Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Ефремовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО "Бурятнефтепродукт" на решение судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 20 марта 2019 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в отношении ПАО "Бурятнефтепродукт",
установил:
постановлением N Н-527 заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории Шаргаева П.М. от 11 января 2019 года ПАО "Бурятнефтепродукт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 800000 руб.
Решением судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 20 марта 2019 года постановление по делу об административном правонарушении изменено путем снижения размера административного штрафа до 400000 руб.
Не согласившись с решением судьи районного суда, представитель ПАО "Бурятнефтепродукт" Рудаков В.В. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.
В судебном заседании представители ПАО "Бурятнефтепродукт" Серебренников А.С. и Рудаков В.В. доводы жалобы поддержали.
Представитель Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора Цыренжапова А.С. доводам жалобы возражала.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (статья 11 Закона о недрах).
Как следует из материалов дела, 7 декабря 2018 года Байкальским межрегиональным Управлением Росприроднадзора проведена проверка принадлежащего ПАО "Бурятнефтепродукт" автозаправочного комплекса, расположенного по адресу: "... ". В ходе проверки в здании АЗК операторской обнаружена водозаборная скважина. Проверяющими установлено, что с помощью насоса вода из скважины последовательно поступает в систему хозяйственного водоснабжения для влажной уборки помещений АЗК, туалетных комнат служебного персонала и клиентов.
Выявленный факт использования обществом недр в отсутствие лицензии послужил основанием для привлечения ПАО "Бурятнефтепродукт" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Федеральный закон N 294-ФЗ) органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится в том числе нарушение требований, предусмотренных частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки) (пункт 8 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ).
Как следует из Акта проверки N ТЗАВН-513 от 7 декабря 2018 года, составленного Байкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора, к проведению проверки в качестве экспертов были привлечены специалисты ФГБУ " "... "" в лице "... "" (специалисты А, Б, В, Г.).
Из материалов дела видно, что 22 февраля 2018 года между ПАО "Бурятнефтепродукт" и ФГБУ " "... "" в лице "... "" заключен гражданско-правовой договор N... на выполнение работ по отбору проб и испытанию отходов.
Сведений о том, что действие договора на период проверки было приостановлено, либо договор прекратил свое действие, в материалы дела не представлено.
Таким образом, проведение Байкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора проверки с участием экспертов ФГБУ " "... "" является грубым нарушением предусмотренных Федеральным законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок юридических лиц.
В силу положений части 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку акт проверки от 7 декабря 2018 года недопустимо использовать как доказательство вины общества в совершении административного проступка, а другие доказательства являются производными от данного акта, ПАО "Бурятнефтепродукт" не может быть привлечено к административной ответственности. В связи с изложенным остальные доводы жалобы суд не оценивает.
Обжалуемые постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
постановление N Н-527 заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории от 11 января 2019 года и решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 20 марта 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ в отношении ПАО "Бурятнефтепродукт", отменить.
Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Назимова П.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.