2003 г. N 10-72.81 административному истцу стало известно после получения постановления администрации Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 10 сентября 2018 г. N 150, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Поскольку Дмитренко В.Д. не представил данных, свидетельствующих об уважительности причин пропуска им указанного срока, суд первой инстанции правомерно, со ссылкой на статью 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказал в удовлетворении административного искового заявления в названной части требований.
Оспариваемое решение Железнодорожненского сельского совета Бахчисарайского района от 18 сентября 2003 г. N 10-72.81 было принято органом местного самоуправления в соответствии с положениями статей 12, 121, пункта 12 Раздела Х Переходных положений Земельного кодекса Украины, статьёй 33 Закона Украины "О местном самоуправлении", в пределах предоставленных ему полномочий.
Само по себе не указание в оспариваемом решении на статьи 118 Земельного кодекса Украины, действовавшей на момент его принятия, и отсутствие в нём ссылки на принятое решение о предоставлении Дмитренко В.Д. разрешения на разработку проекта землеустройства, не свидетельствуют о его незаконности.
Вопреки положениям части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не доказан факт нарушение своих прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением Железнодорожненского сельского совета Бахчисарайского района от 18 сентября 2003 г. N 10-72.81.
Более того, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции административным истцом вышеуказанное решение не исполнено.
Закон Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений" в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В статье 2 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений" установлено, что заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривают уполномоченный орган местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего публичного образования.
Частью 2 статьи 15 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений" установлено, что основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении земельного участка, кроме случаев, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, также являются:
1) несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации;
2) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно части 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 г, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в ст. 39.14 Земельного кодекса Российский Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Требования к образуемым земельным участкам установлены статьёй 11.9 Земельного кодекса Российский Федерации.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислен в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российский Федерации.
Перечень оснований, по которым уполномоченным органом должно быть отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержит пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российский Федерации.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2015 г. N 44 утверждён Порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории (далее - Порядок).
Согласно пункта 3 Порядка подготовка схемы расположения земельного участка и проекта межевания территории может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом в случаях, установленных законом.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории готовится на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке проектов планировки территории.
До разработки документации по территориальному планированию, проектов планировки территории в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации проект межевания территории и схема расположения земельного участка могут быть подготовлены на основании градостроительной документации (пункт 5 Порядка).
Как усматривается из материалов административного дела, на момент обращения Дмитренко В.Д. администрацию Железнодорожненского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, решение Железнодорожненского сельского совета Бахчисарайского района от 18 сентября 2003 г. N 10-72.81, которым административному истцу выделен бесплатно в собственность земельный участок по адресу: "адрес", площадью 0,08 га, является действующим, никем не отменено и не оспорено.
Также административным ответчиком в оспариваемом постановлении указано, что в земельно-кадастровых книгах Железнодорожненского сельского поселения с. Речное за период с 2002 года лицевой счёт N 168, за Дмитренко В.Д. по адресу: "адрес", закреплён земельный участок площадью 0,08 га.
Указанные обстоятельства согласуются со сведениями, изложенными в решении Железнодорожненского сельского совета Бахчисарайского района от 18 сентября 2003 г. N 10-72.81.
Исходя из вышеприведённых правовых норм и фактических обстоятельств административного дела, учитывая, что представленная административным истцом на утверждение схема не соответствовала градостроительной документации Железнодорожненского сельского поселения, действовавшей до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", административный ответчик, постановлением от 10 сентября 2018 г. N 150 правомерно отказал в её утверждении, что соответствует положениям части 2 статьи 15 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений", а также положениям Устава муниципального образования Железнодорожненское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, принятого решением 4-ой сессии Железнодорожненского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым 1-го созыва от 3 декабря 2014 г. N 3-25.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, основанием для отказа в утверждении представленной административным истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, послужило её не соответствие градостроительной документации Железнодорожненского сельского поселения, действовавшей до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Указание в оспариваемом постановлении информации, отражённой в земельно-кадастровой книге Железнодорожненского сельского поселения с. Речное лишь подтверждает обоснованность вывода административного ответчика, который согласуется со сведениями, изложенными в действующем решении Железнодорожненского сельского совета Бахчисарайского района от 18 сентября 2003 г. N 10-72.81.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельно-кадастровые книги и решения органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков не относятся к градостроительной документации, судебной коллегией отклоняются.
При таких обстоятельствах, административный ответчик, реализуя свое право на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, не допустил нарушения закона, прав, свобод и законных интересов административного истца.
Настоящее административное дело рассмотрено городским судом в пределах заявленных требований, в удовлетворении которых правомерно отказано.
Вопреки положениям пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не доказано нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми актами органов местного самоуправления.
Доводы Дмитренко В.Д, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 13 марта 2019 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Дмитренко Виталия Дмитриевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.