Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Мостовенко Н.Р.
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ягьяева Айдера Ниязиевича к администрации города Симферополя, МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя о признании незаконным решения, заинтересованное лицо: Отдел по межнациональным отношениям администрации города Симферополя Республики Крым, по апелляционной жалобе представителя Ягьяева Айдера Ниязиевича - Якубовой Марии Геннадьевны на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 апреля 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, пояснения представителя Ягьева А.Н. - Якубовой М.Г. поддержавшей доводы жалобы, пояснения представителя администрации г. Симферополя Малиновской А.В. просившей отказать в удовлетворении жалобы,
судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Ягьяев А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение администрации города Симферополя об отказе в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: "адрес"), изложенное в письме от 08 ноября 2018 года N Я-85/9438 и возложить обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть заявление Ягъяева А.Н. от 08 ноября 2018 года N Я-85/9438 и принять решение в соответствии с законом. В обоснование требований указывает, что вывод администрации города Симферополя о несоответствии месторасположения земельного участка градостроительной документации и как следствие несоответствие самовольной постройки условию, указанному в подпункте 4 пункта 15 постановления Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252, является спорным, поскольку месторасположение границ испрашиваемого земельного участка не установлено, в связи с чем администрация города Симферополя на момент принятия спорного решения не могла определить, что месторасположение земельного участка по адресу: "адрес", противоречит градостроительной документации. Считает, что отказ в выдаче положительного заключения в отношении самовольной постройки нарушает его право на предоставление земельного участка с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, гарантированное статьей 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 Указывает, что иных путей оформления права собственности на самовольную постройку и земельный участок законодательством не предусмотрено.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 апреля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Ягьяева А.Н. отказано.
Представитель Ягьяева А.Н. - Якубова М.Г. не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 апреля 2019 года и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что доказательства, предоставленные административным ответчиком, а именно выкопировка из генерального плана города Симферополя, а также выкопировка из Плана зонирования территории города Симферополя, согласно которым испрашиваемый земельный участок находится на территории зеленых насаждений общего пользования, а также в рекреационной зоне озелененных территорий общего пользования, не подтверждают законности принятого администрацией решения об отказе в выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства. Считает, что административным ответчиком не был доказан факт того, что испрашиваемый земельный участок находится непосредственно в рекреационной зоне озелененных территорий общего пользования. Указывает, что суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства имеющие значение при рассмотрении дела и неправильно применил нормы материального права, что на основании части 2 статьи 310 КАС РФ является основанием для отмены обжалуемого решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников,
судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что 31 мая 2018 года Ягьяев А.Н. обратился в администрацию города Симферополя с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства.
08 ноября 2018 года заявление Ягьяева А.Н. было рассмотрено комиссией для подготовки заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее жилым домом на территории муниципального образования городской округ Симферополь и принято решение об отказе в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: "адрес" в связи с несоответствием самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252.
08 ноября 2018 года исх. N Я-85/9438 администрацией города Симферополя было направлено письмо Ягьяеву А.Н. об отказе в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства.
Ягьяев А.Н. оспаривает законность указанного решения.
Особенности предоставления земельных участков гражданам с расположенными на них постройками, возведенными самовольно до 18 марта 2014 года, предусмотрены статьей 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 (ред. от 19.03.2019) "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее Закон Республики Крым N 66-ЗРК/2015).
Согласно части 1, 2 статьи 22 Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015 гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий: 1) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам; 2) на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до 18 марта 2014 года; 3) имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства; 4) объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; 5) на данном земельном участке в соответствии с градостроительной документацией допускается возведение жилого дома или жилого строения.
Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьей обладают граждане Российской Федерации, указанные в статье 4 настоящего Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым. Иным гражданам земельные участки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, предоставляются без проведения торгов в собственность за плату или в аренду.
Частью 4 статьи 22 Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015 предусмотрено, что порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Таким нормативным правовым актом является Порядок предоставления земельного участка с расположенной на нем самовольной постройкой и выдачи заключения о возможности признания ее жилым домом, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252 (далее Порядок).
Настоящий Порядок определяет процедуру предоставления земельных участков гражданам, на которых расположены постройки, возведенные самовольно до 18 марта 2014 года (далее - самовольные постройки), и выдачи заключения о возможности признания их объектами индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 2 Порядка предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заключение) осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения (далее - уполномоченный орган).
