Судья Верховного Суда Республики Бурятия Казанцева Т.Б., при секретаре Петровой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГАУЗ "Гусиноозерская центральная районная больница" на постановление Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 22 апреля 2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении ГАУЗ "Гусиноозерская центральная районная больница",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 22 апреля 2019г. ГАУЗ "Гусиноозерская центральная районная больница" (далее - ГАУЗ "Гусиноозерская ЦРБ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 75000 руб.
В жалобе на указанное постановление ГАУЗ "Гусиноозерская ЦРБ" просит его отменить, освободить от административной ответственности и прекратить производство по делу, ссылаясь на наличие кадровых проблем в системе здравоохранения, что не позволяет создавать бригады скорой помощи требуемой численности. При административном расследовании не доказан факт неукомплектованности автомобилей скорой помощи, кроме того, суд не учел, что медицинское оборудование перемещается между автомобилями.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ГАУЗ "Гусиноозерская ЦРБ" Дашиева Э.Ж, поддержавшего доводы жалобы, заместителя начальника отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения ТО Росздравнадзора по РБ Бардаханову М.С, представителя ТО Росздравнадзора Иочис Ю.Л, возражавших против удовлетворения жалобы, суд не находит оснований для отмены постановления.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 ст.19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно примечанию к указанной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 4 мая 2011г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Частью 11 ст.19 Федерального закона о лицензировании установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012г. N291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
В силу п.6 указанного Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи утвержден Приказом Минздрава России от 20.06.2013г. N388н.
Как следует из материалов дела, ГАУЗ "Гусиноозерская ЦРБ" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 15 января 2019г, выданной Министерством здравоохранения Республики Бурятия.
В период с 28 января 2019г. по 22 февраля 2019г. должностными лицами ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия в отношении ГАУЗ "Гусиноозерская ЦРБ" проведено административное расследование по факту соблюдения медицинским учреждением порядков и стандартов оказания медицинской помощи, поводом для проведения которой послужило обращение С. о ненадлежащем оказании медицинской помощи Б.
По результатам расследования было установлено, что 23 декабря 2018г. к Б. дважды на санитарном автомобиле выезжала скорая помощь в составе фельдшера и водителя, что не соответствует требованиям Приказа Минздрава РФ N388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи", в соответствии с которым общепрофильная фельдшерская выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо двух фельдшеров скорой медицинской помощи и водителя, либо фельдшера скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя, кроме того, предусмотрено требование об использовании для организации деятельности общепрофильной фельдшерской выездной бригады скорой медицинской помощи автомобиля скорой медицинской помощи класса "A" или "B" (п.7 Приложения 2).
Кроме того, в ходе административного расследования была осмотрена машина скорой помощи ГАЗ-322174, выезжавшая по вызову Б, и установлено, что машина является санитарной, в ней отсутствует медицинское оборудование, утвержденное приказом МЗ РФ N388н (пункты 2 и 3 Приложения 5).
При этом также установлено, что в медицинской организации имеется 8 автомобилей, из которых, исходя из бухгалтерских документов, 2 автомобиля скорой медицинской помощи укомплектованы в соответствии с требованиями приложения 5 приказа МЗ РФ N 388н, однако по факту проведенной проверки было также установлено, что данные автомобили разукомплектованы и не используются по назначению, остальные автомобили являются санитарным транспортом и не оснащены закрепленным за автомобилями медицинским оборудованием.
При этом также установлено, что утвержденный приказом от 29.12.2018г. внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности не охватывает скорую медицинскую помощь.
Установленные нарушения при оказании медицинской деятельности послужили основанием для вывода о наличии факта грубого нарушения ГАУЗ "Гусиноозерская ЦРБ" лицензионных требований, что обоснованно послужило оснвоанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Выводы суда о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, основаны на исследованных и приведенных в постановлении доказательствах, которые в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ оценены судьей районного суда на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Судом доводы жалобы ГАУЗ "Гусиноозерская ЦРБ", воспроизведенные также в жалобе на постановление, обоснованно не были приняты во внимание. Кадровые проблемы, как обоснованно указал суд, не являются уважительной причиной несоблюдения установленного порядка оказания скорой медицинской помощи.
Доводы о возможности перемещения медицинского оборудования между автомобилями также обоснованно отвергнуты судом, поскольку такие действия не соответствует требованиям Приказа Минздрава РФ N388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи", который не предусматривает возможность переноса оборудования.
Доводы о малозначительности допущенного правонарушения также были обоснованно судом отклонены.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Совершенное ГАУЗ "Гусиноозерская ЦРБ" правонарушение к таковым отнести нельзя, поскольку допущенные нарушения создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере охраны здоровья граждан, обеспечения охраны их жизни.
При таких обстоятельствах вышестоящий суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 22 апреля 2019 года оставить без изменения, жалобу ГАУЗ "Гусиноозерская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Т.Б. Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.