Судья Верховного Суда Республики Бурятия Казанцева Т.Б., при секретаре Ефремовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования Кукушкина А.С. на постановление Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 28 февраля 2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ИП Ма Нины Юрьевны,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 28 февраля 2019г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ИП Ма Н.Ю. - на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - старший государственный инспектор Республики Бурятия по охране природы, заместитель начальника отдела государственного экологического геологического и водного контроля и надзора Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования далее - Бурприроднадзор) Кукушкин А.С. обратился с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить, ссылаясь на неверные выводы суда об отсутствии в действиях Ма Н.Ю. наличия состава административного правонарушения.
В суд вышестоящей инстанции Кукушкин А.С. не явился, извещен надлежащим образом.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности Ма Н.Ю. возражала против удовлетворения жалобы, полагала, что оснований для отмены постановления не имеется.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к выводу, что постановление подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.ч.1 и 2 ст.26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 18.02.2019г, Государственным инспектором Бурприроднадзора проведена проверка по факту сжигания отходов лесопиления и лесопереработки в местности "... " (животноводческая стоянка с наличием пункта приема и отгрузки древесины) Хоринского района Республики Бурятия. В ходе проверки было установлено, что на указанном пункте осуществляет деятельность по приему и отгрузке древесины ИП Ма Н.Ю. В результате деятельности пункта приема и отгрузки древесины образуются следующие виды отходов: опилки древесные, стружки древесные, горбыль древесный, кора древесная и другие. Поскольку ИП Ма Н.Ю. не было обеспечено исполнение требований закона в сфере обращения с отходами, в отношении нее был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.
Прекращая в отношении ИП Ма Н.Ю. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, судья пришел к выводу об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, поскольку объективная сторона правонарушения не конкретизирована и имеющиеся доказательства не позволяют прийти к однозначному выводу о наличии состава правонарушения и вины ИП Ма Н.Ю.
Однако с указанными выводами вышестоящий суд согласиться не может.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
На основании ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.3.7 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
Согласно ч.3 ст.6 Закон Республики Бурятия от 09.03.2010г. N1254-IV "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия" обезвреживание отходов должно осуществляться специализированными организациями в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических норм и правил.
В соответствии с федеральным законодательством запрещается производить несанкционированное сжигание отходов открытым способом, осуществлять сброс отходов в водоемы всех видов пользования, на берега, лед этих водоемов, в недра и на почву (ч.4 ст.6 Закон Республики Бурятия от 09.03.2010г. N1254-IV).
Согласно п.1 ст.19 Федерального закона N89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 18.02.2019г, в местности "... " ИП Ма Н.Ю. осуществляет деятельность по приему и отгрузке древесины. Деятельность осуществляется в пункте приема и отгрузки древесины, поставленном на учет в Министерстве природных ресурсов РБ 11.05.2016г, о чем выдано свидетельство.
При этом, описывая объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, должностное лицо в протоколе указало, что ИП Ма Н.Ю. не обеспечила исполнение требований закона в сфере обращения с отходами производства: не представила доказательств передачи отходов лесопиления и лесопереработки, отсутствуют акты приема-передачи отходов лесопереработки, журнал движения отходов, договоры на передачу отходов специализированным предприятиям, отсутствует специализированная площадка накопления отходов.
Прекращая производство по делу, суд фактически не проверил наличие в действиях ИП Ма Н.Ю. объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, не дал оценку ее действиям (бездействию) по обращению с отходами лесопиления на предмет их соответствия нормам законодательства об отходах производства, не привел мотивированную позицию в обоснование вывода об отсутствии состава данного административного правонарушения.
Таким образом, вывод суда об отсутствии состава административного правонарушения и прекращении производства по делу сделан судом без выяснения всех обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку установленный ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек, суд принимает решение об отмене постановления с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого суду следует установить наличие или отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, в действиях ИП Ма Н.Ю. с учетом вмененных ей административным органом нарушений, дать оценку дополнительно представленным ею доказательствам (журналу отходов, договору безвозмездного вывоза срезок, опилок) на предмет их соответствия требованиям законодательства об обращении с отходами производства
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 28 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Ма Нины Юрьевны отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Т.Б. Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.