Судья Верховного суда Республики Бурятия Захаров Е.И.,
при секретаре Долонове Ц.-Н.Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО "Теплоэнерго" на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории от 10 января 2019 года, решение судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 15 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ в отношении АО "Теплоэнерго",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории от 10 января 2019 года АО "Теплоэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.
Генеральным директором АО "Теплоэнерго" Шишкиным П.П. в районный суд подана жалоба на данное постановление.
Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 15 марта 2019 г. данное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, представитель АО "Теплоэнерго" Яковлев А.А. обратился в Верховный суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит изменить решение суда, применив части 3 и 3.1 статьи 4.1 КоАП РФ и уменьшив размер административного штрафа.
В судебное заседание представитель АО "Теплоэнерго" Яковлев А.А. не явился, направил в суд заявление о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя АО "Теплоэнерго".
Прокурор, представитель Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора Емшанова Л.Л. считают, что оснований для отмены или изменения постановления, решения суда, не имеется.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Согласно пунктов 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в редакции, действующей с 1 января 2019 г.) вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отсутствии разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух, разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой, с привлечением специалистов Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора выявлено, что при осуществлении Обществом хозяйственной деятельности производятся выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника - пяти отопительных котельных без соответствующего разрешения в нарушение требований законодательства.
Факт совершения АО "Теплоэнерго" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и не оспаривался самим Обществом.
Вместе с тем при рассмотрении настоящей жалобы суд считает возможным изменить состоявшиеся по делу постановление и решения суда в части назначенного административного наказания.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Как следует из справки АО "Теплоэнерго" о стоимости чистых активов предприятия от 24 мая 2019 года, разница между активами и обязательствами на 1 апреля 2019 года составила минус 7218 тысяч рублей, т.е. обязательства предприятия превышают его активы на указанную сумму.
Учитывая изложенное, суд, руководствуясь правовой позицией Конституционного Суда РФ по рассматриваемому вопросу, считает возможным снизить размер административного штрафа до 100000 рублей, то есть ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.
Таким образом, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории от 10 января 2019 года, решение судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 15 марта 2019 года по делу в отношении АО "Теплоэнерго" по части 1 статье 8.21 КоАП РФ подлежат изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 100000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Изменить постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории от 10 января 2019 года, решение судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 15 марта 2019 года по настоящему делу в отношении АО "Теплоэнерго" по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 100000 рублей.
В остальной части указанные судебное решение и постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения.
Судья Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.