Гражданин с целью предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (пункт 3 Порядка).
К заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия паспорта заявителя (всех страниц, имеющих записи) или иного документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя; 2) документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя, если с Заявлением обращается представитель заявителя; 3) фотография самовольной постройки размером не менее 6 на 12 см с изображением главного и бокового фасадов; 4) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории - в случае если земельный участок предстоит образовать; 5) копия технического паспорта на объект недвижимого имущества; 6) копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок (при наличии) - в случае если земельный участок образован; 7) копия кадастрового паспорта земельного участка (при наличии) - в случае если земельный участок образован; 8) документы, подтверждающие подключение самовольной постройки к сетям инженерно-технического обеспечения и отсутствие задолженности по уплате соответствующих услуг (при наличии); 9) иные документы, подтверждающие владение, пользование объектом индивидуального жилищного строительства (при наличии) (пункт 4 Порядка).
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Заключения (пункт 13 Порядка).
Заключение выдается на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 14 Порядка).
Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: 1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; 2) самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; 3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц; 4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года; 5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; 6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; 7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с письмом департамента развития муниципальной собственности от 29 октября 2018 года N 227662/40/05-07 установлено, что решением 81 сессии 6 созыва Симферопольского городского совета от 13 марта 2014 года N 928 гражданину Ягьяеву А.Н. отказано в предоставлении разрешения разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" (поз. по ГП-128), в связи с тем, что размещение указанного земельного участка противоречит генеральному плану города и иной градостроительной документации.
Согласно выкопировки из генерального плана города Симферополя, утвержденного решением 23 сессии 6 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2011 года N 234 испрашиваемый земельный участок по адресу: "адрес" (поз. по ГП-128) находится на территории зеленых насаждений общего пользования.
Согласно выкопировки из Плана зонирования территории города Симферополя, утвержденного решением 55 сессии 6 созыва Симферопольского городского Совета Республики Крым от 21 февраля 2013 года N 610 земельный участок по адресу: "адрес" "адрес" (поз. по ГП-128) находится в рекреационной зоне озелененных территорий общего пользования.
Пунктом 18 Порядка предусмотрено, что комиссия по результатам рассмотрения Заявления и проведения проверки на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче уполномоченным органом Заключения.
На основании решения комиссии уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка (подпункт 2 пункта 18 Порядка).
Доводы апелляционной жалобы о том, что границы испрашиваемого земельного участка не определены, в связи с чем нельзя установить его месторасположения и он не может противоречить градостроительной документации, не могут быть приняты во внимание, поскольку административным ответчиком определялось фактическое месторасположение дома.
Учитывая, что земельный участок расположенный по адресу: "адрес" (поз. по ГП-128) противоречит генеральному плану города и иной градостроительной документации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что решение администрации города Симферополя об отказе в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: "адрес" (поз. по ГП-128) является законным и обоснованным.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования административного ответчика о признании незаконным и отмене решения администрации города Симферополя, изложенное в письме от 08 ноября 2018 года N Я-85/9438, не основаны на действующем законодательстве.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на положениях норм материального и процессуального права и установленных фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, иному толкованию законодательства, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Аналогичные доводы апелляционной жалобы были рассмотрены в заседании суда первой инстанции, где им дана надлежащая оценка, что отражено в решении судьи.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда нет.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Ягьяева А.Н. - Якубовой М.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
Мотивированное определение изготовлено 27 июня 2019 года.
Председательствующий: Федоренко Э.Р. Дело N 33а-6278/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ)
г. Симферополь 25 июня 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Мостовенко Н.Р.
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ягьяева Айдера Ниязиевича к администрации города Симферополя, МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя о признании незаконным решения, заинтересованное лицо: Отдел по межнациональным отношениям администрации города Симферополя Республики Крым, по апелляционной жалобе представителя Ягьяева Айдера Ниязиевича - Якубовой Марии Геннадьевны на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 апреля 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, пояснения представителя Ягьева А.Н. - Якубовой М.Г. поддержавшей доводы жалобы, пояснения представителя администрации г. Симферополя Малиновской А.В. просившей отказать в удовлетворении жалобы,
судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Ягьяева А.Н. - Якубовой М.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.